«Я жив в коротком слове «память»

12 ноября 2003, 16:22
В Одинцовском районе работает, пожалуй, единственный в России школьный музей «Подранки», посвященный бывшим малолетним узникам фашистских концлагерей. Расположен этот уникальный музей в средней общеобразовательной школе в пос. Горки-X.
Сегодня музеями удивить кого-либо довольно трудно. Их множество и на все вкусы. Есть музеи, экспонаты которых приводят посетителей в восхищение, есть просто безразличные музеи, но есть и такие, посещение которых заставляет сжиматься сердце, бередит в людских душах боль воспоминаний. Именно к таким относится школьный музей «Подранки».
Кованые железные ворота с надписью немецкой готикой «Каждому свое»… Вход в музей, как вход в концлагерь… Прямо напротив — нарисованное панно: кроваво-красная роза, опутанная колючей проволокой, и дорога, уходящая в никуда. А вокруг экспонаты: тюремная полосатая роба с номером, детские деревянные башмачки сабо, горсть земли из лагеря смерти «Бухенвальд», многочисленные фотографии малолетних узников фашистских концлагерей, их воспоминания, архивные газеты и плакаты военного времени и планшет с фамилиями тех, кого в детстве война лишила отцов, матерей, Родины…

Рассказывает директор школы Валентина Николаевна Зеленова.

— Мысль о таком музее у меня возникла давно. Дело в том, что мой отец в 15-летнем возрасте был угнан в Германию. Правда, он бежал из плена и четыре года воевал в Италии, в партизанском отряде имени Гарибальди. В Германию были угнаны и бабушка с сестрой. Так что к теме детей, которых война оторвала от дома, я прикоснулась с детства. И когда стала директором школы, то поняла, что смогу реализовать то, что подспудно всегда было у меня в мыслях.

Председатель комитета соцзащиты населения Ольга Александровна Сергеева подсказала, с чего начать. И мы со школьниками отправились в Москву, на станцию Лось, где тогда находился единственный музей бывших малолетних узников фашистских концлагерей. Нас пригласили на встречу с москвичами — бывшими малолетними узниками. Мы с ними пообщались, и идея созрела окончательно. Началась работа по подбору материалов. Мы писали письма, нам отвечали. Если не отвечали, мы ехали на встречу сами. Ребята записывали воспоминания, делали ксерокопии с оставшихся документов, переснимали фотографии. Два года мы по крупицам собирали материалы и экспонаты. Нашли всех, кого было можно. Семиклашки, начавшие работу, уже были девятиклассниками, когда состоялось торжественное открытие нашего школьного музея.

Но это был только первый этап. Вторым этапом стала подготовка школьников к проведению экскурсий по музею, чтению лекций. Сегодня они с этим успешно справляются.

В экспозицию школьного музея входят еще два зала — это зал истории школы и зал успехов и достижений как в учебе, так и в спорте.

Ежегодно школьный музей посещают до ста бывших малолетних узников фашистских концлагерей. Активисты музея оборудовали для них комнату отдыха с диваном, креслами, книжными стеллажами. Здесь они уютно, по-домашнему, за чашкой чая отдыхают, делятся с ребятами воспоминаниями. Есть у школьного музея свой друг — поэт Леонид Тризна, сам бывший малолетний узник, посвятивший музею свои стихотворения.

«Подранки» — не застывший академический музей. Со своими экспозициями, лекциями школьники — желанные гости во многих уголках Одинцовского района. Два раза экспозиция музея выставлялась в Москве, на Поклонной горе, где собираются бывшие малолетние узники фашистских концлагерей. Ребята из штаба музея нашли с ними общие точки соприкосновения, и гостей в школьном музее значительно прибавилось. А значит, появятся и новые экспонаты.

3.21.246.72

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
82
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи