Сергей Косточко: «Главное - человеческое чувство такта»
В первой части интервью известный автор-исполнитель Сергей Косточко, автор современного гимна Звенигорода, рассказал о подготовке к благотворительному концерту в Голицыно в фонд строительства Храма Преподобного Серафима Саровского, выразил свой взгляд на современный шоу-бизнес, а также поведал об интересных особенностях сольного творчества.
В продолжение беседы Косточко рассказал о периоде работы в хоре Владимира Минина, о своих поездках, коллегах и их творческих судьбах, а также поведал, что такое «художественный свист».
- Наверняка, вместе с ВИА приходилось много ездить по России…
- Десять лет назад мы давали концерты для людей, которые работают на крайнем Севере – в угольных шахтах, на других предприятиях. Дело было в Хатанге. И после этой поездки, кстати, появилась одноименная песня. А еще мы дали концерт на крайней северной точке в Заполярье – для нас там специально отыскали эту точку на дрейфующей льдине.
- А в заграничных командировках бывали?
- Я очень часто ездил в тогдашнюю Югославию. А Сербия – вообще, моя самая любимая страна. Это просто мировой клондайк – и художественный, и эмоциональный. На фестивале «Славянский круг» сербы всегда лучше всех – они, когда исполняют свои народные песни, меняются инструментами, представляете! А я вообще мелодист по своей душе – поэтому и вспоминаю с трепетом ту эпоху, когда Сюзи Кватро, Демис Руссос были популярными. Даже о «Песнярах» именно как об одном из лучших коллективов мира сегодня знают совсем немногие! А этот коллектив реально признан за рубежом – я много общался на эту тему со специалистами, в том числе, и теми, кто занимался продвижением коллективов. Многие народные композиции из их репертуара были известны за границей, а у нас нет, потому что в записи они не сохранились.
- Возможно, это лишь мое субъективное мнение, но бывает трудно поверить в то, что музыка какого-то отдельного народа с присущим ей национальным колоритом может стать популярной во всем мире…
- Та же самая Сербия, взявшая в позапрошлом году на Евровидении первое место, на каком языке пела свою «Молитву»? Правильно, на сербском. А у нас в России почему на концертах толпы иностранцев поют «Подмосковные вечера»? Потому что им нравится мелодия. И с «Песнярами» та же история. Здесь человек сделал большую художественную находку, собрал палитру различных голосов, которые вместе зазвучали по-новому.
- Знаю, что Вы написали песни, которые стали прямо-таки гимнами некоторых городов – например, Звенигорода…
- Я бы так не сказал, что гимнами. Просто жители признали их лучшими песнями об этих городах. И они теперь часто исполняются на всяких мероприятиях. Причем, я не против, чтобы их пели другие люди. Особенно же приятно было, когда мой реквием «Прохоровский набат» исполнялся в присутствии трех президентов – Путина, Кучмы и Лукашенко на Прохоровском поле, где произошло знаменитое сражение. Но не могу сказать, что считаю себя блистательным исполнителем и автором песен. Меня всегда окружают талантливые люди. Я давно дружу с композитором Эдуардом Ханоком (оказывается, это он написал песню «А я лягу-прилягу», которую многие считают народной). Потрясающий человек, единственный, кто занимается у нас теорией волн – «пугачевщина» и другие эстрадные эпохи. Но он не похож на меня – может спать, когда ему хочется, дети уже выросли – смотрит много передач всяких, собирает богатый материал. А я телевизор включаю редко и программы смотрю выборочно.
- Какие, например?
- Как ни парадоксально, мой день – это четверг. Я могу посмотреть программу «Человек и закон». Люблю смотреть передачи, где именно хорошие ведущие. Например, Тимур Кизяков и его «Пока все дома». Хотя сейчас эта программа пошла конвейерно, но, думаю, во многом это уже не от Тимура зависит. Другой человек, который часто бывал у меня дома и в честь которого я назвал своего сына – Влад Листьев. Поэтому я не могу сейчас смотреть программу «Поле чудес». Это «Поле дураков» просто. Так, как делал эту программу Влад, уже никто не сможет сделать. Не слушаю и нынешнее радио «Маяк». Оно уже не то, что было раньше. Есть на «Радио России» такой ведущий Арсений Дежуров. Вот он все делает очень профессионально, это человек широчайшей эрудиции! Я просто могу сказать, что обожаю его программу «Взлетная полоса». И это притом, что лично с ним не знаком.
Сергей Косточко на приеме у Лукашенко
- Вы с таким восхищением отзываетесь о своих коллегах!
- Потому что это действительно настоящие профессионалы. Хотя за всю жизнь мне очень разные люди встречались. Например, один раз решил организовать концерт для своих друзей-инженеров с Голицынского завода. Пригласил Гену Хазанова. Вот уже зал полон – 700 человек, а он приходит ко мне и говорит: «Сереж, я что-то устал, поеду-ка я домой». И ушел. Я в шоке. Как можно так просто кинуть зал и уйти! Но мы сориентировались. Закрыли все двери, чтобы он не вышел. И со сцены объявили, что, мол, Геннадий Викторович, мы вас ждем! Деваться ему, конечно, было некуда. Пришлось выступать. А была преподаватель в школе, который, когда я уже стал в свои юные годы известным, спрашивала у меня каждое утро при всех: «Косточко, а почему у тебя пальцы опять грязные?». А я по утрам кормил животных, колол дрова и уголь. А уголь этот от моих пальцев не отмывался. Конечно, все это было неприятно. Самое главное – чтобы у человека было чувство такта. У моей мамы оно было очень развито. И у жены тоже. Знаете, как мы познакомились с женой?
- ???
- На Красной площади, я там был на День победы как комсорг, занимался построением студентов. И обратил на нее – тоже активную такую девушку, которая хорошо двигалась к тому же, - внимание. Нам нужно было стоять в первом ряду – прямо перед Горбачевым. Она всегда была центром Вселенной, как это называют. При этом человеком кристально чистой души. Никогда я не встречал за всю свою жизнь такого честного, порядочного человека, хотя уже многое перевидал: и мать с отцом похоронил… много всего. Она у меня всегда в профкоме состояла – у нас была не квартира, а проходной двор – аж дверь расшаталась. Кстати, в первые годы супружеской жизни нам пришлось пожить в общежитии, которое, к тому же, находилось прямо около железной дороги, так что у нас каждое утро в окнах мигала светофорная «цветомузыка» и были слышны гудки паровоза – настоящий праздник жизни! А однажды ко мне пришел директор погранинститута. Мы с ним поужинали, он и говорит: «Ой, можно я прилягу?». Я: «Конечно». Он и прилег… в кровать к моей жене. Она как выскочила оттуда, из-за ширмы: вот умора была! Муж сам положил чужого мужика в кровать к своей жене! Жена моя очень общительный человек – к ней со всех ее мест работы едут подруги и все свои проблемы на нее выливают. Хотя у нас и своих хватает. Причем, в том же самом Одинцове.
- Что Вы имеете в виду?
- Вы знаете, я не люблю то, что называется художественным свистом. Я сам долгое время занимался и организационной работой, и идеологией. Поэтому, когда у нас что-то строится и так далее, я всегда думаю, а действительно ли это так хорошо? Потому что все должно делаться, чтобы было удобно человеку. А у нас земля дорогая – итак понятно, что захотят здесь строить. Но ведь надо делать это грамотно. У нас, как и по всей России, плохо с медициной. Я просто знаю это не понаслышке, потому что в семье серьезные проблемы со здоровьем. За все время, сколько я сталкиваюсь с медициной, мне ничем не помогли. И все стоит денег! Массаж, процедуры… А все эти спортивные сооружения созданы только для спортсменов, а не для наших детей. Есть такое понятие – «смерть пенсионера». Что это? Это наш мост на станции. Можно же сделать что-то удобное для города! На той стороне нет ни кафе нормальных, ни пекарен – ничего! Была пекарня – убрали. Теперь на ее месте – какой-то стоматологический центр. В обычных школах (не в гимназиях) нет никаких горячих завтраков для детей. Вы понимаете, я не то чтобы такой человек, что все критикую, и не ханжа. Просто очень люблю понятие «справедливость». И изливаю свою боль – то, что меня как гражданина реально волнует. Мы живые с вами люди. Я могу рассказать Вам, как я писал ту или иную песню, но это ведь все ерунда. Надо же говорить о реальных вещах. Вы пользуетесь волейбольным центром? Нет. Пусть там играют команды – я не против, но пусть и люди могут пользоваться всем этим. Одинцово стало красивее, но было бы еще лучше, если бы все люди выполняли свои функциональные обязанности. Я помню слова своего директора на заводе, куда пришел еще совсем юнцом. Он сказал: «Хочешь работать – ищи возможность, не хочешь работать – ищи причину».
3.149.24.192
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в: