Пенсии: концепция поменялась?..

11 августа 2004, 17:04

Почему пришлось
изменять
пенсионную модель?
Недавно Правительство России объявило о предстоящих изменениях пенсионной модели — об отказе от накопительных отчислений в размере двух процентов для мужчин от 1953 до 1966 и женщин от 1956 до 1966 годов рождения, о переносе сроков перехода к шестипроцентной ставке накопительных отчислений для лиц моложе 1966 года рождения с 2006 на 2008 год… Чем вызваны эти перемены? Не означают ли они конец пенсионной реформы? Почему эти перемены должны защитить пенсионную систему?
Подобные вопросы в почте Пенсионного фонда сегодня нередки. Они свидетельствуют о том, что преобразования пенсионной системы, начатые в 2002 году, небезразличны значительным массам населения. Как и о том, что перемены в конструкции пенсионной модели были предложены неожиданно для населения, без предшествующей его психологической подготовки и серьезного объяснения причин.
А причины, побудившие к внесению в пенсионную модель взбудораживших общество «поправок», в действительности очень серьезны. Ведь речь идет о значительных изменениях экономической среды, в которой существует и действует пенсионная система, влияющих на баланс ее доходов и расходов. Напомним: к преобразованию пенсионной модели нас побудило начатое финансовыми ведомствами реформирование налоговой системы, которое имеет целью освобождение экономики от чрезмерного налогового бремени. Налоговая реформа проявилась прежде всего в снижении ставки единого социального налога (ЕСН) с 35,6 до 26 процентов — почти на 10 процентов, из которых 8 процентов приходится на пенсионную составляющую. Это означает, что вместо 28 процентов, вносимых до сих пор в пенсионную систему в виде налогов и страховых платежей, работодатель в случае принятия этих предложений будет платить всего 20 процентов.
А в денежном выражении это означает, что уже в 2005 году пенсионная система потеряет 268 миллиардов рублей доходов. Правда, сразу же оговоримся — все эти средства федеральный бюджет вернет ей. Но такая нагрузка для бюджета окажется слишком тяжелой, даже с учетом его дополнительных доходов, обусловленных более высокими ценами на нефть. Поэтому бюджету сложнее выполнять другое свое обязательство перед пенсионной системой: компенсировать выпадающие доходы в связи с формированием накопительной части трудовой пенсии.
Напомним, накопительная часть пенсии — это своего рода резерв, предназначенный для того, чтобы в полном объеме выполнять пенсионные обязательства перед ныне работающими, когда они начнут выходить на пенсию в более сложной демографической ситуации с преобладанием пенсионеров над работающими. Для этого часть страховых взносов приходится изымать из расходной части бюджета Пенсионного фонда и резервировать (остальная же часть страховых взносов после регистрации их на счетах граждан направляется на выплату пенсий нынешним пенсионерам). Объем изъятия солидный — только за 2002 год, первый год нынешней реформы, на накопления было направлено 34,5 миллиарда рублей. При этом объем изъятий будет нарастать год от года — отчасти в связи с ростом доходов населения и общих объемов страховых отчислений, отчасти — в связи с тем, что для более молодых возрастных групп доля накопительной составляющей будет возрастать (с двух процентов в 2002 году до шести, как предполагалось ранее, в 2006 году и, как предлагается ныне, в 2008 году).
Уже в 2005 году ожидается, что объем пенсионных отчислений превысит 60 миллиардов рублей, что составит основу текущего дефицита Пенсионного фонда. И следовательно, суммарные потери бюджета ПФР составят около 330 миллиардов. При этом перед пенсионной системой по-прежнему стоит задача обеспечивать бесперебойное и полное выполнение обязательств государства перед нынешними пенсионерами, не допуская сбоя в выплатах и возникновения задолженности.
Поэтому для стабилизации финансов пенсионной системы и уменьшения нагрузки на федеральный бюджет важно хотя бы частично снизить эти потери. Источник для этого усматривается только один — снижение накопительных отчислений для ныне работающих и следовательно, объема изъятий из доходной части бюджета ПФР.
Почему для этого снижения были выбраны так называемые двухпроцентники — средняя возрастная категория работающих, мужчины от 1953 до 1966 и женщины от 1957 до 1966 годов рождения? Дело в том, что предусмотренная для них ставка накопительных отчислений — два из 14 процентов страховых взносов — не позволяла большинству из них за время, оставшееся до выхода на пенсию, накопить существенную прибавку к своему пенсионному капиталу. Поэтому накопительная часть не сыграла бы существенной роли в финансировании их пенсии. А для пенсионной системы возвращение указанных двух процентов в лоно страховой части имело бы большой экономический эффект — это означало бы уменьшение дефицитности бюджета ПФР в прогнозируемых данных 2005 года на 35-40 миллиардов рублей. Уменьшить обременение бюджета на такую значительную сумму без нарушения пенсионных прав средней возрастной группы было бы серьезным облегчением для ПФР.
И наконец последний вопрос: а можно было бы вообще обойтись без снижения налогового бремени на экономику в ближайшие годы? При всей болезненности социальных последствий этого решения нельзя не признать, что столь благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры для осуществления серьезного экономического и технологического рывков в России в обозримом будущем вряд ли предвидится. И этот шанс упускать было нельзя. Поэтому-то государству и пришлось так серьезно изменить экономические условия работы пенсионной системы, а нам — перенастроить ее с учетом этих перемен.
Не понесут ли
граждане ущерб
от изменения
пенсионной модели?
В последнее время средства массовой информации полны утверждениями о том, что граждане, у которых предполагается снять двухпроцентные отчисления на накопительную часть пенсии и вернуть их в страховую часть, понесут от этого решения серьезный ущерб. Так ли это?
Возможно, сам факт отнятия ранее данного права психологически и выглядит как ущерб. Но это скорее эмоциональная реакция, а не результат экономического расчета. А с экономической точки зрения все выглядит совсем не так.
Начнем с того, насколько существенно влияет накопительная часть на размеры пенсии так называемых двухпроцентников — мужчин от 1953 до 1966 и женщин от 1957 до 1966 годов рождения или средней возрастной группы работающих. С момента начала пенсионной реформы до достижения пенсионного возраста они могли отработать на условиях нового пенсионного законодательства от 10 до 24 лет. При двух процентах ежемесячных накопительных отчислений это означает, что за годы работы в их пенсионном капитале средства для финансирования накопительной части составят от 240 до 376 процентов их среднемесячной зарплаты (без учета инвестиционного дохода). Если же разделить полученные величины на 228 месяцев установленного законом периода дожития и определить таким образом, какой процент среднемесячной зарплаты будет добавлен к пенсии в качестве ее накопительной части, результат окажется невелик — от 1,05 до 1,7 процента.
Даже при нынешнем коэффициенте замещения зарплаты пенсией, равном 30-35 процентам, при котором пенсия замещает зарплату примерно на одну треть, такая величина накопительной части не может быть сколько-нибудь ощутимой. А если уж ставить задачу поднять размер пенсии до 55-60 процентов от средней зарплаты за годы работы, как это имеет место в странах с накопительными пенсионными системами, то уж тем более накопительная часть для двухпроцентников никакой роли не сыграет. Работающие просто не успевают за относительно недолгие годы работы накопить при таком символическом объеме отчислений серьезную добавку к пенсии. Поэтому возвращение накопительных двух процентов в состав страховой части пенсии никакого существенного влияния на размер пенсий этой возрастной группы просто не окажет.
Если же говорить о динамике роста страховой и накопительной составляющих пенсии, то сравнение окажется опять же не в пользу последней. Об этом свидетельствуют данные о темпах роста разных частей пенсионного капитала по итогам 2002 года — первого года пенсионной реформы.
На каждый рубль, зачисленный на специальную, накопительную, часть лицевых счетов граждан в 2002-2003 годах в виде дохода от их инвестирования получено, по 40 копеек прибавки, а на каждый рубль, зафиксированный на страховой части счета, — по 50 копеек. Иными словами, индексация страховой части пенсионного капитала по темпам роста заработной платы в стране и доходов пенсионной системы оказывается на 20 процентов более эффективной и выгодной для работающих, чем накопительная.
В чем причины этого? Во-первых, заработная плата является сегодня одним из наиболее динамично увеличивающихся индикаторов экономического роста. По сравнению с мировыми стандартами в России она примерно в полтора раза официально недооценена. Правда, при этом на начало пенсионной реформы примерно две трети доходов не были легализованы. И эти два процесса — дооценка роли труда в ходе подъема экономики и легализации доходов населения под влиянием налоговой реформы будут в ближайшие полтора-два десятилетия предопределять опережающий рост заработной платы по сравнению с большинством других показателей экономического роста.
Поэтому для средней возрастной группы работающих практически до завершения их трудовой карьеры будет более выгодна индексация страховой части пенсии по темпам роста заработной платы, а не индексация накопительной части по темпам роста инвестиционного дохода. И возвращение двух процентов из накопительной составляющей их пенсионного капитала в страховую отвечает их интересам прежде всего по экономическим соображениям.
Наконец, вопрос о том, как же поступят с теми средствами пенсионных накоплений, которые поступили и поступят на лицевые счета двухпроцентников за 2002, 2003 и 2004 годы. Высказываются опасения, что эти накопления будут просто потеряны. Опасения эти безосновательны — по действующему пенсионному законодательству граждане имеют на эти накопления полные права. И никто этих прав их лишать не собирается. Поэтому пенсионные накопления за первые три года пенсионной реформы останутся в распоряжении работающих средней возрастной группы и по их выбору могут быть переданы в управление любой из допущенных на рынок управляющих компаний, негосударственных пенсионных фондов и других участников работы по инвестированию пенсионных накоплений. А потом вместе с доходом от инвестирования эти средства будут учтены при назначении пенсий, когда граждане выйдут на заслуженный отдых.
Владимир Вьюницкий,
советник председателя правления
Пенсионного фонда России.
(Специально для «Новых рубежей»).

3.133.146.94

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
47
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи