Убыточное предприятие
Слово «меценат» вошло в наш лексикон благодаря Меценату Гаю Цилепию - жителю древнего Рима, который покровительствовал поэтам. Быть меценатом в дореволюционной России было и престижно, и почетно.
Русские купцы и промышленники, такие, как Сергей Щукин, Савва и Иван Морозовы, Савва Мамонтов, Павел Третьяков, большую часть заработанных денег тратили на поддержку и развитие культуры. Невозможно сегодня представить нашу страну без Третьяковской галереи или Художественного театра, создание которых стало возможным благодаря исключительно деятельности меценатов.
В наше время все чаще понятие «меценат» вытесняется словом «спонсор», хотя они далеко не равнозначны. Спонсорство, как правило, - взаимовыгодная сделка. Меценатство всегда было осознанно убыточно. Как писал купец и меценат Павел Третьяков, «моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы обществу в каких-либо полезных учреждениях».
Одинцовский историко-краеведческий музей (дом купца Якунчикова) достаточно популярен в районе: многочисленные экскурсии, выставки художников. Но мало кто знает, что практически разрушенное здание было восстановлено местным предпринимателем, руководителем НПП «Интеркомп» Валерием Кушнаревым, а сам музей также полностью содержится на его средства.
Его, выпускника МЭИ, приход в бизнес достаточно типичен для людей конца 80-х годов прошлого века - «выгодно купи, еще выгодней продай». Валерий Кушнарев стал завозить из Японии «бэушные» ксероксы, здесь их доводить до соответствующих кондиций, а потом продавать. Дело оказалось выгодным и прибыльным. Постепенно, как и у всякого успешного предпринимателя, его бизнес стал расширяться, сегодня он совладелец ряда предприятий и ведет серьезную инвестиционную деятельность. Казалось бы, что вектор развития ясен и понятен - приумножай свои капиталы. У меня есть один знакомый, который расстраивается из-за того, что никак не может стать миллиардером, так как не хватает всего лишь 300 миллионов.
Валерий Кушнарев выбрал другой путь. Он стал меценатом. Что подвигло его на этот путь, Валерий Федорович и сам затрудняется с ответом. «Наверное, всетаки потребность души», - после некоторых раздумий отвечает он.
Когда он начал в 1991 году восстанавливать здание музея, ему не раз говорили, что в разы дешевле на этом месте построить новое здание, но Кушнарев, несмотря на огромные затраты (практически все, что им зарабатывалось, шло на реконструкцию), технические сложности, решил воссоздать первоначальный облик здания. Но как бы ни был хорош отреставрированный музей, его возможности ограничены, прежде всего, из-за небольшой площади. И тогда у Валерия Кушнарева родился замысел построить картинную галерею. От замысла до реализации проекта прошло не так уж много времени, и уже в декабре этого года негосударственная картинная галерея вступит в строй. Тем более, что открытие галереи включено в план «Года культуры» Московской области.
Несмотря на относительно большую площадь, 1800 кв. м, галерея будет носить камерный характер. В ней будут выставляться картины местных молодых художников. Хотя планируются выставки и именитых мастеров. По словам Валерия Федоровича, есть определенные договоренности с Глазуновым и другими знаменитостями. Еще предполагается, что здание будет использоваться как клуб, в котором будут проходить творческие встречи, организовываться музыкальные салоны.
Безусловно, что реализация такого проекта была бы невозможна без поддержки местной администрации. Но было бы странно, если бы руководство района такое строительство не поддержало. Поэтому после сдачи здания в эксплуатацию Кушнарев планирует работать в тесном контакте с комитетом по делам культуры, молодежи и спорту.
Как прагматичный бизнесмен и настоящий меценат, Валерий Кушнарев определил строительство и содержание картинной галереи планово-убыточным предприятием. Он очень надеется, что его убытки помогут приобщиться к прекрасному сотням и тысячам людей, и «может быть, таким образом, - говорит Валерий Федорович, - мы кого-то оторвем от наркотиков, от пьянства».
Георгий ЯНС
"Одинцовская НЕДЕЛЯ" специально для "Одинцово-ИНФО"
3.145.50.71
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
И кто изображен на фото в лесу?
Кудряшов его фамилия.........
Целая статья о человеке - а имя его искажено! Речь ведь об известном всему городу КУДРЯШОВЕ ВАЛЕРИИ ФЕДОРОВИЧЕ.
Затем, что за бессмысленные фото сопровождают текст? - Неужели неинтересно еще раз взглянуть на Краеведческий музей (Дом Якунчикова), или Новую галерею? А ведь кто-то их вообще не видел. Многие, кстати, в глаза не видели и самого В.Ф.
Третье - ну что за дурацкое название - "Убыточное предприятие"? Это явное проявление какого-то странного комплекса неполноценности (или бескультурья). Да, любое казино или палатка со спиртным - "неубыточны". Да, они приносят владельцу деньги - а людям горе. Россия спивается и вымирает... И вот - стоит бизнесмену сделать что-то ценное для общества, для конкретного города - его уже с ног до головы пристально осматривают, как "чудика" или "подозрительное лицо"... Вместо того, чтобы искренне порадоваться. За мецената, за город, за детей, которым будет куда пойти и насладиться Прекрасным...
А концовка статьи вообще удручает - будто бы все дело в том, чтобы с помощью галерей можно отвлечь кого-то "от пьянства и наркомании"! Нет, обреченных спиться и умереть годам к 30-40, ничем не спасти. И ни в какие музеи и галереи такие люди не идут. Все это нужно тем нормальным людям, которых все еще много и которым действительно нужно Искусство.
Недавно здесь на сайте Александр Лычагин заметил, что Одинцово постепенно превращается из рабочего поселка в современный город. Да, это так. Но подлинным Городом (Полисом, в античном смысле слова) Одинцово станет только после того, как здесь откроются Художественные Галереи, Университет и Театр. Таковы законы мировой культуры.
И да сбудутся эти планы!
А журналистам, если они окончательно не погрязли в описании "чернухи", стоит этим процессам способствовать. И работать грамотно.
"убыточный коттедж" в центре города
странно, но на мою реплику никто не отреагировал