«... Ю же князь Димитрий в град Москву принесе»

10 августа 2005, 18:11

10 августа по новому стилю Православная Церковь установила
празднование двум иконам Божией Матери: Смоленской и
Гребневской. Историю первой, Смоленской, многие знают. Почитание же второй в наши годы сохранилось только в нескольких городах, где есть храмы, поставленные в Ее честь. Однако еще в начале XX века
православные, особенно жители Москвы, стекались на поклонение Чудотворной Гребневской иконе Божией Матери. Появление этой иконы связано с великим событием в нашей истории — Куликовской битвой, и с именем великого князя Димитрия Донского.
когда великий князь Димитрий Иванович Донской,возвращаясь после славной Куликовской битвы над Мамаем (в 1380 г.) с берегов Дона в Москву, достиг города Гребени на реке Чири, впадающей в Дон (теперь на этом месте стоит не город, а село Гребня), то жители этого города поднесли славному победителю татар икону Божией Матери, которая прославилась у них многими чудотворениями и получила по месту своего нахождения название Гребневской.
Великий князь с благоговением принял икону и по прибытии в Москву повелел поставить ее в Успенском соборе Московского Кремля, в котором она находилась около ста лет. Правнук святого Димитрия Донского, великий князь Иоанн Васильевич III, собираясь в поход против Новгорода в 1471 году, дал обет построить в московском посаде «на бору», на том месте, где теперь расположена Лубянская площадь, церковь во имя Успения Божией Матери и поставить в нее Гребневскую икону, которую князь брал с собой в этот поход. Война Иоанна III с новгородцами закончилась для него успешно Шелонскою победою в 1472 году, и он выполнил свой обет. Гребневская икона Богоматери была поставлена в новом Успенском храме, украшена серебряною позолоченною ризою с драгоценными камнями. На киоте иконы вместо обычного изображения чудес, бывших от иконы, князь повелел написать Акафист Богородице в похвалу и благодарность за дарование ему сына и наследника Василия.
В 1612 году, имея за собой чудотворную Гребневскую икону, русские дружины отразили поляков на Сретенской улице. Летопись сообщает, что «от церкви Гребневския Богоматери (в Москве) князь Д. Т. Трубецкой двинулся на освобождение Китая-города и Кремля от польского сброда и русских изменников».
Из многочисленных чудесных знамений, явленных от Гребневской иконы Богоматери приводим некоторые.
В 1617 году в церкви Успения произошел пожар. Пламя распространилось так быстро, что из церкви не успели вынести даже чудотворную икону. Все с горестью решили, что она погибла в огне. Но вдруг присутствующие на пожаре увидели Гребневскую икону чудесно стоящей в воздухе. Когда пожар утих, все поспешили в церковь. Оказалось, что все в ней сгорело, но чудотворный образ был не тронут огнем.
Другой случай проявления чудотворной силы Гребневской иконы произошел в 1654 году. В Успенскую церковь проникли воры и хотели украсть драгоценные предметы из убранства. Когда они приблизились к Гребневской иконе, чтобы снять с нее драгоценную ризу, то от лика Богоматери внезапно изошел огонь и опалил некоторых святотатцев. Остальные, устрашенные этим чудом, осознали свое преступление и со слезами раскаяния рассказали об этом священникам.
В 1711 году сильно обветшалая Успенская церковь была перестроена. Обновлена была также и Гребневская икона усердием царевны Наталии Алексеевны, сестры императора Петра I. Царевна Наталия, украсив образ на свои средства, пешком сопровождала его из села Преображенского в церковь Успения Божией Матери «На Бору», где совершив молебное пение, поставила его на прежнем месте. Возобновлению этой церкви особенно содействовал местоблюститель патриаршего престола митрополит Стефан Яворский, который засвидетельствовал чудеса, бывшия от Гребневской иконы Богоматери.
В XVIII столетии в одном московском доме, где была тяжело больна хозяйка, появились «шумы и страхования от бесов» и «чья-то невидимая рука бросала камни». С этими явлениями стали часто встречаться наши современники, только почему-то называют их на иностранный манер «полтергейстом». По совету священников, дочь хозяйки дома привезла чудотворную Гребневскую икону домой, где перед ней был совершен водосвятный молебен. Иконой обнесли все комнаты и окропили их святой водой. С того времени «страхования от бесов» прекратились, а хозяйка дома выздоровела.
До революции 1917 года чудотворная Гребневская икона находилась в московской церкви Успения на Лубянке и от нее происходило много исцелений болящих. После революции этот храм был полностью разрушен, дальнейшая судьба чудотворной иконы Гребневской Божией Матери неизвестна. С этой иконы было сделано много списков (копий) и они разошлись по России. Одна из таких древних копий находится в Третьяковской галерее. А в 1801 году в подмосковном селе Одинцово был построен храм в честь Гребневской иконы Божией Матери.
Лариса Борисова,
газета «Благовест», 1995 год.
Фото Екатерины Нафеевой.

18.220.53.93

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
42
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи