Местное самоуправление – улица с двусторонним движением

21 сентября 2002, 22:08

Академик РАН Николай Яковлевич Петраков продолжил тему экономических основ местного самоуправления. Он остановился на проблемах инвестиций, подчеркнув:«есть инвестиции – есть развитие». Убыточные регионы создаются искусственным способом. Эффективность перераспределения себя изживает. Надо искать другие источники средств и инвестиций. Прежде всего, это могут быть целевые региональные займы под конкретные региональные программы. Огромные ресурсы зависают в коммерческих банках, которые боятся выдавать долгосрочные займы. И здесь гарантом могут выступить региональные власти. Важнейшим источником могут выступить экологические платежи, а также платежи железных дорог регионам. Помимо этого необходимо привести в соответствие новый бюджетный кодекс, которым отменены местные налоги и законодательство о местном самоуправлении, где такие налоги имеют место быть. По образному выражению Николая Петракова, «нельзя устраивать одностороннее движение», когда территории всем должны.

Подчеркнув, что продолжит мысли академика Львова, доктор юридических наук, профессор Российской академии госслужбы при Президенте РФ, Григорий Васильевич Атаманчук, начал свое выступление с вопроса: почему наша страна оказалась в сложнейшем положении? И ответил: потому что до сих пор четко не определено стратегическое направление вперед, а национальные интересы не представлены в политике. В центре политики в России, как это было веками, идеология. Нельзя имплантировать что-то в российскую действительность без оглядки на традиции. Муниципалитет – это английский вариант самоуправления, коммуна – французский, магистратура 4-х типов появилась в Германии. Когда Россия стала ядром сверхдержавы, думал ли кто об интересах народа? Затем, когда настало время демократии, заботились ли политики о национальных интересах? Правила бал логократия, все только говорили красивые слова о демократии. А ведь на самом деле демократия – это общество, где соблюдается баланс интересов, где существует гражданское общество. Есть ли в настоящее время государственная политика? Существует ли Концепция региональной политики? Мы знаем, что происходит сокращение населения страны, и к 2050 году при таких темпах рождаемости в России будет проживать лишь 90 млн. человек. Ключевая проблема, смысл, содержание государственной политики и государства – это объединение всех нас, а не объединение аппарата, власть предержащих.

Затем перед участниками конференции выступила доктор психологических наук, профессор, академик РАЕН Наталья Владимировна Маслова, которая рассказала о практических наработках в подготовке управленцев в Одинцовской гимназии №4 силами специалистов Российской Академии естественных наук. По замечанию Натальи Масловой подготовка кадров – это стратегический ресурс общества.

Доктор социологических наук, главный специалист института социологии РАН Вячеслав Сергеевич Дудченко поделился секретами методологии подготовки команды управленцев Одинцовского района, которая проводится его группой в районе с 1989 года. В первую очередь, это характер планирования с ориентиром на желаемое, а не на достигнутое, как все привыкли. Обязательным условием является акцент на команду, а не «сборище чиновников». И как следствие, первого и второго необходимо программировать себя на непрерывное развитие, на успех, на энергетику. Только соблюдая все эти три условия можно, по мнению ученого-практика, добиться самых весомых результатов в управлении.

О формировании корпоративной экономики, как залога успеха, говорил доктор экономических наук, профессор РАГС при Президенте РФ Сергей Борисович Мельников, с именем которого связано внедрение в Одинцовском районе, одном из первых в России, дисконтной системы, обеспечивающей население товарами со скидками, а предприятия постоянными клиентами. По мнению ученого-экономиста именно корпоративный подход в экономике используется в странах так называемого «золотого миллиарда». Россиянам же предлагают совсем не то, что нужно. Поскольку «экономика – результат взаимодействия людей», то муниципальное образование, где проживают люди, исходная клеточка развития экономики. Из 8 известных науке методов хозяйствования единственным методом с генетически заложенным позитивным результатом является корпоративный. Он отвечает интересам людей, проживающих на данной территории. Метод предполагает, что развитие происходит не за счет других, а вместе с другими, что развитие выгодно не всем, а каждому. Метод предполагает также инновационную схему управления. Для чего необходимо подготовить профессионалов-управленцев. В Одинцовском районе правильно поняли это и работают над реализацией программы подготовки муниципальных управленцев.

Доктор философских наук, профессор РАГС, президент Академии наук социальных технологий и местного самоуправления Валентин Николаевич Иванов продолжил тему подготовки грамотных управленцев. Академик подчеркнул, что управленец или, как ныне принято говорить, менеджер – это зерно нации, талантливейшие люди. К сожалению, людей, не готовых к этому, не обучишь. Поэтому вызывает удивление идея проекта Концепции реформирования местного самоуправления, в соответствии с которой предполагается доверить управление менеджерам-управленцам, которые появятся чуть не в каждом селе. Откуда? Кто их подготовит или назначит? Подготовка таких специалистов - дело ответственное и непростое. Тем более, что ныне стройная система их подготовки пока не создана.

Глава Лотошинского района Московской области, доктор экономических наук Анатолий Анатольевич Лютенко поддержал академика Иванова. Анатолий Лютенко предложил представителям академической науки быть ближе к регионам, муниципальным образованиям, где нет информационно-аналитической базы, где так необходимы муниципальная социология, экономическая политология. При том, что в стране разрушен командно-административный метод управления, новый программно-целевой метод управления не работает. Одинцовский район, где этот есть концепция, стратегия, целевые программы, вплотную подошли к внедрению современных методов управления. Наука в России всегда была инструментарием совести и важно, чтобы она сказала свое слово сегодня, стала «категорией экономической». Анатолий Лютенко предложил создать в Российской академии наук отделение муниципальной науки. Говоря о функционировании местного самоуправления глава Лотошинского района подчеркнул, что оно защищает все слои населения, сталкиваясь при этом лишь с интересами трех процентов супербогатых людей страны. Именно эти люди создают напряженность в обществе, пытаясь вновь переделить собственность. В то же время органы местного самоуправления стабилизируют Россию, берут на себя тяжелейшие проблемы взаимоотношений с монополистами, которые диктуют цены, устанавливают тарифы на электроэнергию, ресурсы, не спрашивая людей и перелагая затем ответственность за это на плечи органов местного самоуправления. Попытка разукрупнить органы местного самоуправления, ликвидировать районное звено, тесно связанная с вопросами собственности, в том числе собственности на землю, разрушит систему местного самоуправления, которая только начала по-настоящему работать. А откуда появятся средства у каждого отдельно взятого села для содержания коммунального хозяйства, социальной сферы? Ведь не секрет, что ныне промышленный город богаче села. При воплощении в жизнь новой реформы село останется один на один с РАО ЕЭС и другими монополистами. А откуда возьмутся менеджеры-управляющие – ведь в идеале, чтобы их вырастить требуется в идеале 200-300 лет. Ныне в России существуют 14 тысяч муниципальных образований и действуют 2 тысячи мэров городов, а при осуществлении реформы потребуется в десять раз больше. «Практикующий мэр, выстраданная система органов местного самоуправления – это великое достояние». Нельзя разрушать самую демократичную форму управления, которая на деле занимается политикой роста, способствует расцвету страны.

Поддержал своего коллегу глава Химкинского района Сергей Иванович Криворотенко. Он задался вопросом почему до сих пор не работает российский закон о финансовых основах местного самоуправления, который дает серьезные финансовые права муниципалитетам. На деле получилось, что местному самоуправлению оставили самые ответственные, трудоемкие сферы, как ЖКХ, благоустройство и ритуальные услуги. В то же время 2-я часть бюджетного кодекса лишила местное самоуправление значительной части налоговых поступлений. Города и районы оставлены один на один с поставщиками энергии, топлива. В то же время территории-доноры не могут рассчитывать на субсидии и субвенции. В развитии местного самоуправления есть положительный и отрицательный опыт. Надо больше говорить об этом. Но нужны ли структурные изменения в системе местного самоуправления? Сергей Криворотенко предложил принять резолюцию научно-практической конференции, в которой высказать позицию по отношению к проекту Концепции реформирования системы местного самоуправления.

По итогам обсуждения докладов, выступлений и поступивших предложений решено создать рабочую группу, в которую войдут ученые Российской академии наук, Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Академии социальных технологий и местного самоуправления, Российской академии естественных наук, главы муниципальных образований, представители законодательных органов Российской Федерации, с тем, чтобы выработать единые предложения по реформированию органов местного самоуправления.

Материал подготовила Елена Бочарова

18.189.186.214

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
5 708
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи