Белорусская «кругосветка»

27 июля 2005, 18:06

Как уже сообщали «Новые рубежи», недавно в рамках муниципальной программы главы района А. Г. Гладышева «Всегда в строю» в туристической поездке по городам и памятным местам Белоруссии побывали ветераны и школьники нашего района.
Наш маршрут начинался в одном из древнейших белорусских городов — Витебске, где во время обзорной экскурсии мы познакомились с прошлым и настоящим этого края, посетили областной музей Героя Советского Союза М. Ф. Шмырева, командира 1-й Белорусской партизанской бригады в годы Великой Отечественной войны. Витебщина — известный партизанский край. Еще в 1812 году жители города активно противостояли Наполеону, за что поплатились тысячами жизней. Памятный обелиск в честь тех событий не смогли разрушить даже немцы, оккупировавшие город в 1941 году. Подпольщики и партизаны ударили тогда с новой силой. В отместку гитлеровские звери уничтожили более 90000 жителей Витебска. Память о них хранит мемориал на самой большой в республике по территории площади, увенчанной тремя символическими штыками, у подножия которых горит Вечный огонь.
Витебская городская организация «Братство» Белорусского союза ветеранов войны в Афганистане пригласила одинцовцев поучаствовать в фестивале песни «Афганистан болит в душе моей», который, как и «Славянский базар», стал традиционным для Витебска. Тем более что ансамбль «Честь имею» Голицынского военного института погранслужбы ФСБ РФ здесь давно знают.
Приехав в Хатынь, минутой молчания мы почтили память уничтоженных в белорусских селах, городах и деревнях, сожженных и замученных в фашистских концлагерях. Огромное поле с обелисками и символическими надгробными плитами стертых с лица земли населенных пунктов. Трагический урок истории уничтожения славянских народов нацистскими захватчиками. На одном из обелисков надпись: «Хатынь не одна, 186 деревень вместе с людьми сгорели дотла на нашей земле Белорусской». На другом — «В Белоруссии оккупанты превратили в руины 209 городов и городских поселков, 9200 сел и деревень. От рук захватчиков пало 2300000 советских граждан». Последняя цифра относится к белорусскому народу. Каждый четвертый житель республики в 1941-1944 годах был уничтожен.
Чтобы как-то сгладить тяжкие впечатления, следующим пунктом нашего маршрута стал олимпийский горнолыжный центр «Раубичи», где когда-то тренировалась сборная СССР, а сегодня готовят белорусских чемпионов. Помимо прыгунов с трамплина и биатлонистов, здесь тренируются гимнасты и фехтовальщики. Кстати, в каждом городе республики, откуда родом олимпийский чемпион, непременно на одном из боковых фасадов здания висит его огромный портрет — национальная гордость.
Кургана Славы под Минском нашу группу встретил директор этого мемориального комплекса К. И. Воронов:
— Я увидел, что здесь ветераны, а вы для нас всегда дорогие гости. Мы бесконечно благодарны всем, кто защищал и защищает нашу великую державу.
К сожалению, наши державы сегодня сами по себе, официально их связывает только союзный договор. Но белорусы считают нас своими друзьями, относятся как к самому близкому народу и всегда готовы душевно принимать на своей земле.
В Минске самой долгой была остановка около «Острова слез». Часовня, где увековечены имена минчан, не вернувшихся из Афганистана, маленькая скульптура плачущего ангела, не сохранившего жизнь своего солдата, на берегу реки Свислочь. Для ветеранов возвращением в молодость стало посещение Государственного музея Великой Отечественной войны. Все фронтовики в нашей группе в 1944-м участвовали в освобождении Белоруссии. Музей находится напротив Дворца республики, где с минуты на минуту ждали белорусского президента. Но время поджимало. Зато ленты цветов белорусского флага в петлицы от Белорусского республиканского союза молодежи получили все ветераны. Мы покидали Минск, когда на телевизионной башне был поднят флаг Советского Союза в честь 61-й годовщины освобождения города.
В Бресте вновь предстояло вспомнить о самой кровопролитной и жестокой войне XX века — Великой Отечественной. Крепость-герой. Каждые двадцать минут меняется почетный караул школьников в форме около Вечного огня. Здесь мы оказались в памятный и торжественный для белорусов да и для всей советской военной истории день — день освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков. Сегодня это — День независимости Белоруссии.
Тут дали волю воспоминаниям наши земляки. Иван Федорович Ермаков нашел в крепости свою 122-миллиметровую пушку, с которой воевал во время операции «Багратион» и в Восточной Пруссии. Вениамин Антонович Жильцов вспоминал о своем боевом прошлом, когда шли бои под Витебском. Константин Сергеевич Федотов разведчиком прошел половину Белоруссии. Николай Николаевич Дубин освобождал Барановичи и тоже обнаружил на одной из площадок орудие, похожее на то, с которым громил врага. О Павле Герасимовиче Байдакове — отдельная история. Мальчишкой воровал яблоки из сада национального белорусского поэта Янки Купалы, знался с будущей тёщей будущего президента республики А. Г. Лукашенко, даже на танцы ее приглашал. Воевал в составе 1-й Белорусской Краснознаменной дивизии резерва Верховного Командования, участвовал во многих боях и сражениях, победу встретил в Берлине.
И вновь — благодарность и внимание к своим освободителям от белорусского народа. Даже милиционеры прикладывали руку к козырьку фуражки, увидев в автобусе пассажиров с орденскими планками.
Что еще бросается в глаза — на всех мемориалах осталась советская атрибутика, порядок и чистота на улицах, культурное обращение милиции с гражданами. Это только на российских телеканалах стражи порядка здесь бьют «униженных и оскорбленных». При посещении городов республики у нас ни разу не проверили паспорта и даже удивлялись, зачем мы спешим забрать их с регистрации. У припозднившегося прохожего спрашивали, не нужна ли ему помощь. Западу выгодно через российские СМИ представлять Белоруссию полицейским государством. На самом деле это действительно государство цивилизованной демократии с развитой экономикой, не зависящей от иностранного капитала.
Могилев — город, где находилась ставка Николая II в период Первой мировой войны. Город — чуть не ставший столицей Белоруссии в 1930-е годы. Источник сурового и терзающего сердце вдохновения Константина Симонова. Проходившие здесь летом 1941 года события легли в основу первой части его трилогии «Живые и мертвые». На Буйницком поле тогда погибли более 80000 советских воинов, сдерживавших натиск врага. Здесь было подбито 39 немецких танков, и противника заставили усомниться в скорой победе. Прах писателя согласно завещанию был развеян его сыном здесь же в августе 1979 года. Сегодня мемориал венчает часовня. На памятных досках остались фамилии защитников Отечества, которые удалось установить. А там, где они нашли упокоение, растет трава…
— Всем понравилось: и ветеранам, и школьникам — воспитанникам военно-патриотических объединений. Мы будто соприкоснулись с историей страны, которой уже нет, но в которой жили более 60 лет, — подвел итог поездки председатель Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Одинцовского района Н. Р. Якушев. — Мы поклонились этой святой, политой кровью ее защитников земле — Хатыни и Брестской крепости, городам, почти три года боровшимся с оккупантами. Это память нашей великой страны и великого народа, победившего в Великой Отечественной войне…
Завершалась поездка в Смоленске — городе-герое, своеобразном городе-мостике между Россией и Белоруссией, своей историей подтвердившем неразрывную связь народов и поколений.
Николай МИТРОНОВ.
Витебск-Минск-Брест-Могилев-Одинцово.

3.138.135.31

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
32
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи