Продолжаем рассказ о музеях Одинцовского района. Усадьба Михаила Пришвина в Дунино

28 июля 2009, 11:42

Продолжаем рассказ о музеях Одинцовского района. На дворе лето — буйство жизни, красок, капризов погоды. «Певцом природы» всегда считался классик отечественной литературы — Михаил Михайлович Пришвин. Хотя такая его характеристика — это лишь устойчивый миф, сложившийся в советское время. В этом мы убедились, побывав в музее-усадьбе Пришвина в деревне Дунино и заново открыв для себя этого неординарного писателя и человека.

Дом и усадьба являются историко-культурным памятником конца XIX- начала XX века. Первые хозяева — финны, это видно по фрагментам деревянной резьбы, украшающей дом. Пришвин заприметил усадьбу еще в начале 40-х годов, проезжая мимо. Последние хозяева — семья Лебедевых-Крицких — продала дом писателю в 1946 году за 50 тыс. дореформенных рублей. Дом был основательно разрушен. Во время войны напротив него на другой стороне Москвы-реки, стояли немцы, а в самом доме был медсанбат. Пришвин привел усадьбу в порядок. Этот деревянный уютный дом стал его летней творческой резиденцией на целых 8 лет — самых счастливых и плодотворных последних лет жизни.

А начало жизни будущего писателя складывалось весьма драматично. Родился Михаил Пришвин 4 февраля 1873 года в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии, которое купил его дед — купец. Отец был очень непрактичным человеком, промотал все состояние и вскоре умер, оставив свою жену с 6 детьми без средств к существованию. Мать оказалась женщиной с характером, повела дела так, что выправила ситуацию, работала не покладая рук, но дала всем детям высшее образование.

Маленький Пришвин в учебе не проявлял прилежания, был двоечником, оставался на второй год, зато, начитавшись Майн Рида, начал свою сознательную жизнь с детского побега в дальние страны — в «край непуганых птиц», в Азию. Незадачливых беглецов быстро поймали. Вскоре за дерзость Михаил был с волчьим билетом отчислен из Елецкой гимназии. На помощь пришел дядя-судовладелец, который определил его в Тюменское реальное училище.

Здесь уже Пришвин учился с большой охотой, решив посвятить себя народу. В ту пору были сильны народовольческие настроения. Он поступает в Рижский политехникум на агронома. В процессе учебы вовлекается в народовольческое движение, и год проводит в тюрьме, в результате из политехникума отчисляется. Продолжает образование на агрономическом отделении философского факультета Лейпцигского университета. В 1902 году возвращается в Россию и некоторое время служит агрономом, его первые печатные труды — по агрономии. В 1905 году Пришвин переезжает в Петербург и начинает свой путь «бродяги-писателя». Первый рассказ Пришвина «Сашок» был опубликован в журнале «Родник» в 1906 году, последнюю запись в своем дневнике он делает в январе 1954 года.

Дневник Пришвина, вмещающий время с момента первой русской революции до начала послесталинской «оттепели» (1905-1954) — один из феноменов русской культуры XX века. Сам писатель считал его основной книгой своей жизни, в которой записи о природе и литературе чередуются с философскими размышлениями о происходящем в стране. Дневник содержал настолько крамольные мысли, что писатель запросто мог быть репрессирован. Революция расписана по дням и о ней Пришвин отзывается восторженно, далее же тон излияний менялся и к концу жизни Михаил Михайлович считал сталинский режим полностью себя изжившим. Пришвин говорил, что писатель — это тот, кто простоквашей питается, а читателям отдает сливки. Поэтому тон своих «официальных» произведений он поддерживал оптимистический и жизнерадостный, а дневники — его реальное отношение к окружающему. Поскольку при жизни дневники не публиковались, то это и явилось, видимо, причиной — почему Пришвин, прежде всего, считается писателем-натуралистом.

Все произведения Пришвина разнообразны и по темам, и по жанру, и природа — далеко не единственная тема, которую он развивал. Творчество писатель сравнивал со смолой ели — оно также течет, переменчиво и похоже на залечивание ран, чему служит и смола на дереве, только творчество лечит раны душевные. Через душевную рану можно соединиться со всем миром.

Душевной раной самого Михаила Михайловича была первая любовь к юной Варе Измалковой, которая и стала поводом и толчком для его писательского полета. С неразделенной любви все началось, и эта же тема любви — одна из основных у Пришвина. Он сам пережил настоящую счастливую любовь на закате жизни. Пришвин искал секретаря — надежного человека, которому можно было бы доверить обработку архива, прежде всего, дневника, о котором он однажды написал: «За каждую строчку моего дневника — 10 лет расстрела».

Встреча с Валерией Дмитриевной Лебедевой произошла 16 января 1940 года, когда ей было 40, а ему 67 лет. Это был его второй брак. После смерти писателя в 1954 году Валерия Дмитриевна начала огромную работу по расшифровке и перепечатке дневника писателя, которая продолжалась несколько лет, готовила собрание сочинений. Летом 1954 года в Дунино пошли люди — читатели Пришвина, дунинская дача превращалась в мемориальный дом. Сейчас музеем заведуют помощницы Валерии Дмитриевны.

Словесность — не единственное, что хорошо давалось Пришвину, и чем он зарабатывал себе на жизнь.

Интерес к автомобилям логично был связан с писательским интересом Пришвина к природе и охоте — он много ездил по лесам и бездорожью. После войны Пришвин считался одним из старейших водителей Москвы и сам водил свой «Москвич» до последних дней. Эта машина и сейчас стоит в усадебном гараже.

А фотографией Пришвин во время своего первого путешествия на север в 1905 году, тогда он пользовался чужим фотоаппаратом. В 1928 году ему удается купить собственный, и с этих пор фотография постоянно сопутствует художественному творчеству писателя. Быт писателя был прост, а фотооборудование самое дорогое и передовое. Он говорил о себе: я художник, который не умеет рисовать. Пришвин иллюстрировал фотографиями свои репортажи, рассказы о людях и природе, создал циклы пейзажных снимков, например, «Капли», «Весна света», «Паутинка».

В подсобной комнате музея на 2-ом этаже сейчас организована выставка фоторабот писателя «Люди и время». Здесь и портретные снимки, например, князя Голицына — последнего градоначальника Москвы и его детей, репрессированных в советское время, семьи чекистов и отъявленных уголовников; жанровые сценки, пейзажи и удивительные кадры макросъемки. Кстати, первые фотоаппараты, которыми пользовался писатель, весили до 30 кг.

… Дом Пришвина стоит на вершине склона и удачно вписан в ландшафт. Общая площадь усадьбы — 1 гектар.

Здесь можно приобрести книги Пришвина: детские и не очень в разном оформлении, дневники. В нижнем этаже дома работники музея хранят знаки внимания посетителей — книжки, сувениры — и предлагают их в качестве подарка новым гостям.

Кабинет — центральное место экспозиции. Окнами он выходит на лесную часть усадьбы с еловой аллеей. Здесь стоит письменный стол с пишущей машинкой, автографом писателя, видавшим виды портфелем-путешественником, круглыми очками. По углам атрибуты писательских увлечений: охотничьи ружья, фотопринадлежности.

Столовая — самая большая и светлая комната в доме. Посредине обеденный стол с самоваром, у стены красивый резной и расписанный красками деревянный шкаф-сервант, в углу — диванчик, сделанный руками писателя из старых сидений от автомобиля. Важная достопримечательность — сундук, в котором Пришвин всю жизнь хранил и перевозил свои дневники.

Украшение дома — открытая семигранная веранда, высокая, опирающаяся на два каменных столба, окруженная зарослями жасмина. Отсюда открывается вид на яблоневый сад, липовую аллею, цветники, столетнюю пихту. Здесь Пришвин отдыхал, иногда работал, а вечерами, сидя в удобном кресле-качалке, любил наблюдать звездное небо.

В заключении хочется пожелать вам посетить этот гостеприимный, наполненный солнечным светом, дом. Билеты дешевы — от 30 до 60 рублей. Экскурсоводы — очень увлеченные своим делом женщины, с любовью относящиеся к памяти писателя и его творчеству.

 


Музей работает круглогодично с 10 до 16, кроме понедельника и вторника, последний день месяца — санитарный. Телефон музея — (495) 992-66-43.

Добраться до музея можно по-разному.

С использованием городского транспорта:

— автобус №32, который дважды в день идет от ст. Одинцово до санатория «Лесные Дали» в 12.50 и 14.30, поскольку музей работает до 16.00, удобнее первое время отправления. От санатория 20 мин. пешком до дер. Дунино;

— от станции м. Молодежная (1-й вагон от центра) идет маршрутка №121 до санатория «Лесные Дали», далее вы уже знаете; до самой станции Молодежная можно добраться либо на электричке и метро, либо на автобусе №418, который ходит от ст. Одинцово.

Сам музей предлагает следующее. Но самый удобный способ — на велосипеде: вы доезжаете на электричке до станции Звенигород, затем по шоссе в сторону Поречья и далее к санаторию «Поляны» и до деревни Дунино. Комфортно, быстро, удобно, на личном транспорте, и не нужно идти пешком.

3.239.112.140

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
9 141
Serzh
лично#
Интересные места и домик весьма симпотичный!!!
liberal69
лично#
Спасибо за интересный материал. Был там недавно. Действительно, уникальная атмосфера сохраняется в этом доме. Кажется, что писатель только вышел куда-то. Потрясающая личность. Сильный писатель, а если почитать его дневники-то и мыслитель. Настоящий русский интеллигент, который сохранил достоинство в сложное время: никогда не сидел в президиумах, не получал наград, не сотрудничал с властью, а создавал настоящую, большую литературу. А место не только очень красивое, но и интересное: сохранились остатки древних курганов/"дунинское городище"/, следы укреплений времен Великой Отечественной войны/их сейчас"Китеж"восстанавливает/. Часовня, источник. И все в двух шагах от дома!
Гость
#
ИНТЕРЕСНЫЙ ПОЛУЧАЕТСЯ ПРИШВИН… НЕ ТАКОЙ, КАК В ДЕТСТВЕ…
Гость
#
Понравилась веранда.
Наверное буду делать на своем участке подобную.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи