Фильмы о Жукове: трудный путь к экрану
08 ноября 2003, 16:21
В прошлом году «Новые рубежи» уже публиковали воспоминания Анатолия Афанасьевича Пилихина, чей отец был двоюродным братом прославленного полководца Победы Георгия Константиновича Жукова. Живя в Москве, Анатолий Афанасьевич остается постоянным членом одинцовского шахматного клуба и иногда заглядывает в нашу редакцию. Недавно он принес несколько новых работ, рассказывающих о том, как непросто было реабилитировать и сохранить в истории имя маршала. Как вспоминает сам А. А. Пилихин, ему подчас на коленке, на блокнотных листках приходилось записывать выступления кинематографистов и актеров, участвовавших в съемках фильмов о Г. К. Жукове. Сегодня мы публикуем одно из воспоминаний 19-летней давности, которое предоставил «Новым рубежам» Анатолий Афанасьевич.
Осенью 1984 года на экранах Москвы демонстрировался фильм «Маршал Жуков. Страницы биографии» (режиссер М. Бабак, сценарист И. Ицков). Из уст Игоря Моисеевича Ицкова кинозрители перед началом сеанса услышали: «За восстановление правды люди прежде платили кровью и инфарктами. Литераторы и кинематографисты боролись с консультантами, которые ненавидели Жукова. В результате нам удалось показать только период 1939-1945 годов». — Перед просмотром фильма, — продолжал Игорь Моисеевич, — генерал армии Епишев сказал: «Главные недоброжелатели Жукова умерли или не представляют никакой силы. Я же еще жив и при исполнении своих служебных обязанностей в Главном политическом управлении Советской Армии». На просмотр кинофильма начальник Главного политуправления не пришел. Министр культуры СССР Петр Нилович Демичев, посмотрев фильм, сказал: «На экран не выйдет». И все же разрешение на показ картины было получено. Иначе бы сегодня ее никто не увидел.
На всех, кто был рядом с Георгием Константиновичем и на фронтовых дорогах, и в кабинетах, есть отсвет личности Жукова. Жизненным предназначением Николая Харлампиевича Бедова — офицера для особых поручений, а проще охранника — было то, что он оставил для истории около сорока фотоснимков полководца Жукова в годину войны. Бедов показал свои фотоработы писателю К. М. Симонову. Они помогли нам создать фильм, в результате чего была восстановлена правда и справедливость о великом человеке.
А вот что вспомнил чуть позже, в декабре 1984 года, народный артист СССР М. А. Ульянов: «В последнее время в московских клубах проводятся всенародные праздники. Мы сейчас начинаем говорить о личности, о глыбах, создающих и крепости, и наше единение. Теперь личности поклоняются, на примере личности воспитывают. Было время, когда считалось, что личность — часть общего и редко выделялась. Все вместе! Все равны!
Жуков же — это легенда, любимец народа. Его жизнь прозрачно чиста, она посвящена служению народу и Отечеству. Жуков магнетически воздействовал на людей, продвигал любую, казалось бы, неразрешимую задачу, выражал в себе самое желанное качество русского человека. Он — талант, размах, сила, смекалка, мощь, мужество. Принять на себя ответственность, отстаивать свое мнение — это черты русские. У Константина Симонова точно определена личность Георгия Константиновича: «И в облике приземистый, кряжистый русский муж из земли». Народно-корневое происхождение и трудоспособность, эрудиция. Образ Жукова требует отображения. Мы уговорили народ, что я похож на Жукова. В приглаженной кинокартине «Блокада» характер Георгия Константиновича передан точнее всего. В Париже я видел кинофильм «Маршал Петен». Там он имеет оглушительный интерес. Зрителю вбивалась мысль, что Петен — главный герой Второй мировой войны. Нам необходимо сделать фильм о Жукове для мирового экрана. Нам ли занимать характеры?
Война подняла народ. Он живет тихо-тихо, пьет водку. Начинается война, и рождается плеяда героев, как в 1812 году, так и в 1941. Зачем ждать войны? Сейчас идет глухая, подпольная война старого и нового. Нам сегодня необходимо поднимать Жукова на щит, как новое средство в борьбе за Родину!
Как актер я счастлив, что воплощал образ Жукова на экране. Сегодня его славят как лучшего сына России. Жуков не вестник, а создатель истории. Имя Жукова — это легенда! Все меньше остается очевидцев Отечественной войны, но кино запечатлело то, что было и оставило все это на века. Георгий Жуков — первый солдат войны! Картина, так сказать, постамент будущего памятника маршалу Жукову. Важно, чтобы она пришлась по душе молодежи, для духа нашего народа, чтобы история была живой, воплощенной в эту картину. Пусть скепсис и равнодушие отступят и по-доброму всколыхнутся души. На экране есть герои, присутствующие сегодня здесь, в кинотеатре «Октябрь». Это генерал армии Белобородов и трижды Герои Советского Союза Александр Покрышкин и Иван Кожедуб (оба знаменитых летчика встали со своих кресел и поклонились публике, забившей до отказа кинозал).
Когда Юрий Озеров предложил мне сыграть роль Жукова, я отказался. Боялся, что не смогу при малом внешнем сходстве показать любимого народом полководца. У него не простая жизнь. Были и темные периоды, и звездные часы. Но всегда Жуков являл непреклонность перед судьбой. Какое удивительно огромное значение имеет жизнь Жукова, его служение народу и Родине! Он не сгибался перед именами, ведь ответственность на его плечах лежала гигантская. Жуков — это человек сегодняшнего времени, это — действие, это — Победа! Сейчас его образ очень нужен людям, берущим на себя ответственность».
В кинофильме «Маршал Жуков. Страницы биографии» есть кадры, на которых запечатлена беседа писателя Константина Симонова с Георгием Константиновичем на его даче в Сосновке. И здесь будет к месту привести выдержку из книги писателя «Встречи и беседы с Г. К. Жуковым: «Сейчас в истории Великой Отечественной войны давно известен факт, что к началу нашего контрудара под Москвой немецкие войска уже получили приказ на отступление. В то время, в 1950 году, говорить об этом было не принято. Хотя, казалось бы, то обстоятельство, что немцы еще до наших контрударов были поставлены упорством нашей обороны в критическое положение, вынудившее их к отходу, ничуть не преуменьшало заслуги нашей армии, скорее наоборот. Но, видимо, такое изложение подлинных исторических событий казалось тогда менее героическим и было принято говорить, что мы нанесли свой контрудар по немцам еще продолжавшим рваться к Москве. Но Жуков еще тогда, в 1950 году, не постеснялся опровергнуть эту общеизвестную в то время формулировку».
Непростой была судьба великого полководца даже после его кончины. Над кинематографистами и литераторами стояли цензоры, которым было приказано всячески принижать заслуги народного героя, скрывать правду о его успехах, а иногда и приписывать их другим, более лояльным к власти военачальникам. История распорядилась по-справедливости, и сегодня мы, наконец, узнаем всю правду.
Осенью 1984 года на экранах Москвы демонстрировался фильм «Маршал Жуков. Страницы биографии» (режиссер М. Бабак, сценарист И. Ицков). Из уст Игоря Моисеевича Ицкова кинозрители перед началом сеанса услышали: «За восстановление правды люди прежде платили кровью и инфарктами. Литераторы и кинематографисты боролись с консультантами, которые ненавидели Жукова. В результате нам удалось показать только период 1939-1945 годов». — Перед просмотром фильма, — продолжал Игорь Моисеевич, — генерал армии Епишев сказал: «Главные недоброжелатели Жукова умерли или не представляют никакой силы. Я же еще жив и при исполнении своих служебных обязанностей в Главном политическом управлении Советской Армии». На просмотр кинофильма начальник Главного политуправления не пришел. Министр культуры СССР Петр Нилович Демичев, посмотрев фильм, сказал: «На экран не выйдет». И все же разрешение на показ картины было получено. Иначе бы сегодня ее никто не увидел.
На всех, кто был рядом с Георгием Константиновичем и на фронтовых дорогах, и в кабинетах, есть отсвет личности Жукова. Жизненным предназначением Николая Харлампиевича Бедова — офицера для особых поручений, а проще охранника — было то, что он оставил для истории около сорока фотоснимков полководца Жукова в годину войны. Бедов показал свои фотоработы писателю К. М. Симонову. Они помогли нам создать фильм, в результате чего была восстановлена правда и справедливость о великом человеке.
А вот что вспомнил чуть позже, в декабре 1984 года, народный артист СССР М. А. Ульянов: «В последнее время в московских клубах проводятся всенародные праздники. Мы сейчас начинаем говорить о личности, о глыбах, создающих и крепости, и наше единение. Теперь личности поклоняются, на примере личности воспитывают. Было время, когда считалось, что личность — часть общего и редко выделялась. Все вместе! Все равны!
Жуков же — это легенда, любимец народа. Его жизнь прозрачно чиста, она посвящена служению народу и Отечеству. Жуков магнетически воздействовал на людей, продвигал любую, казалось бы, неразрешимую задачу, выражал в себе самое желанное качество русского человека. Он — талант, размах, сила, смекалка, мощь, мужество. Принять на себя ответственность, отстаивать свое мнение — это черты русские. У Константина Симонова точно определена личность Георгия Константиновича: «И в облике приземистый, кряжистый русский муж из земли». Народно-корневое происхождение и трудоспособность, эрудиция. Образ Жукова требует отображения. Мы уговорили народ, что я похож на Жукова. В приглаженной кинокартине «Блокада» характер Георгия Константиновича передан точнее всего. В Париже я видел кинофильм «Маршал Петен». Там он имеет оглушительный интерес. Зрителю вбивалась мысль, что Петен — главный герой Второй мировой войны. Нам необходимо сделать фильм о Жукове для мирового экрана. Нам ли занимать характеры?
Война подняла народ. Он живет тихо-тихо, пьет водку. Начинается война, и рождается плеяда героев, как в 1812 году, так и в 1941. Зачем ждать войны? Сейчас идет глухая, подпольная война старого и нового. Нам сегодня необходимо поднимать Жукова на щит, как новое средство в борьбе за Родину!
Как актер я счастлив, что воплощал образ Жукова на экране. Сегодня его славят как лучшего сына России. Жуков не вестник, а создатель истории. Имя Жукова — это легенда! Все меньше остается очевидцев Отечественной войны, но кино запечатлело то, что было и оставило все это на века. Георгий Жуков — первый солдат войны! Картина, так сказать, постамент будущего памятника маршалу Жукову. Важно, чтобы она пришлась по душе молодежи, для духа нашего народа, чтобы история была живой, воплощенной в эту картину. Пусть скепсис и равнодушие отступят и по-доброму всколыхнутся души. На экране есть герои, присутствующие сегодня здесь, в кинотеатре «Октябрь». Это генерал армии Белобородов и трижды Герои Советского Союза Александр Покрышкин и Иван Кожедуб (оба знаменитых летчика встали со своих кресел и поклонились публике, забившей до отказа кинозал).
Когда Юрий Озеров предложил мне сыграть роль Жукова, я отказался. Боялся, что не смогу при малом внешнем сходстве показать любимого народом полководца. У него не простая жизнь. Были и темные периоды, и звездные часы. Но всегда Жуков являл непреклонность перед судьбой. Какое удивительно огромное значение имеет жизнь Жукова, его служение народу и Родине! Он не сгибался перед именами, ведь ответственность на его плечах лежала гигантская. Жуков — это человек сегодняшнего времени, это — действие, это — Победа! Сейчас его образ очень нужен людям, берущим на себя ответственность».
В кинофильме «Маршал Жуков. Страницы биографии» есть кадры, на которых запечатлена беседа писателя Константина Симонова с Георгием Константиновичем на его даче в Сосновке. И здесь будет к месту привести выдержку из книги писателя «Встречи и беседы с Г. К. Жуковым: «Сейчас в истории Великой Отечественной войны давно известен факт, что к началу нашего контрудара под Москвой немецкие войска уже получили приказ на отступление. В то время, в 1950 году, говорить об этом было не принято. Хотя, казалось бы, то обстоятельство, что немцы еще до наших контрударов были поставлены упорством нашей обороны в критическое положение, вынудившее их к отходу, ничуть не преуменьшало заслуги нашей армии, скорее наоборот. Но, видимо, такое изложение подлинных исторических событий казалось тогда менее героическим и было принято говорить, что мы нанесли свой контрудар по немцам еще продолжавшим рваться к Москве. Но Жуков еще тогда, в 1950 году, не постеснялся опровергнуть эту общеизвестную в то время формулировку».
Непростой была судьба великого полководца даже после его кончины. Над кинематографистами и литераторами стояли цензоры, которым было приказано всячески принижать заслуги народного героя, скрывать правду о его успехах, а иногда и приписывать их другим, более лояльным к власти военачальникам. История распорядилась по-справедливости, и сегодня мы, наконец, узнаем всю правду.
18.119.163.95
Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
66
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в: