Профессионалы милосердия - 2
Руководителям местных отделов соцзащиты Ольгой Сергеевой было предложено консолидировать свои усилия с Центром «Семья», осуществляющим реабилитацию детей-инвалидов.
Руководителям местных отделов соцзащиты Ольгой Сергеевой было предложено консолидировать свои усилия с Центром «Семья», осуществляющим реабилитацию детей-инвалидов.
-Ах, а я-то отказала, когда ко мне поступило такое обращение!.. - с чувством неловкости и искреннего раскаяния вдруг тихо воскликнула одна из участниц «круглого стола», - случилось, мама девушки-инвалида обратилась к нам с просьбой погулять с дочкой, а я думала, что в круг обязанностей наших сотрудниц это не входит…
- А между тем, вы были обязаны выполнить просьбу матери инвалида, если у вас есть для этого социальный работник,- строго заметила Ольга Сергеева, - так как в соответствующем законе четко прописано, что наши службы обязаны предоставлять социальные услуги лицам пожилого возраста и инвалидам. Некоторые мамы ведь вынуждены платить коммерческим структурам огромные деньги за выполнение такой услуги, а ведь социальный работник мог бы делать такие услуги за мизерную плату…
Вернулись к теме Финляндии. Чем еще мы отличаемся от них? Оказывается, в тамошней социальной системе в отличие от нашей не существует как таковой классификации инвалидов по группам. Статус инвалида там определяется простым фактором – может человек за собой ухаживать или нет. Словом, в финском понимании инвалид - тот, кто не может полноценно себя обслужить. А если человек с ограниченными возможностями в состоянии за собой ухаживать, ему предоставляют социальные гарантии, но - никаких услуг.
- В сущности, и у нас в России, в самой системе социального обслуживания тоже подразделений инвалидов на группы нет - то есть, фактором, определяющим необходимость в социальном обслуживании, является неспособность человека ухаживать за собой, - анализирует Ольга Сергеева, - так что, в этом смысле разница в подходе к проблеме между нами и финнами на поверку не столь уж принципиальна, как кажется на первый взгляд.
Однако есть другой существенный фактор отличия: так, если, например, у человека есть определенные психические изменения, вызванные, скажем, возрастным фактором, в Финляндии ему все услуги финансирует пенсионный фонд. А если у старого человека имеются серьезные грубые нарушения, определяющие его невозможность нормально ухаживать за собой, там ему предоставляются стационарные услуги с проживанием, которые финансируются из муниципального бюджета. К слову: в наших стационарных учреждениях, как правило, количество пациентов (или - пансионеров) намного превышает число сотрудников данного учреждения. А между тем, мировой опыт показывает, что в стационарном учреждении должно соотношение кадров обслуживающих и обслуживаемых должно быть - один к одному. То есть, на Западе, скажем, в стационаре для престарелых содержится 600 человек пациентов и, соответственно, 600 человек персонала. А в специализированном учреждении для лиц с тяжелыми отклонениями в соответствии с высокой степенью сложности в обслуживании количество персонала должно быть примерно в 2 раза выше. Вот примерно по такому же принципу должны бы и у нас комплектоваться кадрами участки «надомного» обслуживания инвалидов…
Между тем, как заметили участники нынешнего собрания, у нас руководство подбирает кадры для своих участков по принципу территориальной близости. Все же, к счастью, нагрузку на соцработников тоже стараются балансировать, как могут, - в зависимости от «сложности» подопечных.
Коснулись темы тех инвалидов с ограниченными двигательными способностями, которые несмотря на свой недуг горячо желают быть профессионально-востребованными и социально активными. Традиционно большинство потенциальных работодателей «отмахивается» от людей с ограниченными возможностями. Случается, что и интеллектуальный ресурс у инвалида намного превышает таковой у большинства здоровых людей, есть у него и хорошие профессиональные навыки, а вот работы - нет. Как же заинтересовать потенциальных работодателей в приеме на работу умного и талантливого инвалида, если кругом «полным-полно» людей «с руками и ногами», желающих устроиться на работу? За надомную работу платят «негусто». Ольга Сергеева выразила предложение организовать доплату от Центра занятости инвалидам, устроившимся на работу. Светлана Киркасян - заместитель директора Центра занятости населения, присутствовавшая на собрании, эту инициативу охотно приняла.
- Есть у нас программа помощи, основанная на предоставлении временной работы нуждающимся гражданам - инвалидам, одиноким родителям, многодетным семьям, семьям военнослужащих, уволенных в запас и другим категориям, - поделилась опытом социальной деятельности Светлана Киркасян, - это осуществляется в соответствии с 59 статьей Трудового кодекса, предусматривающей возможность временно брать на постоянную работу человека - в соответствии с договором со службой занятости…
Смысл действия этой системы в том, что ограниченно трудоспособного человека принимают на 2 месяца - в течение этого времени ему производится доплата из федерального бюджета, размер которой определяется в зависимости от возможностей центра занятости - от 720 до 1440 рублей… Сразу следует сказать, что «бумажек» здесь потребуется собрать с милосердного работодателя немало - мы попросим с них и табель, и ведомость на выплату зарплаты, ведь мы можем работать только с солидными платёжеспособными организациями.
На текущий момент в Одинцовском Центре занятости состоит на учете 84 инвалида. В соответствии с вышеупомянутой программой, в этом году на работу к милосердным работодателям удалось устроиться тридцати одинцовским инвалидам.
«ОН» предлагает вниманию заинтересовавшихся этой программой лиц телефоны Центра занятости населения Одинцовского района: 599-42-68; 599-75-98 (Напоминаем, что данная программа действует в отношении инвалидов, а также лиц, официально признанных безработными.)
Обсудив вопросы трудоустройства нуждающихся категорий, участники круглого стола вернулись к теме международного обмена опытом в сфере реабилитации инвалидов.
- Финские коллеги в беседах с нами отмечали принципиальную разницу в подходе к системе реабилитации у нас и у них. - продолжила начальник Управления соцзащиты, - Увы, отечественные коллеги чаще всего не хотят вникать в суть своего призвания и в суть Закона о социальном обслуживании. Вот о чем именно я хочу сказать: на практике мы часто превращаем наши отделения дневного пребывания инвалидов в подобие «учреждения культуры для престарелых» - поем, пляшем с подопечными. Так называемая арт-терапия - это, безусловно, очень позитивное дело - в частности, для стариков; но ведь для молодого инвалида ГОРАЗДО ВАЖНЕЕ научиться адаптироваться к окружающим его условиям и вести по возможности активный образ жизни. И первое, чему нужно учиться инвалиду - добираться до места работы или учебы, - вот в чем состоит основной элемент социальной реабилитации. В этом направлении мы с вами и должны развивать свою работу, - резонно наставляла подчиненных Ольга Сергеева …
Елена МОРОЗ
(окончание материала читайте в следующем номере «ОДИНЦОВСКОЙ НЕДЕЛИ»)
"Одинцовская НЕДЕЛЯ" специально для "Одинцово-ИНФО"
18.188.101.251
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в: