«Здесь непочатый край работы»

16 июля 2005, 18:01

Вот уже пятнадцать лет Станислав Владимирович Середа возглавляет Голицынский опытный завод средств автоматизации. Недавно его имя было занесено в энциклопедию «Лучшие люди России». В интервью с С.В. Середой рассказывается об успехах и планах одного из старейших заводов машиностроительной отрасли Подмосковья.
- Станислав Владимирович, сегодня ваш завод крепко стоит на ногах: работает стабильно, из года в год увеличивая объемы производства и ассортимент выпускаемой продукции. Но так ведь было не всегда? Интересно, вы помните свой первый рабочий день здесь?
- Конечно, это было 1 июля 1990 года. И все для меня тогда было непросто. Во-первых, несолидный возраст — всего 36 лет, опыта руководства — никакого, в коллективе никому не известен. Да и о самом заводе я знал, что называется, понаслышке — только то, какую продукцию здесь выпускают. В общем начинал с нуля. У завода в то время было две территории, причем на одной из них был пожар… Заборов никаких, а по улицам Голицына свободно ездили кары с готовой продукцией. Так что вначале мне пришлось думать не о производстве, а о том, как быстрее навести порядок, чтобы управлять хозяйством. Начал с того, что провел анализ размещения производств, составил план переезда с двух территорий на одну. Пришлось потесниться, а потом начать строительство новых цехов.
- Пятнадцать лет назад — это начало девяностых годов. Как говорится, не самое лучшее время для масштабных перемен.
- Однако задачи были поставлены, и мы их начали выполнять. Главное было сохранить производство и работоспособный коллектив.
На тот момент на заводе выпускалось только одно изделие — проточные электроводонагреватели на 15 киловатт. Второе направление — производство двух-трех наименований запасных частей к птицеводческому оборудованию. Когда в стране объявили перестройку, и началась приватизация предприятий, многие из них, как и мы, были фактически брошены на произвол судьбы. Вот это, пожалуй, было самое трудное время для меня, как директора. Ведь никто не знал тогда, по какому пути приватизации надо было идти. Но на карту была положена судьба всего производства и прежде всего судьбы людей. Никогда не забуду, как мы пережили тогда еще одну проблему, связанную с кризисом в банковской системе. Получилось так, что мы проплатили деньги в банк, который был объявлен банкротом. Ни много ни мало — 210 тысяч рублей налогов, а по нынешним временам — около двух миллионов! Наши платежки в этот банк превратились для налоговой инспекции в пустые бумажки, потому что деньги в бюджет по ним не поступили. Пришлось платить налоги второй раз. Такой суммы сразу взять было неоткуда, поэтому выплачивали целый год. А за это время, представьте, набежало еще тысяч двести двадцать пеней… В общем, выживали, как могли.
- Многие в те годы вообще закрывали свои производства. А как спасали ситуацию вы?
- Выкручивались как могли за счет собственных средств и рассчитывали только на себя. Экономили во всем. Свой первый кредит, кстати, взяли только в этом году. И то — на выкуп земли. Я считаю, что во многом спасло ситуацию отношение нашего коллектива к проблемам завода. Очень важно, что у нас за эти годы появились высококлассные специалисты рабочих профессий. Сегодня, к примеру, таких хороших инструментальщиков, как у нас, днем с огнем не найдешь. Это старые, проверенные кадры, которым для того, чтобы сделать нужную деталь, не надо ничего чертить. Надо только один раз показать, и они сами и за конструктора, и за технолога своими мастеровыми рабочими руками все сделают. В свою очередь мы стараемся создавать все условия для их нормальной работы. Что касается заработной платы, то она разная, а специалисты высокой квалификации у нас получают до 30 тысяч рублей.
- Получается, что вы пошли по пути развития своего производства, не меняя его профиля и основных направлений?
- За все это время мы совершили своего рода рывок в развитии производства. Начали, как я уже сказал, с одного вида нагревателя, а затем от промышленных мы перешли к изготовлению нагревателей бытового назначения. Только проточных электроводонагревателей мы освоили целый ряд — мощностью 15, 12, 9, 6, 4 и 2 киловатта. Выпускаем также емкостные нагреватели на 50, 80, 100, 200 литров и так далее… При необходимости можем производить и до 1000 литров. Нашими электронагревателями мощностью от двух до 45 киловатт можно отапливать коттеджи и дома. Мы сохранили это производство, потому что оно пользуется большим спросом у населения. Хотя рынок перенасыщен этим товаром.
- Как же вам в таком случае удается выдерживать конкуренцию?
- Конкурентов у нас предостаточно, в том числе и среди российских производителей. Чтобы не допустить снижения объемов производства, производим столько, сколько сможем продать. Мы предлагаем отличное качество, ничем не хуже импортного. Цены на зарубежные нагреватели ниже только из-за больших объемов производства. Вынуждены заниматься еще и птицеводческим оборудованием.
- Выходит, вы и это производство не бросили.
- В свое время мы занимались производством птицеводческого оборудования вместе с производственным объединением «Звенигород». А когда отделились от него, сохранили выпуск отдельных запасных частей. С каждым годом осваивали все больше и больше наименований, сейчас их насчитывается уже более пятидесяти. Но хотел бы еще раз подчеркнуть, что самое главное наше достижение — это люди. С удовольствием назову имена таких профессионалов, как токарь Владимир Уткин, расточник Юрий Бычков, инструментальщики Анатолий Бакленев и Михаил Кузин, наладчик штампового оборудования Александр Будай, сборщик Александр Коновалов и его брат резчик Василий Коновалов, сварщик Николай Аленин, лучший маляр завода Люся Васильевна Дмитриева, слесарь-ремонтник Геннадий Конов и многие другие.
- Станислав Владимирович, Голицыно, как известно, получило недавно статус города. Это как-то сказалось на судьбе предприятия?
- Конкретно говорить о чем-то пока рано. Самая заметная перемена — налог на землю сократился вдвое. Но нас волнует другое. В генеральном плане городской застройки такого предприятия, как Голицынский опытный завод средств автоматизации, вообще нет. На месте завода должна развиваться коттеджная жилая застройка. Для нас это известие, конечно же, большая неожиданность. Нам предложили территории, куда можно перенести производство, но пока окончательного варианта нет. В любом случае, завод мы сохраним.
Здесь непочатый край работы.
- Спасибо.
Беседу вела Наталья Игумнова.

18.188.59.124

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
153
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи