Усадьба Акишево
ЗДЕСЬ ВЫРОС ЦЕНТР ГОРОДА
В ОКРЕСТНОСТЯХ города Одинцово кроме хорошо известных усадеб, таких, как Захарово или Большие Вяземы, в XIX веке было немало других замечательных имений, где проводили летние месяцы первые лица Российской империи, представители старинных дворянских родов, знаменитые московские купцы и промышленники. Многие усадьбы в XX веке были разрушены, от большинства из них сохранились лишь остатки былого великолепия: парковые аллеи да тенистые пруды. Одно из таких имений находилось на окраине современного Одинцова, в Акишево, – деревне, полностью снесенной в 1960-х годах. На ее месте были построены 2-й и 3-й микрорайоны города, а проложенная здесь улица Парковая (ныне Жукова) стала центром Одинцова. Древнее название этих мест теперь почти забыто, а чудом сохранившиеся липовые аллеи и усадебный пруд уже не привлекают ничье внимание.
ИЗВЕСТНО, ЧТО ДЕРЕВНЯ Акишево возникла в начале XVII века, первое упоминание о ней относится к 1617 году. Первоначально это был небольшой хутор, выселки из села Одинцово. В новое поселение была проложена дорога из Одинцова, она проходила через территорию современного 4-го микрорайона города, строящийся университет, медсанчасть-123 и район улицы Маршала Бирюзова.
В 1673 году «деревню Акишеву на прудах» (пруды находились на территории современной школы № 11 и были засыпаны в 1971 году) и Одинцово покупает у Исленьевых и Савиных боярин Артемон Сергеевич Матвеев. После этой покупки он владел землями от Кунцева до Одинцова. А.С. Матвеев (1625-1682) – известный боярин царя Алексея Михайловича, «первый министр», как называли его иностранцы, был канцлером, руководил Посольским приказом. В 1670-м в Посольском приказе под руководством Матвеева был составлен известный в кругу дипломатов Титулярник, в котором подробно были описаны отношения России с различными государствами Европы и Азии с древнейших времен. После смерти Алексея Михайловича в 1676 году А.С. Матвеев попал в опалу, был отстранен от должности и с семьей сослан в отдаленную Мезень. Деревня Акишево, как и село Одинцово, была приписана к разряду дворцовых (государственных) земель.
В 1678 году Акишево принадлежало князю Михаилу Алегуковичу Черкасскому. Он был одним из наиболее известных и уважаемых бояр, что подтверждает интересный факт: в то время, когда при Петре I всем полагалось обрить бороды, Михаилу Черкасскому разрешено было носить ее до конца жизни. В 1682 году Артемон Матвеев был возвращен из ссылки после того, как царь Федор Алексеевич женился на его крестнице Марфе Матвеевне Апраксиной. Все имения и вотчины (в том числе Акишево и Одинцово) Матвееву были возвращены. Но спустя несколько месяцев после смерти царя Федора Алексеевича, во время стрелецкого бунта, Матвеев был зверски убит, а его сын Андрей отправлен в ссылку. Правда, уже в 1683-м все владения Артемона Сергеевича Матвеева были возвращены его сыну Андрею Артемоновичу, который при царевне Софье был возвращен из ссылки. Граф Андрей Артемонович Матвеев (1666-1728) пошел по стопам своего отца и стал дипломатом, знал много языков, в том числе и латынь. В самый напряженный период Северной войны А.А. Матвеев был чрезвычайным и полномочным послом в Голландии и Англии, выполнял дипломатические миссии в Париже и Лондоне. Занимал пост президента Морской академии и Московской навигацкой школы, сенатора, президента юстиц-коллегии. С 1704 до 1720-х деревней Акишево владел его сын — граф Матвей Андреевич Матвеев.
В 1735 году Акишево (вместе с Яскином и Одинцовом) было заложено жене Павла Ивановича Ягужинского – Анне Гавриловне, позднее принадлежало их сыну Сергею Павловичу. С.П. Ягужинский, по отзывам современников, был беспутным расточителем, промотавшим отцовское состояние на развлечения, игры, театры. Вскоре Сергей Ягужинский разорился, впал в нужду и в 1760 году вынужден был продать Акишево.
Позднее местность вокруг Акишева принадлежала графу Андрею Михайловичу Ефимовскому и его наследникам, а с 1788 года Одинцово с окрестностями, в том числе и деревней Акишево, принадлежали Елизавете Васильевне Зубовой, матери знаменитых братьев Зубовых: Платона, Николая, Дмитрия и Валериана. В начале XIX века все землевладение Зубовых перешло по наследству Николаю Александровичу Зубову, брату всесильного Платона — последнего фаворита Екатерины II.
В СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА Акишево из небольшого хутора превратилось в деревню, здесь было 16 дворов с населением 73 человека. Центром деревни был старинный пруд (тот самый, где построена школа № 11), а главная улица проходила на месте современных школ № 7 и №11.
В 1853 году Акишево и Одинцово приобрел князь Борис Васильевич Мещерский (1818-1884), представитель старинного дворянского рода. Он был одним из инициаторов строительства железной дороги Москва – Брест, в 1860-х учредил специальное акционерное общество, взявшего на себя постройку этой необходимой для всей Российской империи железнодорожной магистрали, которая была сооружена за фантастический срок даже для нашего времени – два года! После отмены крепостного права в 1861 году Мещерскому принадлежали лишь свободные земли в окрестностях Одинцова и Акишева, которые через несколько лет были распроданы.
В 1870-х крупный земельный участок к северо-западу от деревни Акишево приобрел текстильный фабрикант Иван Петрович Бутиков для устройства усадьбы. Московский купец И.П. Бутиков в середине XIX века купил небольшой участок в Москве, недалеко от Пречистенки и построил там крупную текстильную фабрику. Уже к 1851 году получил звание купца второй гильдии и являлся казначеем Хамовнического отделения общества помощи бедным. Фирменный магазин его располагался на Мясницкой, а сам Бутиков проживал в собственном доме на Пречистенке. Летом он выезжал за город или на дачу в Кунцево, или в более живописную, но удаленную от Москвы усадьбу в Акишево.
На фабрике в Москве работали 3200 человек, там были бумаго- , шерсто-, шелкопрядильное и красильное производства, где выпускали саржу, сатин и камлот. Доходы от предприятия составляли около одного миллиона рублей. Эти средства позволили Ивану Петровичу Бутикову создать красивый усадебный комплекс на обширной территории, недалеко от деревни Акишево. Здесь был построен двухэтажный деревянный главный дом на живописном холме, из окон которого открывались восхитительные пейзажи окрестностей. Рядом располагались служебные постройки. В парке были липовые аллеи, березовая роща. Немного в стороне от дома сделали каскад тенистых прудов, один из которых был украшен островом. Также в парке находилась беседка, окруженная посадками тополя бальзамического.
После смерти И.П. Бутикова, в начале 1880-х, все его состояние перешло по наследству его единственному сыну Степану Ивановичу. Он продолжил начинания отца, в 1881 году даже получил купеческое звание, но дела у него пошли плохо, и он вынужден был продать часть владений. Дача в Кунцево и магазин на Мясницкой были проданы, а часть усадьбы Акишево распланировали под дачи, что было типично для 1900-х (вспомните чеховский «Вишневый сад»). В 1899-м С.И. Бутиков владел всего одной десятиной земли, на которой располагался главный дом. По сути дела усадьба превратилась в обыкновенную дачу. Землевладение Бутиковых было распланировано под дачные поселки Верхнее и Нижнее Отрадное (название было дано в 1880-х совершенно произвольно – с положительным оттенком).
Прямых наследников у Степана Бутикова не было, некоторое время после его смерти усадьбой Акишево владела его сестра А.И. Дерожинская. К тому времени она стала женой одного из директоров «Товарищества Зуевской мануфактуры» И.И. Зимина, ей принадлежал роскошный особняк в Москве (Дом Дерожинской), построенный в 1902 году по проекту выдающегося русского архитектора Ф.О. Шехтеля (ныне это посольство Австралии). Усадьбу в Акишево А.И. Дерожинская-Зимина ни разу не посетила, а вскоре имение было продано С.М. Алексееву.
СЕМЕН МИХАЙЛОВИЧ АЛЕКСЕЕВ был присяжным поверенным, известным московским адвокатом. С 1890-х он проживал в Москве, в 1-м Зачатьевском переулке недалеко от Остоженки в доме Надеждина. К 1899 году этот дом перешел в собственность Семена Михайловича, вскоре он обзавелся собственным телефоном (№ 36-40), что было признаком достатка и благополучия среди москвичей в начале XX века. С.М. Алексеев также возглавлял московский мужской тюремный благотворительный комитет. Меценатство и благотворительность были характерны для богатых купцов, крупных землевладельцев, юристов. Например, на средства Семена Михайловича Алексеева в 1900-х Одинцовское общество благоустройства вымостило булыжником новую дорогу в Акишево от станции Одинцово. Позднее она была застроена дачами, стала улицей и получила название Алексеевской, или Алексеевского проспекта. Новая улица позволила напрямую связать Акишево (усадьбу Алексеева) и станцию Одинцово. В наши дни самый удобный путь в Акишево, то есть в район улицы Маршала Жукова, – теперешний центр города – это та самая Алексеевская улица, которая с 1920-х называется Интернациональной. Прежняя дорога в Акишево из села Одинцово, проходившая через современный Одинцовский Университет и МСЧ-123, существовала до 1930-х, позднее утратила свое значение, до наших дней ни один участок этой старинной дороги не сохранился.
До революции усадьба Акишево принадлежала С.М. Алексееву и уже с 1900-х обозначалась как дача. Вокруг нее был построен дачный поселок Нижнее Отрадное, местность была очень популярна среди москвичей. Живописная долина речки Самынки, остатки усадебного парка и, конечно же, тенистые пруды бывшего имения Бутиковых. По рассказам старожилов, пруды эти называли Алексеевскими, здесь были купальня, лодочная станция.
В 1917 году Семен Михайлович Алексеев не уехал из России, но судьба его сложилась трагически: в 1927-м он вместе с супругой был убит на этой даче одним из родственников. Молодой человек убил известного юриста и ограбил его дом. Вскоре убийца был найден и осужден, а бывшая усадьба за отсутствием наследников передана государству. С 1928 года в ней устроен пионерский лагерь МИИТа (Московский институт инженеров транспорта), тогда же возле главного дома бывшей усадьбы был построен барак МИИТа, сохранившийся до наших дней (улица Маршала Жукова, дом 11). По периметру пионерского лагеря были высажены тополя, довольно точно определившие границы усадьбы в начале XX века. Тополя сохранились до наших дней, образуя почти правильный квадрат вокруг школы №10 и дома №26 по Северной улице. В конце 1950-х пионерский лагерь был закрыт.
ЗНАЧИТЕЛЬНО ПЕРЕСТРОЕННОЕ и обветшавшее здание главного дома усадьбы было разобрано в конце 1960-х. С середины 1960-х началась активная застройка местности вокруг бывшей дачи Алексеевых и деревни Акишево. Первыми были построены пятиэтажки на Парковой улице, дома №№ 13-17 (ныне улица Жукова) и на Северной, дома №№ 36-42. Именно здесь в 1966 году появились первые в Одинцове девятиэтажки на бульваре Любы Новоселовой (дома №№ 2 и 4). Уже к началу 1970-х пятиэтажками почти полностью был застроен 3-й микрорайон на месте деревни Акишево. Главная улица деревни была уничтожена при строительстве двух школ (№№ 7 и 11), а вторая улица Акишева сохранилась до наших дней как внутриквартальный проезд между этими школами и домами №№ 25 и 27 по улице Маршала Жукова. В 1971-1973 годах на месте дачного поселка Нижнее Отрадное и парка бывшей дачи Алексеевых были построены многоэтажные дома на Северной улице по улучшенным чехословацким проектам. Часть уникального каскада Алексеевских прудов была засыпана при строительстве детского сада и военной поликлиники (улица Садовая, дом 22).
От парка усадьбы Акишево сохранились две липовые аллеи между домами №№ 26 и 28 по улице Северной, хвойная аллея (некогда это была подъездная аллея усадьбы), параллельная Северной улице. Возле дома № 28 сохранились бальзамические тополя, когда-то в тени этих деревьев находилась беседка. От каскада Алексеевских прудов чудом уцелели главный пруд с островом и второй пруд в форме полукруга, окруженный насыпью, сильно замусоренный и пересохший.
Кроме этих остатков былого великолепия, ничто не напоминает о бывшей усадьбе и деревне Акишево, имя которой не звучит ни в названии улицы, ни даже автобусной остановки. Алексеевская улица давно уже стала Интернациональной, прежнего ее названия почти никто не помнит. Столетние деревья парка и пруд на Садовой не защищены от полного уничтожения. Так, по генеральному плану города на месте высохшего полукруглого пруда с уникальной насыпью предполагается строительство 17-этажного жилого дома. Может быть, возможно сохранить остатки усадьбы, наполнить чистой водой пруды, восстановить беседку в тени столетних деревьев, которые еще помнят прежних владельцев забытой усадьбы.
P.S. Автор благодарен за ценные материалы старожилу г. Одинцово заслуженному юристу России известному адвокату Сергею Владимировичу Натрускину, сотрудникам Одинцовского городского архива. При публикации также были использованы документы из архивов РГАДА, ЦГАМО, ЦИАМ, ГАРФ.
3.149.239.79
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в: