ЖИТИЕ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА

10 августа 2005, 18:11

Христианство, распространившееся к концу III – началу IV вв. не только среди простых людей, но и среди аристократии, рассеивало мрак язычества, проникая в умы и сердца людей. Жрецы и волхвы, видя в христианской Церкви опасность для себя, искусно сеяли в народе ложные слухи о том, что христиане стремятся к ниспровержению государственного строя, и под их влиянием правительство преследовало христианство как религию, враждебную государству.
Во время правления императора Диоклетиана (284-304 гг.) в городе Бейруте, в одной богатой и знатной семье появился на свет младенец Георгий. После смерти его отца, пострадавшего за Христа, мать поселилась в своем имении в Палестине, где и воспитала сына в строгом благочестии и дала ему прекрасное образование. Поступив на военную службу, юноша, благодаря своему уму, храбрости, высокодобродетельной жизни завоевал авторитет среди товарищей и быстро выдвинулся в военачальники. Вскоре он стал членом высшего Совета при императоре. Однако Диоклетиан, встав на путь религиозных реформ, начал вести репрессии против последователей Христа: вынудил всех христиан, служивших в войске или при дворе, отречься от своей веры или уйти в отставку, стал разрушать церкви, запрещать собрания и заключать в тюрьмы руководителей христианских общин и предавать их казни.
Однажды, на совете ближайших сановников святой Георгий обратился к царю с обличительной речью: «Не обольщайтесь ложью и обманом! Идолы ваши — не боги. Иисус Христос — единый истинный Бог». От изумления и гнева царь не мог прийти в себя. «Кто побудил тебя на такой дерзкий поступок?» — спросили Георгия. «Истина», — спокойно и с достоинством ответил он. «Какая истина?» — «Истина — Христос, вами гонимый», — ответил святой. «Так ты и сам христианин?!» — «Да, я раб Христа, Бога моего и, на Него уповая, добровольно предстал пред вами, чтобы засвидетельствовать истину». Тогда Диоклетиан обратился к св. Георгию: «Я и прежде дивился твоему мужеству, Георгий. Я почтил тебя высоким саном, и сегодня, когда ты говоришь дерзкие слова себе во вред, я как отец даю тебе совет и увещеваю тебя, принеси богам жертву и получишь от нас еще больший почет». «Если бы ты сам, царь, познал Истинного Бога, Он сподобил бы тебя царства бессмертного, так как твое царство суетно и быстро погибнет вместе с его кратковременными радостями», – отвечал ему св. Георгий.
Разгневавшись, Диоклетиан приказал оруженосцам изгнать святого из судилища и заключить в темницу. В темнице св. Георгия бросили на землю, ноги заковали в колодки, а на грудь положили большой и тяжелый камень. Мученик терпеливо переносил страдания в течение целой ночи, непрестанно славословя Господа.
На другой день святой снова отверг предложение царя принести жертву идолам: «Ужели ты думаешь, что эти ничтожные страдания заставят меня отречься от Христа. Скорее ты, царь, изнеможешь мучить меня, чем я устану терпеть муки!»
Тогда Диоклетиан приказал колесовать святого. Святой Георгий не проронил ни единого стона, но молился и славил Бога. Когда мученик затих, Диоклетиан решил, что он уже умер. В этот момент вокруг потемнело, грянул гром и послышался голос: «Не бойся, Георгий, Я с тобой». И в необычайном сиянии явился ангел в образе прекрасного юноши и, возложив руку на святого, произнес: «Радуйся!» — и стал невидим. Когда все пришли в себя от удивления и страха, увидели святого Георгия стоящим возле колеса живым и невредимым. Это чудо многих обратило к вере во Христа, а два важных сановника — Анатолий и Протолеон — громко воскликнули: «Един Бог великий и истинный — Бог христианский». Один только царь оставался непреклонным в своих заблуждениях. Он приказал отвести святого мученика и закопать в ров с негашеной известью. Но каково было всеобщее удивление, когда через три дня, откопав св. Георгия, нашли его целым и невредимым. Диоклетиан немедленно потребовал к себе Георгия: «Откуда в тебе, Георгий, такая сила? Какими чарами и волшебством ты остаешься невредимым?» — спросил царь. Святой Георгий, глубоко скорбя о духовном ослеплении императора, кротко ответил ему: «Я надеялся, царь, что ты не осмелишься произнести хулу на Всемогущего Бога, для которого все возможно и который избавляет от бед уповающих на него. Но ты, прельщенный дьяволом, и чудеса Божии называешь чарами волшебства».
Удивляясь мужеству и спокойствию святого, царь говорил окружающим: «Воистину это не от мужества и крепости Георгия, а от волшебной хитрости». «Не силой чародейства спасаемся мы, христиане, от мук, но промыслом Божиим. Не ведаешь ты, царь, что Господь может исцелить слепых, глухих, немых, хромых, прокаженных, изгонять нечистых духов, воскрешать мертвых. И верующий во Христа силой Духа Святого может совершать подобные чудеса», — отвечал святой Георгий. Чародей Афанасий, желая посрамить христиан, предложил принести тело недавно умершего человека, чтобы Георгий показал силу своего Бога. Преклонив колени, долго молился святой Георгий: «Боже вечный, Боже милостивый, Боже всех сил, Всемогущий, не посрами уповающих на Тебя, Господи Иисусе Христе, услышь меня, смиренного раба Твоего, в час сей. Дай просимое знамение и воскреси мертвеца, лежащего во гробе, во славу Твою, Твоего Отца и Пресвятого Духа. О, Владыко, покажи предстоящим, что Ты Бог Един для всей земли, чтобы они познали Тебя, Бога Истинного и Всесильного. И слава Твоя во веки. Аминь». При последних словах послышался сильный гул, земля затряслась, и мертвый встал из гроба живым. Ужас объял всех присутствующих. И разнеслась молва о чуде воскрешения, и многие прославили Христа как Всемогущего Бога. И даже чародей Афанасий был настолько поражен увиденным, что, припав к ногам св. Георгия, громко исповедовал Христа и умолял простить ему все оскорбления, содеянные им по неведению.
Новое чудо, смятение народа еще больше ожесточили императора. Царь и в этот раз не решился умертвить святого, он все еще надеялся сломить его упорство в назидание другим христианам и вернуть храброго воина в ряды своего воинства.
Когда великомученик Георгий пребывал в темнице, к нему приходили люди, уверовавшие во Христа, припадали к ногам святого, чтобы он наставлял их в святой вере. Призванием имени Христова и Крестным знамением св. Георгий исцелял больных и помогал всем, кто обращался к нему.
Слава о святом возрастала, а чудеса и исцеления, совершенные им, привлекали к нему все больше почитателей. Узнав, что святой мученик многих обратил в христианство, Диоклетиан еще раз предпринял попытку обратить его в язычество, призвав на помощь своих идолов и устроив судилище при капище Аполлона. В ночь перед этим святой Георгий долго и горячо молился и удостоился чудесного видения во сне: Господь, возложив венец на его главу, сказал: «Не бойся, но дерзай! Скоро Я призову тебя к Себе, и ты получишь уготованное тебе».
Ранним утром царь явился со своей свитой к капищу и стал обольщать святого, чтобы он пожалел свою молодость, красоту, знатность и принес жертву кумирам, обещая простить ему прежнее упрямство, а перенесенные страдания его возместить и вознаградить самыми большими почестями. «Если тебе угодно, царь, войдем внутрь храма, чтобы увидеть богов, почитаемых вами», — ответил святой Георгий. В храме было все приготовлено для жертвоприношения. Святой подошел к идолу Аполлона, простер к нему руку и спросил его: «Ты ли хочешь принять от меня жертву как бог?» При этих словах святой сотворил крестное знамение. Бес, обитавший в истукане, воскликнул: «Я не бог, не боги и из подобных мне. Един Бог тот, кого ты исповедуешь; мы же только ангелы Его, отступившие по своей гордости от Него и из зависти прельщающие людей». «Как же вы смеете пребывать здесь, когда я, служитель Истинного Бога, пришел сюда?» — воскликнул святой Георгий. И жалобный стон, исходивший из стоящих в храме статуй, послышался в ответ на обращение святого. И тотчас же все идолы, находившиеся в капище, упали и разбились.
Весть о сокрушении кумиров быстро распространилась по городу и достигла супруги Диоклетиана – царицы Александры, которая уверовала во Христа с того дня, когда она увидела чудесное исцеление святого после колесования. Когда царица услыхала о сокрушении им силою крестного знамения языческих божков, она пришла в капище, припала к ногам мученика и, порицая жестокость мучителя и безумие поклоняющихся идолам, открыто исповедала Христа. Диоклетиан убедился, что ни жестокие пытки, ни посулы почестей и наград не смогли отвратить св. Георгия от его Бога. В бессильной злобе царь приказал немедленно вывести святого мученика и царицу Александру за город и усечь их мечом. Когда воины вели их за город, царица Александра почувствовала усталость и попросила позволение отдохнуть. Присев на одном из камней, она тихо скончалась. Господь принял душу царственной исповедницы прежде, нежели меч нечестивых воинов коснулся ее тела.
Придя к месту казни, упал святой Георгий на колени и горячо молил Господа о прощении мучителей своих, согрешивших по неведению, и о том, чтобы Господь просветил их светом Истины, приведя их к познанию Истинного Бога. После молитвы святой Георгий спокойно и мужественно склонил свою голову под меч. Это было 6 мая 303 года (по новому стилю). Тело святого великомученика было отвезено в Палестину, в город Лидду, и там предано земле.
Св. Георгий свою непоколебимую веру во Христа засвидетельствовал своим мученическим подвигом и в историю Церкви вошел как св. великомученик Георгий Победоносец. Сакральный смысл его имени в том, что он как бы разграничивает эры язычества и христианства, как бы символизирует победу света учения Христа над тьмой идолопоклонства. Прошло всего 10 лет – и святой равноапостольный Константин, один из преемников Диоклетиана на римском престоле, начертал на своих знаменах Крест с надписью: «Сим победиши».
625 лет Гребневской иконе божией матери

3.15.186.124

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
52
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи