«Ответный удар» Натальи Бондарчук

27 марта 2004, 17:05
Наша землячка из Ново-Дарьино, известная актриса, сценарист, кинорежиссер Наталья Бондарчук снимает фильм «Одна душа любви моей», рассказывающий о нашем великом поэте Александре Сергеевиче Пушкине. Об этом фильме и многом другом, происходящем в нашей современной культуре, разговор с ней — в гостиной «Новых рубежей».
— Недавно в телепередаче «Культурная революция» обсуждался вопрос о том, устарел ли Пушкин. Не знаю, были ли вы приглашены на нее, но, мне кажется, вам было бы что сказать по этому поводу. Ведь складывается впечатление, что вы, Наталья Сергеевна, единственная женщина-сценарист, которая говорит сегодня о Пушкине.
— Я бы никогда не стала участвовать в передаче с такой постановкой вопроса. Но и, конечно же, я не единственная, кто постоянно помнит это имя. Со мной говорят о Пушкине мои изумительные артисты — Василий Лановой, Ильзе Лиепа, Станислав Любшин, Богдан Ступка, Сергей Безруков… Если бы я участвовала в таких дебатах, я бы сказала только одно. Уберите сейчас из нашей культуры все, что связано с Пушкиным. Уберите то, что сочинил Глинка, уберите «Бориса Годунова», детские сказки — и посмотрите, что будет дальше.
— Тогда мы потеряем все.
— Для меня Пушкин — один из самых живых людей нашей современности, который все время толкает меня вперед и вперед. Я счастлива, что в Одинцовском районе у меня столько единомышленников. И в первую очередь, в лице, конечно, главы района Александра Георгиевича Гладышева, который с самого начала помогал мне в работе над фильмом, еще над его пилотным вариантом. На днях мы с ним обсуждали продолжение работы над очередным проектом — «Дуэль и смерть Пушкина». Четыре серии фильма «Одна душа любви моей» уже сейчас, если можно так сказать, работают в разных городах. Фильм показывают в кинотеатрах, а не по телевидению, где очень настороженно и пугливо относятся к отечественной культуре. Немедийные, говорят, сегодня имена — Тютчев, Пушкин, Достоевский. Но то, что мы задумали, — это наш ответный удар в защиту культуры. В Петербурге мы показали третью и четвертую серии фильма. Чтобы попасть на показ в небольшой зал на 400 мест, люди занимали очередь с утра и стояли до вечера. Зал набился битком, посмотрела — на улице столько же. Я вышла к людям и впервые в жизни стала проводить встречу на улице, чтобы те, кто стоял в очереди, тоже были ко всему причастны. Трудно передать ощущения, которые испытала: люди в кинозале смотрели фильм стоя. Во дворе есть памятник Пушкину, очередь окружила его несколько раз. И — ни одного слова о неудобствах, наоборот, мы слышали слова благодарности и аплодисменты. Зрители спрашивали, буду ли я продолжать работу. Я отвечала, что обязана это сделать. Нет-нет, я не одна…
— Вас никогда не сравнивали с вашей героиней — Марией Волконской. Вы, по-моему, как и она, тоже совершаете подвиг.
— Не знаю, как насчет подвига, но все, чем я занимаюсь, это — мое дело, мое ремесло.
— Наталья Сергеевна, у вас снимается Сергей Безруков. После «Бригады» — и вдруг Пушкин?
— Не вдруг. У меня он начал сниматься, когда уже репетировал Пушкина в театре. Он и сейчас играет. С этим образом Сергей не расстается. Правда, впереди у него — огромный сериал, где он будет играть Есенина. Безрукову, думаю, популярность не вредит. К слову сказать, Пушкин был бешено популярен. Я иной раз говорю Сергею, мол, если у нас деньги кончатся, тебе стоит только пройти по Невскому проспекту под руку с Никитой Михалковым и попросить, чтобы подали на культуру. Сережа — это суперпрофессиональный человек. Хотя надо отдать должное и двум другим моим Пушкиным. Будущего поэта, влюбленного в императрицу Елизавету Алексеевну (ее исполняет балерина Ильзе Лиепа), сыграл Юрий Тарасов. Изумительный Игорь Днестрянский снимается, начиная с пилотного варианта, играет поэта в среднем возрасте. А сейчас, конечно, акцент на Безрукова. Он, по-моему, получает гигантское удовлетворение как актер, снимаясь в этой роли. Что может быть выше этого образа?..
— А съемки проходили тоже в Питере?
— Да, на Мойке, 12. Вообще нам в Петербурге все идут навстречу, даже Зимний дворец обещали дать для съемок. А два с половиной дня, которые мы прожили на этих съемках, это целая жизнь. Актер Сергей Никоненко должен был нести раненого поэта на руках. Он долго готовился к этой сцене, попросил найти ему военный ремень, чтобы не сорвать слабый позвоночник. И вот он, немолодой уже человек, нес его… После съемок Сережа не переставая повторял: «Это потрясающе, что мы сняли с Натальей!» Знаете, он ведь мой собрат по мастерской Герасимова и готов и в Думу, и к Президенту идти за Пушкина. Вот такие у меня снимаются удивительные люди. Но больше всего мы были потрясены тем, как Сергей Безруков вживался в роль: он умирал на наших глазах, падал от боли с кровати, так кричал от переживаемой смертной муки, что было страшно всем — съемочной группе и даже тем, кто находился в этот момент на другом этаже дома. А потом он, как Пушкин, вздохнул и выдохнул. Священник, который это видел, сказал: «Я бы желал себе такой смерти, которую принял Александр Сергеевич». В 2 часа 45 минут остановились в комнате часы, и в России не стало Пушкина.
Мы благодарны, что нам дали возможность снимать в реальном кабинете поэта. С уважением относилась к нам и хранительница кабинета Галина Седова, которая сначала убрала все вещи, а потом стала их потихоньку возвращать. Без слез никто не мог смотреть на съемки этой сцены, и думаю, что мы первые в стране, в России, кто вообще имеет такой материал.
— Прошу вас, Наталья Сергеевна, согласитесь с утверждением, что все-таки вы первая идете с «флагом», на котором — лик Пушкина.
— Просто, наверное, у меня такая же упертость, как и у всех Бондарчуков. Думаю, что мне очень помогает папа. Это была бы его работа. Он очень хотел снимать фильм о Пушкине и говорил, что главное — найти правильную интонацию.
— Выходит, что современные актеры, такие, как Сергей Безруков, сумели найти эту интонацию?
— Безусловно, и я знаю, почему. Педагогом Сергея был его отец — актер Виталий Безруков и Олег Табаков. Я понимаю, что отношение Сергея к Есенину и Пушкину — непростое, несовременное (как правило, актер сыграл — и сбросил маску). Знаю еще, что цветы с премьерных есенинских спектаклей они с отцом относили к памятнику поэту. Для них, как и для меня, — они живые…
— Вам, наверное, нелегко…
— Самое трудное оказалось — снимать без сценария. Было бы легче, если бы существовал роман «Пушкин», соответствующий духу нашего времени. А пока, получается, что я одновременно и пишу роман, и снимаю его. Но что мои труды по сравнению с той поддержкой, которую оказывают мне люди! Вот сегодня вечером я поеду в Сибирь, в Тюмень, в город Ялуторовск снимать очередной эпизод фильма. Там тоже изумительный мэр, который сказал, что хоть у них и дотационный город, очень бедный, но они выделят средства на то, чтобы мы снимали в реальном доме Якушкиных. Ну, а Одинцову, как я уже сказала, я особо благодарна за поддержку. Сюда, в Ново-Дарьино, я приезжала с детства, на моих глазах вырастал город. Мне бы очень хотелось, чтобы Одинцово стало городом культуры. Я полностью солидарна с Александром Георгиевичем Гладышевым по поводу экологии. Ведь мы действительно рубим сук, на котором сидим. Экология природы рождает экологию души, и это объединяет их с культурой, в которой Пушкин — это наше все.
Беседу вела Н. Игумнова.

3.144.123.24

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
109
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи