«Полтыщи лет? Не может быть!»

08 сентября 2004, 17:12

Даже в поэме, которую сочинила к 500-летию деревни Солослово директор сельского Дома культуры «Назарьево» О. А. Гончарюк, звучит удивление: «Полтыщи лет? Не может быть!»
кажется, время к сельчанам благосклонно: деревня по-прежнему тихая и уютная, с чистым и живительным воздухом, как и многие российские деревеньки. И если бы не удивительная дата, жизнь по-прежнему продолжалась бы здесь в размеренном ритме. Справляли праздник всей деревней. Сначала собрались у небольшой часовенки, что стоит посреди Солослова. Здесь к людям обратился с приветствием настоятель храма Святой Троицы в Назарьеве священник Виктор Васильев. Рядом — памятник односельчанам, погибшим в Великую Отечественную войну. Многие годы за ним ухаживает А.В. Кулагина, живущая неподалеку.
Похоже, в наше время даже в деревне людям не удается часто общаться друг с другом. Но если это происходит, то уж чисто по-деревенски. С крепкими рукопожатиями, воспоминаниями, а то и местными приколами. Святое дело, говорят, — по-доброму, в открытую, хоть в мелочи подтрунить над соседом. Может, и от этого тоже живется деревенским ясно и мирно.
В общем, в Солослове все, как и везде. Хотя ее справедливо можно назвать особенной. Главное достояние — люди. Трудолюбивые, отзывчивые, бескорыстные. Староста деревни Е.В. Бедина, которая здесь родилась и выросла, с уважением перечисляла фамилии старожилов — Галкины, Семеновы, Кулагины, Гришины, Чухаревы, Сидоровы, Хомутовы… Старожилы ценили и ценят добро, несмотря на то, что вокруг достаточно зла. Помнят, что если надо было в свое время строить в деревне дорогу, то собирались все вместе и строили. Но ворчат, что сегодня ее разбивают тяжелые машины со стройматериалами для новых застройщиков, пока что в каком-то смысле — чужаков. Они же завалили строительным мусором два деревенских контейнера, не говоря уже о том, что по ночам салютуют фейерверками. Но, верится, наступит время, и чужаки обязательно проникнутся теми же мыслями, что и деревенские. Полюбят тишину, дойдут у них руки и до порядка за забором. Только когда это будет? Говорят об этом коренные жители потому, что каждая травинка им здесь дорога. А о себе рассказывают скупо и неохотно. И на вопросы тележурналистов, «пристающих» к ним с микрофоном, и газетчиков... Хорошо, говорят, живем, но ожидаем лучшего… Этого же мнения, как выяснилось, придерживаются В.П. Галкин и В.С. Карпов. Ветераны, они ни сами не меняются, ни своих позиций с годами не поменяли. Жалуются на молодежь, грубее, мол, стала, здороваться не умеют. У них другая закваска. Кстати, оба ветерана работали у Сухого. Самолеты делали: «У нас полдеревни у него работало!» И Василий Павлович, и Владимир Сергеевич имели свое личное клеймо и ставили его на детали для самолетов. Кто-то точно заметил: «Без них бы ракета не взлетела». В деревне исстари жили мастеровые люди, к примеру, кустари по металлу — кузнецы и слесари. В Первую мировую войну они изготавливали солдатские кружки, скребницы для лошадей…
— Мы и сейчас, — уверенно добавил Василий Павлович, — в своей деревне можем самолет построить!
Жаль, что этот момент не вошел в поэму, посвященную деревне. Зато все остальное вошло сполна. И про «проклятых французов», и про «первого председателя Видулю», и про колхоз «Рассвет труда», и что «дошел до самого Берлина военный Бочаров Степан», и про председателя колхоза «Большевик» Мавроди, который «шел к главной цели напрямик»… Дочка председателя Инна Григорьевна многое вспомнила о своей семье и отце — «двадцатипятитысячнике».
...Новое поколение жителей деревни-юбиляра поздравляли на большой поляне, на окраине. Вручали грамоты и подарки от Назарьевской сельской администрации, поздравляли именитые соседи, выступали самодеятельные артисты. И все это посвящалось единственной и любимой деревне, которой «всего полтыщи лет».

3.17.78.157

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
20
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи