Заметки обывателя. "Цивилизация родилась в борьбе с человечеством"

24 июня 2009, 13:51

Итак, школьный выпуск – 2009 состоялся. В какой-то мере, его можно считать новой точкой отсчета в развитии российской системы образования. В этом году одиннадцатиклассники сдавали полновесные, а не в качестве эксперимента, единые государственные экзамены (ЕГЭ).

Результаты уже известны, которые позволяют сделать предварительные выводы об оправданности и целесообразности введения ЕГЭ. И, прежде всего, необходимо понять, что кроется за цифрами выпускных экзаменов. Количество учащихся, получивших неудовлетворительные отметки по ЕГЭ, колеблется от 6 до 12 процентов в зависимости от учебной дисциплины. Естественно, в первую очередь интересны результаты обязательных для всех выпускников ЕГЭ – русский язык и математика.

Процент неудовлетворительных отметок по этим предметам составили 6 и 7 соответственно. При этом сразу же подчеркивается, что по сравнению с 2008 годом количество «двоек» по русскому языку снизилось почти в два раза, а по математике в три с лишним раза. Но этим снижением особо обольщаться не следует, так как причины его лежат скорее в области психологии, чем в повышении качества преподавания. Даже в нашей стране чудес повысить за год в 2-3 раза качество образования невозможно.

Во-первых, повысилась готовность школьников – ЕГЭ неизбежно. Во-вторых, в прошлом году неудовлетворительные результаты не имели никаких последствий. В аттестате при любом раскладе выставлялась только положительная оценка, поэтому чисто психологически выпускники были расслаблены. В-третьих, уже сложилась система «натаскивания» по экзаменационным тестам. В-четвертых, накоплен определенный «опыт» по фальсификации итогов ЕГЭ.

При этом надо иметь в виду то обстоятельство, что школьники получали положительные оценки по русскому языку, прежде всего, за выполнение заданий А и В, в которых можно просто угадать правильный ответ. А вот в части С – творческое задание, в котором проверяется грамотность и умение рассуждать, результаты плачевны. У меня нет точных цифр в целом по стране, но в отдельных районах количество учащихся, невыполнивших задание С, достигало 50%.

Если говорить об итогах ЕГЭ по математике, нужно учитывать то обстоятельство, что для получения положительной отметки достаточно было набрать 21 балл из 100. Кстати, по этому предмету самый низкий проходной балл из всех экзаменационных предметов.

Проверка уровня знаний по русскому языку, математике и еще ряду точных дисциплин по большей части логично и оправдано. А вот использование ЕГЭ при проверке знаний по литературе, истории, обществознанию фактически ведет к разрушению основ, на которых базируются эти учебные дисциплины – устная речь, логическое рассуждение, эмоциональное восприятие. Интернетизация всей страны положила начало этому процессу разрушения, а школа вместо того, чтобы противостоять, с помощью ЕГЭ фактически вбивает последний гвоздь в крышку гроба, в котором нашли свой последний приют компоненты нормального гуманитарного образования. Теоретики-апологеты ЕГЭ, правда, утверждают, что введение ЕГЭ практически не влияет на сложившуюся систему преподавания гуманитарных дисциплин. Но эти утверждения от лукавого, которые не учитывают реалий школьной жизни. А реалии таковы, что правит школьным балом результат. Чем больше баллов, тем лучше результат. А это не только имидж, но и определенные материальные преференции. В общем, даешь результат! Наиболее короткий путь к гарантированному результату ежедневные репетиции главного спектакля года- ЕГЭ или, попросту говоря, натаскивание.

Я убежден, что даже в списанном сочинении больше пользы, чем в добросовестно подготовленных ответах по ЕГЭ

Но даже при натаскивании или благодаря ему, результаты, например, ЕГЭ по литературе более чем плачевны. Этот учебный предмет не относится к числу обязательных при сдаче ЕГЭ, то есть выбирают те школьники, которые рассчитывали на положительный результат. Что же мы в итоге получили? А получили мы «Балконского», который «открыл глаза и увидел своего кумира Гитлера». На языке цифр это означает, что 6,5% учащихся при минимально необходимом количестве баллов 30 (меньше только по математике) не сдали литературу. Я убежден, что даже в списанном сочинении больше пользы, чем в добросовестно подготовленных ответах по ЕГЭ.

Безусловно, по Москве и Московской области показатели по ЕГЭ гораздо лучше, чем среднем по России. Но здесь все лучше, а не только результаты ЕГЭ. Из общего числа выпускников, получивших сто баллов по русскому языку и математике, больше половины из Московского региона. Правда, руководство Рособрнадзора собирается провести выборочную перепроверку стобалльных работ, так как "практика последних лет показывает, что в результате перепроверки, как правило, объективность оценки стобалльных работ не подтверждается, и результаты оказываются гораздо ниже ста баллов". Таким образом, фактически признается возможность фальсификации результатов ЕГЭ.

Под красивым словом «фальсификация» скрываются проверенные веками экзаменационные уловки – списывание, подсказки, искусственное завышение оценок. Из бесед с директорами школ, учителями вырисовываются примерно такие варианты фальсификаций. Сразу оговорюсь, что ни о какой коррупционной составляющей речи не идет. По крайней мере, я не знаю ни одного случая «денежного вознаграждения» за фальсификацию результатов ЕГЭ.

Самый надежный и эффективный путь – «бартерные» договоренности между директорами школ. Ты – мне, я – тебе. Ты помогаешь моим выпускникам, я помогаю твоим. Такая помощь носит как тотальный, так и индивидуальный характер. Тотальная помощь – нарушение правил проведения ЕГЭ: наличие у выпускников мобильных телефонов, эпизодические появление в экзаменационных аудиториях посторонних лиц (посторонние, как правило, учителя – предметники, которые в «теме» экзамена), снисходительное отношение к постоянному желанию выпускников посетить туалет (туалет – самое удобное место для ведения «экзаменационных переговоров»). А дальше экзаменационный процесс уже идет от общего к частному, от тотальной помощи к индивидуальной, которая зависит от выдумки и изобретательности помогающего.

Наблюдателю передают букет цветов с просьбой поздравить выпускницу А. в третьем ряду с экзаменом. Наблюдатель выполняет просьбу. В букете вместо поздравительной открытки листочек с ответами

Можно просто пройти между рядами и показать, где поставить галочку или передать готовые ответы. Как раз, во втором случае и нужны нестандартные ходы. Например, такой. Законному представителю на экзаменах – наблюдателю из-за дверей аудитории передают букет цветов с просьбой поздравить выпускницу А. в третьем ряду с первым (вторым, третьим) экзаменом. Наблюдатель, подозревая или не подозревая неладное, выполняет просьбу. В букете вместо поздравительной открытки листочек с ответами. Безусловно, образовательные чиновники будут всячески противодействовать подобным проявлениям ЕГЭ. Но всякое действие рождает противодействие. Появятся новые варианты фальсификаций, более изощренные и изобретательные. Нужно только подождать, потому что, как говорят выпускники, «цивилизация родилась в борьбе с человечеством».

3.135.194.251

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
6 289
ГостьX
#
Товарищ Янс,
Поверьте людям с практическим, обоесторонним знанием систем образования в РФ (без вопросников) и в Другом Мире (с вопросниками). Вопросники есть, пожалуй, наилучший современный метод определения знаний учащегося. Нет абсолютно никакой разницы гуманитарный предмет или точный. Если в задаче предмета не стоит обучению композиции или сочинению, то лучше, доступнее и БЕСПРИСТРАСТНЕЕ нет метода чем вопросник. Оппозиция со стророны учителей понятна - ведь их этому (ЕГЭ) в институтах не учили. Плюс, вопросник отбирает у них власть над результатом ОБЫЧНОГО экзамена.
Следующее. Как один молодой человек тут сказал, то что-бы получить "5" надо набрать 72-100 балла. А в США "5" стоит 90-100 баллов. Всё что менее 70% есть "3", т.е. незачёт .
Поэтому, к вам просьба не антагонозировать ЕГЭ (на гуманитарном "поле" в частности), а разъяснять публике и профессионалам, что необходимы качественные улучшения данного нововведения.
yans
лично#
ujcnm: Тогда обьясните, зачем в программе "Война и Мир", "Евгений Онегин"? Устроили бы прослушивание рассказа на тему "Как я провел лето", дали тест на IQ, проверили полиграфом реакцию на "слезу ребенка" и можно выдавать аттестат.

Зачем же утрировать? В своих заметках я также писал, что "списанное сочинение" гораздо продуктивнее, чем добросовестно заученные тесты. Литература, история - это прежде всего беседа, в которой нет и не может быть однозначных ответов. Причем беседа строится на сократовском методе. Урок строится так, что ученик сам находит ответ на те или иные вопросы. Я говорю про это очень схематично. С введением ЕГЭ "сократовская беседа" канула в небытие. Это вам подтвердит любой квалифицированный учитель. Мои заметки - это результат встреч с десятками учителей.
ujcnm: «Путин является агентом социализации для всех нас»
yans: Извините, я подумал, что Вы нашли рубрику "Из школьных сочинений" в подшивке за 85 год.

Вот и первые результаты ЕГЭ. Неумение рассуждать - Путин в 1985 году.
ujcnm
#
yans: Литература, история - это прежде всего беседа, в которой нет и не может быть однозначных ответов. Причем беседа строится на сократовском методе. Урок строится так, что ученик сам находит ответ на те или иные вопросы.

"Сократовская беседа" - это когда лимит по двойкам выбран и думаешь, что бы такое простое спросить у ученика. Бедолага ничего не знает, но хотя бы троечку ему натянуть надо?
yans: Литература, история - это прежде всего беседа, в которой нет и не может быть однозначных ответов.

Согласен. Вот английский язык - это да. Все однозначно. Особенно то, что the однозначно произносится как зю, согласно последним решениям ВЦСПС. А история, литература в Советской Школе всегда предусматривали неоднозначную трактовку пактов Молотова-Риббентропа, а за однозначный ответ по псевдотворчеству Пастернака, Мандельштама и прочих ученик тут же получал двойку.
yans: Вот и первые результаты ЕГЭ. Неумение рассуждать - Путин в 1985 году.

И еще тест на чувство юмора. Без него ученик способен только однозначно трактовать историю.
yans
лично#
ujcnm: "Сократовская беседа" - это когда лимит по двойкам выбран и думаешь, что бы такое простое спросить у ученика. Бедолага ничего не знает, но хотя бы троечку ему натянуть надо?

И откуда такая уверенность, что именно так. За моим утверждением 20 летний опыт мой, опыт других учителей.
ujcnm: Советской Школе всегда предусматривали неоднозначную трактовку пактов Молотова-Риббентропа, а за однозначный ответ по псевдотворчеству Пастернака, Мандельштама и прочих ученик тут же получал двойку.

"Советская школа" не хронологически, а по методике, принципам преподавания. Именно на экзаменах требовался мотивированный ответ несмотря на неоднозначность. Так учили меня, так учил я.
ujcnm
#
yans: И откуда такая уверенность, что именно так. За моим утверждением 20 летний опыт мой, опыт других учителей.

Уверенность из собственного опыта. Он у меня поменьше. И со стороны обучаемого. 19 лет сам + минимумы. Хотя не аргумент. Даже самый завалящий врач лучше знает, какое лекарство больному помогает, от какого его колотит, после какого его обычно увозят в реанимацию с аллергическим шоком.
yans: "Советская школа" не хронологически, а по методике, принципам преподавания. Именно на экзаменах требовался мотивированный ответ несмотря на неоднозначность. Так учили меня, так учил я.

Наверное они чудо, как хороши, "Советские Школы". И учителя. Такие, как Вы. Жаль, что ни в СССР, ни в ЗГВ, ни в России, ни я, ни мои знакомые в них не учились.
yans
лично#
ujcnm: Жаль, что ни в СССР, ни в ЗГВ, ни в России, ни я, ни мои знакомые в них не учились.

Вам и вашим знакомым просто не повезло.Простой пример из 1979 года - я говорю: 1 сентября Германия напала на Польшу, 17 сентября СССР вступает в Польшу и нигде не соприкасается с нем. войсками. Вопрос: Почему? Много было вариантов ответа, в том числе - "договорились".
Чтобы закончить, повторюсь - тесты уместны в точных дисциплинах, и абсолютно неприемлемы в гуманитарных. Тем более, что в наших условиях их ценность не намного выше, а, может быть и ниже, чем традиционных экзаменов.
ujcnm
#
yans: Простой пример из 1979 года - я говорю: 1 сентября Германия напала на Польшу, 17 сентября СССР вступает в Польшу и нигде не соприкасается с нем. войсками. Вопрос: Почему? Много было вариантов ответа, в том числе - "договорились".

На экзамене? В присутствии комиссии? Или на обычном уроке?
Обучение в "западной" системе тоже не сводится к решению тестов. Даже в учебнике по теории вероятности вообще каждая глава начиналась со строчек Бернса, а примеры были на литературных отрывках из Кэррола, Свифта, Марка Твена и т.д. Сочинения там пишешь не только по литературе, но и по физкультуре. А чудные эссе по этике, управлению персоналом, конфликтам, корпоративной практике, социальным эффектам бизнеса! И Его Величество Потребителя не обидь, и акционеров, и сотрудника. Причем сам кейс может быть страниц на 50 мелким шрифтом. А то и просто: проблема голода, Энрон, детский труд, труд заключенных в Китае и т.д. Разместишь заказ - заставят детей работать, не разместишь - детей на органы продадут или педофилам. Обрассуждайся. А прецеденты и в библиотеке поищи, и в Библии. Из Корана и Торы тоже не возбраняется.
Но! Как только экзамен - минимум половина вопросник. С единственным правильным ответом.
ujcnm
#
PS: Вы только не обижайтесь. Но Ваши аргументы, и особенно вот это
yans: Вам и вашим знакомым просто не повезло

почему-то у меня вызвали такую ассоциацию:
"Иномарки полное -г... Автомат, абс, ремни, подушки, кондиционер.... Разве они позволят почувствовать машину? У меня иномарок самого не было, но я 20 лет Москвичи собирал. И инженера с ВАЗа тоже самое говорят. И Путин, и Чемезов, и Каданников. Вы говорите - у Вас и Ваших знакомых ломались постоянно? Вам просто не повезло!"
Гость
#
Старая система экзаменов просто выродилась.Что такое выпускные экзамены в нашем районе?Сам видел:детей на экзамены даже не всегда могут"загнать" и просто"рисуют"им оценки в аттестате.А если и приведут-в массе своей они ничего они не скажут.Хорошо еще,если трезвыми придут...Получается то же"рисование показателей".У нас как-то на экзамен по математике в 9 классе с трудом,но привели одного из таких учеников.А учитель его чуть ли не впервые в жизни видит.И о чем с ним говорить?Она ему вопрос:"Сколько будет,если к 10 прибавить 10"?А он в ответ:"Не знаю".Видит:из кармана у него торчит пачка сигарет.Решила,как советуют методисты,задать ему вопрос иначе,ближе к его жизни:"У тебя есть 10 сигарет.Тебе дали еще 10.Сколько теперь у тебя сигарет?"Он думал-думал,а потом радостно воскликнул:"Так ведь пачка будет!"
К сожалению,это не единичный и даже не редкий случай.Поможет ли система ЕГЭ спасти остатки образования?Только при одном условии:если результаты будут подводиться честно.Если опять начнется"гонка за показателями"-все.Наше образование тогда уже ничего не спасет.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи