Пресвятая Богородица, спаси нас!
30 июня 2004, 17:26
На пороге нового тысячелетия в российском обществе возрос интерес к духовно-нравственному и культурно-историческому наследию нашего Отечества.
Современному педагогу должно быть очевидно, что образование и воспитание подрастающего поколения следует основывать на отечественной духовной культуре. В условиях мировоззренческого раскола общества, когда насаждается система ценностей, разрушающая жизнеспособность народа — эгоизм, конкуренция, нажива, свободная любовь, стремление к удовольствиям любой ценой, — словом, осуществляется попытка перекроить наш русский общинный менталитет на западный индивидуалистический манер, курс «Основ Православной культуры» стал особенно актуальным. Да и патриотическое воспитание невозможно без обращения к духовному наследию.
В словаре Ожегова находим — «патриотизм — преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». Да и сам термин «патриотизм» происходит от греческого patris — родина. А патриот — человек, не только размышляющий о благе своего Отечества, но и активно действующий на благо Отечества.
Индивидуалистическое мировоззрение не способствует патриотическому воспитанию. Человек, замкнутый на себя, самоцентричный («само» — плоть) человек делается бесчувственным к общественным интересам. Дух индивидуализма убивает патриотизм. Идеалами русского человека-патриота всегда были: православие, родной дом, семья, образ Родины как источник духовных сил в борьбе со злом. Русский всегда означало — православный.
Любовь к Родине выражалась в жертвенном служении, преданности и защите. Пример жертвенного служения и преданности нам дают царственные мученики и страстотерпцы Николай II, Александра Федоровна и Великая княгиня Елизавета Федоровна.
«Если России нужна искупительная жертва, я буду ею», — говорил император Николай II перед отречением. «Я останусь в России, за границей мне было бы плохо», — сказал он после отречения. «Лучше я буду поломойкой, но в России», — свидетельствовала свою преданность России императрица Александра Федоровна. А житие Елизаветы Федоровны, сестры последней императрицы, ребята слушают со слезами на глазах, оно буквально потрясает их своим примером высоты духа, твердости стояния в вере, неустрашимости, аскетизма и безграничной любви к ближнему.
Зашита Родины основывалась на призыве «За веру, царя и отечество», который был всегда в душе русского патриота.
Житие Александра Невского — удиивительный пример стояния «за веру» из глубины веков. И современный нам подвиг солдата Евгения Родионова — пример того же подвига «за веру», когда находясь в чеченском плену, он отказался отречься от Христа и снять нательный крестик, за что был обезглавлен врагами Праславия.
Поступок Ивана Сусанина — пример жертвенного служения «за царя». Он, простой крестьянин, понимая, как важно обрести царя в тяжелое смутное безвременье, царя, который станет гарантом мира, спокойствия, порядка, правды, пожертвовал собой ради спасения Михаила Федоровича, первого монарха из рода Романовых.
Под Могилевом у деревни Салтановка во время схватки с частями маршала Даву генерал-лейтенант Н. Н. Раевский, взяв за руки своих сыновей — 10 и 17 лет, бросился в атаку на врага, увлекая за собой солдат. Это ли не живой пример служения отечеству.
И таких примеров в русской истории тысячи.
«Нет больше той любви, как кто положит душу свою за други своя!. Иначе не мыслилось в православной России. Помните у Фонвизина в пьесе «Недоросль» слова Стародума: «Услышали мы нечаянно, что объявлена война... Вот случай нам отличить себя. Пойдем тотчас в армию и сделаемся достойными звания дворянина…»
Оказывается, все очень просто: понятие патриотизма включало в себя защиту веры православной страны, хранящей ее, народа-носителя православной веры, народа-богоносца и царя — гаранта справедливости, удерживающего добро над злом во всем мире. Понятия эти были естественными для русского человека: крестьянина, дворянина, солдата, генерала, монарха. А посему любовь к родине являлась естественным чувством, передававшимся с молоком матери из поколения в поколение. Поэтому и не мог нас, русский народ, победить ни один захватчик на протяжении многих столетий. Защита Отечества считалась священным долгом и почетной обязанностью. Сложить голову за Отечество считалось великой честью, которой сподоблялись все, готовые к жертве.
Что происходит сейчас?
Существует ли патриотизм — любовь к родине? Как осуществлять патриотическое воспитание? Что сейчас является основой?
Ведь защищать сейчас, казалось бы нечего: веры нет, царя нет, отечества нет, армии нет. А недавно в метро читаю: «Служба в армии, спасибо, нет. Отказ от службы в армии по убеждениям — это не только твое право, но и гражданский долг».
Молодые люди, юноши, да и девушки полностью дезориентрованы. Защита Отечества для них — не высокая честь, как было это совсем еще недавно, а удел сумасшедших или не сумевших «откосить» от армии.
Но Господь милостив и через скорби, страдания и унижения помогает обрести веру, вернуться к истокам российской государственности, то есть обрести Отечество и уяснить, что за понятием Родины стоят такие родные и близкие слова, как мать, отец, дед, прадед, сестра, брат, дом, улица, храм. Курс «Основ Православной культуры» помогает в этом: если Бог — отец, то все мы — дети Ему, а между собой братья и сестры. И тогда невидимая, уходящая в глубь веков нить поколений, становится видимой и ощущаемой: это наша история, это наши предки, это наши сестры и братья, это наши дома, это наши улицы, это наши храмы. И нам есть, что любить и защищать.
Русская душа жива. В самое трудное время она распускается, как цветок и благоухает. Великая Отечественная, Афганская, Чеченская войны тому подтверждение.
«Россия без меня может прожить, я же без нее ничто», — говорил И. С. Туренев. И каждый юноша, сидящий за партой, это знает, только не вслух, про себя.
Поэтому, задача преподавателя помочь обрести духовный стержень, смысл жизни.
Николай II водил своих дочерей при посещении госпиталей с собой, именно поэтому они научились чужую боль воспринимать как свою и в годы Первой мировой войны работали сестрами милосердия в госпитале, организованном императрицей Александрой Федоровной в Царском Селе.
А мы, если хотим, чтобы наши дети говорили на русском языке, пели русские песни, молились в православных храмах, чтобы не превратиться в тех самых «баранов» должны и можем привить им любовь к православной культуре, и тогда на нашем всероссийском поле Куликовом будет стоять христоволюбивый воин, способный отдать «душу свою за други своя» во имя правды и справедливости.
Если мы хотим выжить, необходимо возродить культурные традиции именно там, где они прежде всего закладываются — в семье и школе. Помощь в этом оказывает учителю курс «Основы Православной культуры», где тихо, неспешно, не напоказ, на каждом занятии достигается главное — воспитывается «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам».
Дети, воспитанные в лоне русской православной культуры, никогда не плюнут на землю, потому что они знают, что земля — прах их предков, который они не посмеют оскорбить; дети, переступившие хотя бы на некоторое время порог храма Божия во время проведения экскурсии, никогда не отдадут его на поругание; дети, изучившие жития святых отцов, воинов, мучеников, полководцев, никогда не предадут их память, их дело служения Отечеству; дети, воспитанные в любви и уважении к родителям, предкам, никогда не забудут их вклад в общее дело ради будущих поколений.
Уникальная ценность русской культуры в том, что она формирует личность и народ. Либерально-демократическое мировоззрение лишено духовных оснований и поэтому формирует не личность, а индивида, не народ, а массу, из которой можно лепить, что угодно и гнать, куда захочешь. Настало время вернуться к вечным истинам.
О.М. Захарова.
Современному педагогу должно быть очевидно, что образование и воспитание подрастающего поколения следует основывать на отечественной духовной культуре. В условиях мировоззренческого раскола общества, когда насаждается система ценностей, разрушающая жизнеспособность народа — эгоизм, конкуренция, нажива, свободная любовь, стремление к удовольствиям любой ценой, — словом, осуществляется попытка перекроить наш русский общинный менталитет на западный индивидуалистический манер, курс «Основ Православной культуры» стал особенно актуальным. Да и патриотическое воспитание невозможно без обращения к духовному наследию.
В словаре Ожегова находим — «патриотизм — преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». Да и сам термин «патриотизм» происходит от греческого patris — родина. А патриот — человек, не только размышляющий о благе своего Отечества, но и активно действующий на благо Отечества.
Индивидуалистическое мировоззрение не способствует патриотическому воспитанию. Человек, замкнутый на себя, самоцентричный («само» — плоть) человек делается бесчувственным к общественным интересам. Дух индивидуализма убивает патриотизм. Идеалами русского человека-патриота всегда были: православие, родной дом, семья, образ Родины как источник духовных сил в борьбе со злом. Русский всегда означало — православный.
Любовь к Родине выражалась в жертвенном служении, преданности и защите. Пример жертвенного служения и преданности нам дают царственные мученики и страстотерпцы Николай II, Александра Федоровна и Великая княгиня Елизавета Федоровна.
«Если России нужна искупительная жертва, я буду ею», — говорил император Николай II перед отречением. «Я останусь в России, за границей мне было бы плохо», — сказал он после отречения. «Лучше я буду поломойкой, но в России», — свидетельствовала свою преданность России императрица Александра Федоровна. А житие Елизаветы Федоровны, сестры последней императрицы, ребята слушают со слезами на глазах, оно буквально потрясает их своим примером высоты духа, твердости стояния в вере, неустрашимости, аскетизма и безграничной любви к ближнему.
Зашита Родины основывалась на призыве «За веру, царя и отечество», который был всегда в душе русского патриота.
Житие Александра Невского — удиивительный пример стояния «за веру» из глубины веков. И современный нам подвиг солдата Евгения Родионова — пример того же подвига «за веру», когда находясь в чеченском плену, он отказался отречься от Христа и снять нательный крестик, за что был обезглавлен врагами Праславия.
Поступок Ивана Сусанина — пример жертвенного служения «за царя». Он, простой крестьянин, понимая, как важно обрести царя в тяжелое смутное безвременье, царя, который станет гарантом мира, спокойствия, порядка, правды, пожертвовал собой ради спасения Михаила Федоровича, первого монарха из рода Романовых.
Под Могилевом у деревни Салтановка во время схватки с частями маршала Даву генерал-лейтенант Н. Н. Раевский, взяв за руки своих сыновей — 10 и 17 лет, бросился в атаку на врага, увлекая за собой солдат. Это ли не живой пример служения отечеству.
И таких примеров в русской истории тысячи.
«Нет больше той любви, как кто положит душу свою за други своя!. Иначе не мыслилось в православной России. Помните у Фонвизина в пьесе «Недоросль» слова Стародума: «Услышали мы нечаянно, что объявлена война... Вот случай нам отличить себя. Пойдем тотчас в армию и сделаемся достойными звания дворянина…»
Оказывается, все очень просто: понятие патриотизма включало в себя защиту веры православной страны, хранящей ее, народа-носителя православной веры, народа-богоносца и царя — гаранта справедливости, удерживающего добро над злом во всем мире. Понятия эти были естественными для русского человека: крестьянина, дворянина, солдата, генерала, монарха. А посему любовь к родине являлась естественным чувством, передававшимся с молоком матери из поколения в поколение. Поэтому и не мог нас, русский народ, победить ни один захватчик на протяжении многих столетий. Защита Отечества считалась священным долгом и почетной обязанностью. Сложить голову за Отечество считалось великой честью, которой сподоблялись все, готовые к жертве.
Что происходит сейчас?
Существует ли патриотизм — любовь к родине? Как осуществлять патриотическое воспитание? Что сейчас является основой?
Ведь защищать сейчас, казалось бы нечего: веры нет, царя нет, отечества нет, армии нет. А недавно в метро читаю: «Служба в армии, спасибо, нет. Отказ от службы в армии по убеждениям — это не только твое право, но и гражданский долг».
Молодые люди, юноши, да и девушки полностью дезориентрованы. Защита Отечества для них — не высокая честь, как было это совсем еще недавно, а удел сумасшедших или не сумевших «откосить» от армии.
Но Господь милостив и через скорби, страдания и унижения помогает обрести веру, вернуться к истокам российской государственности, то есть обрести Отечество и уяснить, что за понятием Родины стоят такие родные и близкие слова, как мать, отец, дед, прадед, сестра, брат, дом, улица, храм. Курс «Основ Православной культуры» помогает в этом: если Бог — отец, то все мы — дети Ему, а между собой братья и сестры. И тогда невидимая, уходящая в глубь веков нить поколений, становится видимой и ощущаемой: это наша история, это наши предки, это наши сестры и братья, это наши дома, это наши улицы, это наши храмы. И нам есть, что любить и защищать.
Русская душа жива. В самое трудное время она распускается, как цветок и благоухает. Великая Отечественная, Афганская, Чеченская войны тому подтверждение.
«Россия без меня может прожить, я же без нее ничто», — говорил И. С. Туренев. И каждый юноша, сидящий за партой, это знает, только не вслух, про себя.
Поэтому, задача преподавателя помочь обрести духовный стержень, смысл жизни.
Николай II водил своих дочерей при посещении госпиталей с собой, именно поэтому они научились чужую боль воспринимать как свою и в годы Первой мировой войны работали сестрами милосердия в госпитале, организованном императрицей Александрой Федоровной в Царском Селе.
А мы, если хотим, чтобы наши дети говорили на русском языке, пели русские песни, молились в православных храмах, чтобы не превратиться в тех самых «баранов» должны и можем привить им любовь к православной культуре, и тогда на нашем всероссийском поле Куликовом будет стоять христоволюбивый воин, способный отдать «душу свою за други своя» во имя правды и справедливости.
Если мы хотим выжить, необходимо возродить культурные традиции именно там, где они прежде всего закладываются — в семье и школе. Помощь в этом оказывает учителю курс «Основы Православной культуры», где тихо, неспешно, не напоказ, на каждом занятии достигается главное — воспитывается «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам».
Дети, воспитанные в лоне русской православной культуры, никогда не плюнут на землю, потому что они знают, что земля — прах их предков, который они не посмеют оскорбить; дети, переступившие хотя бы на некоторое время порог храма Божия во время проведения экскурсии, никогда не отдадут его на поругание; дети, изучившие жития святых отцов, воинов, мучеников, полководцев, никогда не предадут их память, их дело служения Отечеству; дети, воспитанные в любви и уважении к родителям, предкам, никогда не забудут их вклад в общее дело ради будущих поколений.
Уникальная ценность русской культуры в том, что она формирует личность и народ. Либерально-демократическое мировоззрение лишено духовных оснований и поэтому формирует не личность, а индивида, не народ, а массу, из которой можно лепить, что угодно и гнать, куда захочешь. Настало время вернуться к вечным истинам.
О.М. Захарова.
18.222.20.3
Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
43
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в: