За «малое» дело

14 сентября 2012, 19:08

Теория (идеология) «малых дел» зародилась в Россиии в 80-е годы ХIХ века. Как сообщают учебники, теория возникла « в среде народнической интеллигенции как реакция на неудачу «хождения в народ». Вместо тотальной борьбы с царизмом обучение и лечение крестьян, обустройство библиотек и т. д. и т. п.

История непредсказуема своей цикличностью. Трудно предсказать, когда и что повторится. Но ведь повторяется. И, когда сегодня случаются те или иные события, идут те или иные процессы, ловишь себя на мысли: «А так уже было».

С поправкой на время волонтерство по своей сути есть ничто иное, как реализация теории «малых дел». Если на Западе волонтерство является признаком здоровья и благополучия общества, то у нас один из главных мотиваторов «малых дел» — разочарование. В ХIХ веке было разочарование в народе, который не хотел бороться с самодержавием, в наши дни — разочарование в не только в возможностях успешной борьбы с «ненавистным режимом», но и в самом «ненавистном режиме».

Налево пойдешь — «Россия без Путина», направо пойдешь — «Путин -наше все». И налево — нафталин, и направо — нафталин. И так плохо, и эдак плохо. Остается дорога по прямой — «больной, исцелись сам».

Каждый, как может, исцеляется. А у кого хватает сил и возможностей, помогают другим — тянут ношу, которая по силам. Примерно так выглядит практическая реализация теории «малых дел». Привлекательность «малых дел» — наличие результата (не всегда положительного), но его в любом случае можно увидеть и пощупать. Еще один важный момент. В реализации каждый участник начинает понимать, что от его личных усилий что-то зависит.

Наши «малые дела происходят от безысходности. Надо понимать, что российские «малые дела» не только волонтерство и благотворительные фонды. Здорово, что есть Чулпан Хаматова, Лиза Глинка, Алена Попова, Митя Алешковский.

Но, если на Западе волонтерское движение дополняет усилия государства, то у нас оно заменяет власть. Прокуратура, полиция, суды имитируют борьбу с коррупцией, граждане пытаются с ней реально бороться. Правоохранительные органы покрывают высокопоставленных коррупционеров, граждане озвучивают их имена. Чуров и компания постоянно врут, что они за честные выборы, а участники различных общественных движений делают все возможное и невозможное, чтобы выборы были честными.

Именно на «малых делах» поднялись Навальный (Роспил), Чирикова (Химлес), сформировался десяток молодых и самодостаточных политиков. Но парадокс. Как только лидеры оппозиции принимаются за «большое дело» (Россия без Путина) их ждет фиаско. В чем причина? Моя мини-версия. В любом деле, большом и малом немалую роль играют тщеславие, честолюбие. В «малых делах» эти качества уравновешиваются реальностью и полезностью сделанного, поэтому подобные слабости кажутся простительными. В большом деле непомерные амбиции топят даже то малое и полезное, что было сделано. Всплывают только тщеславие и честолюбие.

«Малыми делами» занимаются не только граждане-обыватели. Наша власть погрязла в них по самые свои властные уши. Сегодняшнее устройство государства исключает какую-либо работу на перспективу. Социально-экономическая жизнь по всей вертикали пронизана «ручным управлением». «Ручное управление» и есть «малые дела» нашей власти. Касается ли это принятие сомнительных законов с сиюминутной выгодой или закачивание денег в нерентабельное производство, но в любом случае это путь в тупик. И деньги кончатся, и палата №6 всегда рада новым клиентам «малых дел».

Несколько особняком стоит президент. Он тоже человек. Ему наверняка хочется запомниться не посадкой Ходорковского или Бесланом, а малыми и очень добрыми делами. Если присмотреться к долгим годам его правления, то увидим волонтера с президентскими полномочиями. «Малые дела», пожалуй, единственное, чем он занимается искренне и с удовольствием. Подарить ребенку игрушку -мечту и поцеловать в пупок, осчастливить взрослых домом или квартирой, спасти тигра и полетать с журавлями, дать денег загибающемуся заводу и параллельно поизмываться над олигархом, вот далеко неполный перечень президентских «малых дел». Долго такое продолжаться не сможет. Детских пупков и безквартирных граждан миллионы, а он один. Получается уже тупик в квадрате.

Хочется верить, что когда-нибудь ручейки «малых дел» наших сограждан превратятся в огромную реку большого дела. Только у реки есть шанс размыть тупик, чтобы показался свет в конце тоннеля.

«Жаль только — жить в эту пору прекрасную уж не придется — ни мне, ни тебе. …» Но зато сегодня каждый имеет свое «малое дело».

3.19.29.89

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
846
Гость
#
Простой выход из сложившегося — заруби старуху.
Glashka
лично#
Автору — Спасибо!
Абсолютно грамотно разложили все по полочкам. Для нашей семьи Ваша статья — своевременная моральная поддержка.
Еще раз: СПАСИБО!
Гость
#
Все ясно, под псевдонимом Глашка на сайте скрывается Янс.
Что не удивляет
Glashka
лично#
Гость: Все ясно, под псевдонимом Глашка на сайте скрывается Янс.
Что не удивляет
афигеть! Я бы не додумалась… но в принципе, да, на опыте «заказных откликов» по 3 рубля за штуку такое можно предположить
troychuk
лично#
Уважаемый Гергий Янс!
Смею Вас уверить, не всегда людьми при свершении дел движут (как считаете Вы) людские пороки: тщеславие и честолюбие, которые Евангелия относит к смертным грехам. При такой мини-версии, изложенной Вами, Ваша вера в слияние ручейков «малых дел» в огромную реку «большого дела» не имеет шансов на успех и является иллюзией и затуманиванием сознания обывателю. (Допускаю, скорее всего, что делаете Вы это неумышленно ).
И еще. Зачем строить мосты вдоль рек? (Это из анекдота про зверей и про способ размывания тупиков:upset . А может, вместо размывания тупика путем увеличения течения реки проще будет проложить немножко иное русло? Русло новой идеи, в которую должны сливаться ручейки «малых дел»? Но для этого нужно всем нам быть готовым принести в жертву вышеперечисленные пороки, и чтобы рукой журналиста двигал прежде всего принцип «не навреди».
К.
#
Цитата: Халпан Чуматова
Это вы здорово сказали про Хаматову Чулпан…
Glashka
лично#
troychuk: Уважаемый Гергий Янс!
Смею Вас уверить, не всегда людьми при свершении дел движут (как считаете Вы) людские пороки: тщеславие и честолюбие, которые Евангелия относит к смертным грехам. При такой мини-версии, изложенной Вами, Ваша вера в слияние ручейков «малых дел» в огромную реку «большого дела» не имеет шансов на успех и является иллюзией и затуманиванием сознания обывателю. (Допускаю, скорее всего, что делаете Вы это неумышленно ).
И еще. Зачем строить мосты вдоль рек? (Это из анекдота про зверей и про способ размывания тупиков:upset . А может, вместо размывания тупика путем увеличения течения реки проще будет проложить немножко иное русло? Русло новой идеи, в которую должны сливаться ручейки «малых дел»? Но для этого нужно всем нам быть готовым принести в жертву вышеперечисленные пороки, и чтобы рукой журналиста двигал прежде всего принцип «не навреди».
Вы не поняли сути… разница в «малых» и больших делах, и причин, побуждающих их совершать. Перечитайте еще раз, а статье все понятно, повторять не хочется. Вы не правы. Все проще.
troychuk
лично#
Наверное, Вы правы на счет простоты, которая следует из статьи «За малое дело». Особенно, если под теорию «больших» дел подводить изменения, которые назрели в обществе и которые пытаются совершить некоторые лидеры. Вот только, по-большому счету, от этих дел ни «больших» ни «малых» ничего в общем-то и не зависит и они являются производными от причин, побуждающих их совершать. Если почитаете В. Парето и Г. Моска., думаю, не зря потратите время. А предмета для обсуждения в статье я не обнаружил кроме уже написанного мною.
Glashka
лично#
troychuk: Наверное, Вы правы на счет простоты, которая следует из статьи «За малое дело». Особенно, если под теорию «больших» дел подводить изменения, которые назрели в обществе и которые пытаются совершить некоторые лидеры.
а не надо мешать шоколад с селедкой, не все даже такое зрелище выдержать смогут, не говоря уже о том, чтобы попробовать. Хотя оба продукта достаточно любимы по отдельности.
troychuk: Вот только, по-большому счету, от этих дел ни «больших» ни «малых» ничего в общем-то и не зависит и они являются производными от причин, побуждающих их совершать. Если почитаете В. Парето и Г. Моска., думаю, не зря потратите время. А предмета для обсуждения в статье я не обнаружил кроме уже написанного мною.
а важны не причины, важен сам порыв. Есть такая русская поговорка, несколько жестковатая, про свинью, которая везде грязь найдет. Так вот и те, кто хочет и может чего-то делать, он найдет куда руки приложить. Но есть как бы 2 мотива: альтруистический и эгоистический.
Я лично восхищаюсь девчонками, которые занимаются больными детишками, бабульками лежачими. Немеренное количество души тут нужно, просто какое-то душевное беспределие и бесконечная вера. Собаки-кошки — там тоже полно нереально страшенных историй. Понятное дело, что все это делается не славы ради, хотя в семье не без урода. Кто громче всех кричит, куда-то лезет с провокативными заявлениями, как это было с «Вечным зовом»… глядишь, а сучок уже в думу пролез, пригрелся возле кормушечки и в ус не дует и мышей не ловит от обжорства — такой вот весьма традиционный способ решения комплекса системных «малых дел».

Связываться-повязываться с властями — совершенно неохота. Вряд ли я, когда-нибудь расскажу, как мы землю искали под наш с мужем проект. Мне очень обидно, что этого не будет на моей малой-малой родине, но хоть не в Израиле. Но вот ощущение, что тебя держат за какого-то юродивого/блаженного — оно не проходило. А вот тут г-н Янс фактически мне сказал — «А, плевать. Пусть чего хотят, то и думают. Наше дело — правое.» За то ему и спасибо!
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи