…И сияет Вифлеемская звезда

29 декабря 2004, 17:04

В ночь на 25 декабря по старому стилю россияне праздновали один из самых своих любимых праздников — праздник Рождества Христова. Пришел Спаситель рода человеческого, и надо было встречать его достойно.
Накануне Рождества и Нового года в домах украшали елки — символ вечно обновляющейся жизни. К достойному празднику Рождества подготавливали себя сорокадневным постом, который длился с 15 ноября по 24 декабря (по старому стилю). Тихо готовились душа и тело к святой рождественской ночи, чтобы услышать ангельское пение: «Слава в вышних Богу, на земли мир и в человецех благоволение».
Наконец 24 декабря наступал рождественский Сочельник — день особо строгого поста. Собравшись всей семьей, родители рассказывали детям евангельскую историю рождения Спасителя мира.
Шедшие из далекой восточной страны волхвы, или мудрецы, — ученые люди, наблюдавшие за звездами, увидели на небе новую необычную звезду. Она возвещала о рождении великого Царя иудейского. В небольшом городе Вифлееме звезда остановилась как раз над тем местом, где находился младенец Иисус. Войдя и поклонившись Иисусу, волхвы поднесли ему драгоценные дары как царю, Богу и человеку.
В память об этом в Сочельник до самого вечера, точнее, до появления на небе вечерней звезды, никто ничего не ел и не садился за стол.
Крестьяне знали, что родившийся Иисус был помещен в ясли, куда пастухи клали корм для скота. Поэтому Сочельник также начинался с обычая, напоминавшего об этом событии. Перед закатом солнца семья собиралась на вечернюю молитву, хозяин дома прикреплял зажженную свечу к хлебу и выходил во двор. Возвратившись с охапкой соломы или сена, он застилал ею избу. Стол покрывали чистым полотенцем, а под иконы ставили необмолоченный сноп ржи или овса — как символ нового урожая. Помолившись, все садились за стол и ели сочиво — вареную кашу с медом.
В южнорусских краях долго сохранялся древний обычай зажжения костров накануне Рождества. А в сам праздник с утра происходило «обсевание» изб. Его совершали пастухи. Обходя дома, они поздравляли хозяев с праздником и разбрасывали по избе горсть овса, приговаривая: «По полу теляток, под лавкою ягняток, на лавке — ребяток!»
В рождественский праздник и святки с особой силой проявлялись в русских людях доброта и милосердие. Алчущих — кормить, жаждущих поить, нагих одевать, больных посещать, в темницы ходить и ноги умывать, как говорилось в старину, — самое богоугодное дело.
…Суета в царском дворце в Сочельник. Царь всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец Алексей Михайлович, отец Петра I, с самого раннего утра собирается к выходу. Путь его нынче лежит в богадельни и тюрьмы.
На Ивановской площади в Кремле, где стоят здания приказов, полным полно народу. Заранее зная о традиционном выходе царском, стекаются простолюдины со всей Москвы. Вот на крыльце царского Теремного дворца показалась дородная фигура государя в сопровождении ближних бояр и стрельцов. «Царь! Царь!» — проносится легкий шум по площади, и толпа подается вперед. Государь раздает монеты калекам и юродивым, сирым и убогим.
Перед обедней государь раздавал подаяния нищим и содержащимся в тюрьмах. И в царском дворце не садились за стол, чтобы не покормить прежде всего так называемых «тюремных сидельцев» и «пленных», ни один бедный человек в Москве не оставался в этот день без «царской милости», каждому было чем «разговеться» после долгого Рождественского поста, каждый был с «праздником Рождеством Христовым».

3.144.89.238

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
59
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи