131-й закон о местном самоуправлении. Левой рукой правое ухо…

24 февраля 2009, 10:27

Еще три года назад, когда 131-й закон о местном самоуправлении только «обкатывался» были надежды, что в ходе «обкатки» будут сделаны поправки, которые позволят сделать закон жизнеспособным и дееспособным. Но, к сожалению, эти надежды не оправдались.

Наверное, мы так устроены, что, задумывая благое дело, на выходе получаем «как всегда». Закон, который был принят не без участия Совета Европы, предполагал, с одной стороны, приблизить власть к гражданам, с другой, вовлечь этих самых граждан в управление. Первое невозможно по определению, второе пока невозможно, так как нет как такового местного самоуправления. В последнее время я много встречался с руководителями городских округов, городских и сельских поселений Московской области, и, прежде всего, Одинцовского района. Ни один из них не сказал доброго слова о законе. Даже терминология – поселение, округ вызывают отторжение. Я помню, как те же руководители ждали этот закон. Сколько было оптимизма, сколько надежд. За эти несколько лет оптимизм обернулся пессимизмом, а надежды превратились в несбыточные мечты. Почему?

 
 
Начать надо с того, что закон принимался в одних политических реалиях, а действовать начал в совершенно других. Вместо выборов всех уровней власти мы получили вертикаль, на кончике которой сохранилась выборность в местные органы.
                                       

Начать надо с того, что закон принимался в одних политических реалиях, а действовать начал в совершенно других. Вместо выборов всех уровней власти мы получили вертикаль, на кончике которой сохранилась выборность в местные органы. С одной стороны нарушена логика формирования исполнительной власти – или всех выбирать, или всех назначать. Губернатор, на котором лежит ответственность за миллионы людей, зависит от воли одного человека, а глава поселения, которого выбирали пять с половиной человек, практически несменяем до конца срока своих полномочий (если только серьезное уголовное дело). С другой стороны, по закону вышестоящий руководитель должен поделиться властью с нижестоящим (власть – финансы и имущество), а делиться властью, несмотря на все громкие заявления, у нас не любят. Отсюда вместо местного самоуправления пока только местно само…

Стоит отметить, что новый закон для городов не создал особых проблем (за исключением обрезания полномочий). Был городом, стал городским поселением, практически без каких-либо серьезных структурных изменений. А вот в районах, которые перешли на двухуровневое управление, проблем выше крыши. Начиная от определения административных границ поселения и заканчивая перераспределением имущества. Напомню, что в нашем районе двухуровневое управление. На мой взгляд, на сегодняшний день двухуровневое управление вредно, так как вносит дополнительную неразбериху в и так непростые социально-экономические отношения.

Во-первых, разрушена худо-бедно действовавшая система управления районами. Во-вторых, выросло и еще вырастет количество чиновников, которых не только надо кормить, но и учить. В-третьих, на поселковых выборах при мизерном количестве избирателей к власти могут прийти популисты и демагоги, в чем я абсолютно уверен, сможем убедиться уже на предстоящих весенне-осенних выборах. В-четвертых, в результате всех манипуляций с двухуровневым управлением у глав поселений полномочий стало меньше, чем было до введения закона.

 
 
На мой вопрос главам, чем вы теперь занимаетесь, все без исключения не без доли иронии ответили одно и то же: «Вывозим мусор и вешаем таблички на дома».                                                                        

На мой вопрос главам, чем вы теперь занимаетесь, все без исключения не без доли иронии ответили одно и то же: «Вывозим мусор и вешаем таблички на дома». К этому можно еще добавить утверждение герба и гимна поселения.

Нескольким районам повезло – они успели трансформироваться из муниципального района в городской округ со всеми вытекающими последствиями. Но не всем. В частности был поставлен шлагбаум на изменении статуса Одинцовскому району, хотя большинство жителей эту идею поддерживала. Почему так случилось, это отдельная и печальная тема, которой я бы не хотел касаться. В общем, получили то, что получили. С разными вариациями главы поселений это «получили» сформулировали так: «закон-перевертыш», «фига в кармане», «идиотский закон». Все непечатные выражения по понятным соображениям я опускаю.

Главная причина идиотизма закона проистекает из-за отсутствия дифференцированного подхода к территориям. В данном случае даже не в пределах региона, а района. На селе, да и в городе тоже самыми насущными являются медицина и образование. До введения 131-го закона в полном объеме поселковые администрации имели не только законное право помогать школам и больницам, но и строить здания для них. В Одинцовском районе в нескольких селах здания поликлиники построены, а школы и детские сады капитально реконструированы за счет местных средств. Теперь же местные администрации не имеют права оказывать финансовую и материальную помощь школам, детским садам, поликлиникам, потому что закон запрещает. Медицина и образование на балансе района.

Приходит руководитель поликлиники к главе, говорит, что нужен обязательно такой-то кабинет, неплохо бы ремонт второго этажа сделать, а ему отказ – не положено. В сельской местности у нас есть малокомплектные школы, которые выживали и даже где-то процветали исключительно благодаря заботе местных властей – приобретение учебной техники, ремонт, оплата руководителей кружков и т.д. и т.п. Когда встречался с руководителями таких школ, они говорили мне, что с ужасом ждут вступления в силу закона. Дождались.

Идиотизма добавляет и то обстоятельство, что у глав есть не только желание, но и возможность помогать. В некоторых поселениях доходная часть бюджета превышает расходную в два раза и больше раза. Правда, по закону превышение доходов над расходами не должно составлять более 10%, излишки изымает область. Я понимаю, что надо финансы перераспределять, что помочь бедным. Но это помощь имеет очень ярко выраженную нравственную окраску. Иногда эта бедность проистекает не из-за объективных экономических обстоятельств, а из-за неумения, нежелания руководителя муниципального образования работать. Вот такая уравниловка – всем поровну. У одних глав отбивают охоту работать – что напрягаться, все равно отберут, а у других так и не появится стимула работать – помогут. Не буду рассказывать, на какие комбинации идут главы поселений, чтобы помочь медицине и образованию и чтобы все было в то же время по закону. Это называется «левой рукой правое ухо чесать».

Я попытался обозначить проблемы, которые лежат на поверхности. А сколько еще проблем, которые ждут своего часа?

 

Рисунок: Владимир Ненашев, stavropol.aif.ru 

18.220.112.210

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
8 127
Гость
#
Очень хорошая статья. Интересно, чего же стоит власть, принимающая подобные законы? Кстати, далеко не единственный закон, вызывающий гневное отторжение общества.
Вспомним монетизацию льгот, вспомним новый лесной кодекс, благодаря которому тот, кто ближе к власти легко может взять в аренду подмосковные леса за сущие копейки на абсолютно законных основаниях. За что бы ни брались - всё время получается плохо.
Гость
#
Набор банальностей, написанных через ж.пу. Стопудовый "баян".
F
лично#
цитата: ЛЕВОЙ РУКОЙ ПРАВОЕ УХО…

да ладно
нормально всё
чем дальше, тем интереснее
131-й покажет кто, есть кто
вот к примеру по крайней мере сразу видно, что в Б.Вяз. одни бандиты, а в..................... - короче свои люди в прокуратуре и МВД
это ведь очень полезно знать если собираешься где-то делать бизнес
Гость
#
Почему так случилось, это отдельная и печальная тема, которой я бы не хотел касаться.

С этого места поподробнее плз ))
Гость
#
бред, никогда местная власть не делала того хорошего, что тут написано.
ac19411941
лично#
Ну это господин Янс вы как всегда врёте что - Большинство жителей района были или есть за преобразование Одинцовского муниципального района в городской округ .
Гость: Набор банальностей, написанных через ж.пу. Стопудовый "баян
так и есть с умыслом и политическим заказом , без этого Янс не желает писать .
Гость
#
Гость: бред, никогда местная власть не делала того хорошего, что тут написано.

А это легко проверить. Берётся расходная часть муниципального бюджета, и проверяется.
F
лично#
ac19411941: Ну это господин Янс вы как всегда врёте что - Большинство жителей района были или есть за преобразование Одинцовского муниципального района в городской округ .

а Я проооооотиФ
Георгий ЯНС: Теперь же местные администрации не имеют права оказывать финансовую и материальную помощь школам, детским садам, поликлиникам, потому что закон запрещает. Медицина и образование на балансе района.

да?
а почему не на балансе министерств здравоохранения и образования МО?
пусть забирают их обратно к себе на баланс
Георгий ЯНС:  Не буду рассказывать, на какие комбинации идут главы поселений, чтобы помочь медицине и образованию и чтобы все было в то же время по закону.

почему это не буду?
расскажите - интересненько про комбинации послушать
Гость
#
Ндя, сатьтя по принципу а лучшеб ничего не делать - типо работать же теперь придется, тереторию там размечать, чиновников обучать и все такое.
По поводу табличек и вывоза мусора - так что вы хотели? Ониж привыкли под чьюто дудку плясать, никакой инициативы. Большему прото не обучены. Нужны новые люди которые возьмут управление в свои руки и смогут пробивать интересы поселений, а не тупо брать под козырек.
ИМХО - статья заказная и не конструктивная. Нужно работать и находить новые решения. Все старое мы уже видели...
Гость
#
да это всё жиды завуалировали очередное себе выгодный 131 закон
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи