Магнитофоны, которые убивают в нас певцов и музыкантов
09 ноября 2005, 18:28
Кто же не мечтал об этом втайне, никому не рассказывая. Стоишь на сцене в образе, полный зал народа, а ты – поёшь.
Ah, bravo Figaro!
Bravo, bravissimo!
Голос твой улетает ввысь к хрустальному подвесу огромной театральной люстры, руки дирижера порхают в воздухе, рассылая импульсы, проходящие сквозь души и руки музыкантов. Вот импульсы попадают в деревянные деки скрипок и виолончелей работы старинных мастеров, вот обращаются в музыку и взлетают ввысь, туда, где царит твой голос.
Figaro qua, Figaro la, Figaro qua,
Figaro la,
Figaro su, Figaro giu, Figaro su,
Figaro giu.
Fiiiiiigaaaaarooooo!!!
Овация! Зал рукоплещет стоя.
Только фантазии – они и есть фантазии. Чтобы так петь, нужно учиться лет эдак… Долго надо учиться!
Складывается ощущение, что в последнее время петь стали меньше. Даже новомодное изобретение караоке не помогает. Выходит этакий «солист», пытается вступить, и выдаёт такое… такое выдаёт. Сразу понимаешь – нет, не Паваротти…
Когда мы решили погрузиться поглубже в тему, выяснилось, что в среде молодых журналистов — авторов «Говорова, 38» — есть человек, способный исследовать проблему, так сказать, изнутри. Всё-таки 12 лет музыкальной школы за плечами у Ольги Рубцовой.
Из собственных ощущений: для того чтобы стать музыкантом, необходимы способности и б-о-о-ль-шое трудолюбие. Репетировать до кровавых мозолей и тем не менее любить «мучение-учение» лишь потому, что оно воспитывает мастерство и в итоге дарит вдохновение — разве не занятие для сильных духом людей. К самым достойным со временем приходит понимание, что без этих вот семи нот, без вечно звучащей в душе музыки они уже не мыслят себе жизни.
Перед тем, как взять интервью у преподавателя детской музыкальной школы искусств Веры Александровны Михайловой, у которой проучилась в течение двенадцати лет, я на цыпочках приблизилась к кабинету хорового пения. Урок был в разгаре, и у меня, как и в былые времена, возникло ощущение, как будто я просто опоздала на занятие. По привычке, прислушиваясь к тону голоса преподавателя, я ощутила знакомые переживания. Впрочем… голос добрый — можно не страшиться. Невольно столько вспомнилось… И вот урок окончен, заглядываю в класс и прошу своего любимого учителя и наставника ответить на несколько вопросов для «Говорова, 38»
— Вера Александровна, сколько лет вы работаете в музыкальной школе?
— Вообще я работаю 25 лет, а конкретно в этой школе с 83-го года. Да, получается уже 22 года…
— Немалый срок… Думаю, за это время у вас накопилось много воспоминаний. Поделитесь, пожалуйста, самыми яркими.
— Самые яркие впечатления — это маленькие дети. Лучше на этой Земле ничего нет…Приходят очаровательные существа. Начинаешь для них открывать мир, учить их. Получается, что самых прекрасных на свете учишь самому прекрасному. Вот это самое яркое впечатление, потому что оно не меркнет никогда.
— А может быть, вам особенно запомнились какие-нибудь события?
— Ну, конечно, событий было много за это время. Были выступления в разных городах… Приятный момент, когда дети много трудятся, и на концерте слышат из зала возгласы: «Браво!» Это, конечно, приносит большое удовлетворение и детям, и учителю. Также очень приятные ощущения от того, что некоторые избирают этот путь для себя. Есть ученики, которые решили стать хормейстером и выбрали карьеру певца. Вот это очень приятно — у тебя есть последователи…
— Вера Александровна, вы никогда не пожалели о выбранном пути?
— Не только не жалею, а даже иногда думаю, кто-то меня сверху подталкивает к этому… Ксюша Ныркова мне в этом году сказала: «Вера Александровна, если бы вас выбрали мэром, весь город бы запел и даже собаки (смеётся)…
— Как менялась школа, как складывались отношения в педагогическом коллективе? Как вы общаетесь с детьми?
— У нас замечательный коллектив. Я очень издалека езжу на работу, и если бы мои соратники не поддерживали меня, наверно, такой долгий срок не проработала. Здесь мои единомышленники. Мы работаем вместе с некоторыми преподавателями 20 с лишним лет. А дети всегда радуют…
— А как вам удаётся создать такую добрую атмосферу?
— Не знаю, мне кажется, я очень строгий учитель…
— Строгий, но справедливый… Ваш коллектив называется «Камертон». Когда появилось это название?
— Дело в том, что я пришла работать, когда этот коллектив уже существовал, и название уже было. Прежний руководитель Ильченко Мария Исаевна его выбрала. И я, придя уже после неё, не посмела поменять название, поскольку в коллективе уже были сложившиеся традиции…
— Вера Александровна, за время существования музыкальной школы сменилось не одно поколение учеников. Скажите, чем они отличаются друг от друга?
— С приходом механической музыки песня стала уходить из нашей жизни. Что я имею в виду? С приходом магнитофона, видео, всей этой техники люди отчасти стали потребителями музыки, а не творцами. Если раньше народ был очень певучий, то сейчас привыкли больше слушать, чем исполнять сами. Это очень плохо… Если не поют песни в семье, к нам приходят непоющие дети. Это обидно. Всё вырастает из семьи, и я считаю, что в семье должна закладываться музыкальная культура. А мы поможем сформировать дальнейшие вкусы детей.
— Как вы думаете, почему на российской эстраде всё меньше талантов?
— В последние годы я просто не вижу на российской эстраде талантливых людей. Раньше даже на эстраде были профессионалы с хорошей школой. А теперь не могу назвать обучением те поверхностные знания, которые дают современным эстрадным певцам. Если они и имели какое-то небольшое образование, то оно настолько поверхностное, неглубокое и далёкое от настоящего искусства, что о появлении Мастера не может быть и речи…
— А как вам удаётся прививать современным детям любовь к классической музыке, ведь сейчас общество живёт совсем иной музыкой? Очень редко родители прививают детям хороший музыкальный вкус по причине занятости или отсутствия у самих такового.
— Для того, чтобы прививать детям вкус, любовь к высокому искусству, нужно очень это дело любить самому, а других путей я не знаю…Если мне это удаётся, считаю, это большое счастье…
Я посмотрела на часы… Стрелки показывали 21.30. Последняя группа учеников закончила занятие в 21 час. Это не просто школьники, это выпускники, а ныне – уже студенты. Они не бросают музыкальную школу, даже окончив ее. Приходят сюда, потому что музыка — в радость. Многие выбрали для себя музыкальную карьеру.
Мы проводили Веру Александровну до электрички, ей ещё ехать на другой конец Москвы…
Стоило лишь побывать вновь в родных стенах, как возникло непреодолимое желание вернуться и снова участвовать в концертах, конкурсах. Репертуар, кстати, изменился. Если решусь, придется поработать всерьёз, ребята поют песни уже не только на русском, но и на английском, немецком и даже на японском языках.
Спасибо вам, Вера Александровна! За то, что привили нам любовь к настоящему искусству, за то, что очень хочется вернуться и петь!
• У рояля — Вера Александровна Михайлова. И никакой магнитофон не заменит этот чудо-инструмент.
• Сможет ли японское магнитофонное чудо «Сони» вырастить новое русское оперное чудо, такое, как Федор Шаляпин?..
Кроме шуток. Джоаккино Россини, автор оперы «Севильский цирюльник», цитату из которой мы использовали, по совместительству изобрел и рэп. Знатоки музыки утверждают, что дело обстоит именно так – в стиле «ритм энд поэтри» великий итальянец сделал несколько ритмических поэтических скороговорок лет за сто сорок до того, как до этого додумались первые афроамериканцы.
Где можно стать музыкантом или певцом.
Запишите телефончики:
• Одинцовская детская музыкальная школа. Улица Советская, дом 26, тел. 593-01-45.
• Одинцовская детская школа искусств. Можайское шоссе, дом 49, тел. 591-44-11.
• Барвихинская детская музыкальная школа, тел. 418-90-59
• Большевяземская детская школа искусств, тел. 594-03-22
• Зареченская детская школа искусств, тел. 414-82-64
• Лесногородская детская школа искусств, тел. 598-69-75
• Наро-Осановская детская музыкальная школа, тел. 594-53-75
• Новогородковская детская музыкальная школа, тел. 8-902-671-85-94
• Петелинская детская музыкальная школа. Пос. Часцы.
3.15.143.18
Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
97
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в: