21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы

17 сентября 2003, 16:11
Божия Матерь принесла миру радость Своим Рождеством.
Какую радость принесла миру Дева Мария, родившаяся от малоизвестных родителей среди небольшого иудейского народа, порабощенного римлянами, уничиженного? Она подарила людям радость о том, что наступили долгожданные человечеством сроки, наступило время, когда Божественной силой, силою подвига Господа нашего Иисуса Христа упраздняется царство диавола, царство злобы и смерти, когда открывается царство истинной добродетели, бессмертной вечной жизни, преддверием которой является наша святая, Господом основанная на земле Церковь Христова. Ту радость возвестила на земле Преблагословенная Дева Мария, что явилась, наконец, в человеческом роде Та, Которая вместит в Себе Невместимого, Которая будет достойной стать Матерью воплотившегося на земле Сына Божия, принимающего человеческое тело и душу с целью искупить от грехов и спасти от вечной погибели род человеческий.
Родилась на земле Та, Которая станет Честнейшей Херувимов, превосходящей и Серафимов Своей чистотой, Своей духовной красотой, которая будет во все века прославляться верующим христианским сердцем.
Почему мы радуемся в дни праздников в честь Богоматери?
Мы радуемся всякий раз, прославляя Пресвятую Деву Марию в дни воспоминаний священных духовных событий из Ее земной жизни и в дни праздников Ее святых икон. Мы торжествуем в эти дни потому, что в лице Ее мы имеем и свою Небесную Матерь, Матерь всех сынов Святой Православной Христовой Церкви. Ведь если Сын Ее, Господь наш Иисус Христос, по слову Священного Писания, не стыдится назвать нас братьями Своими, то как Она не назовет нас, православных детей Святой Церкви Христовой, Своими детьми? Если мы приобщаемся Божественных Таин Тела и Крови Ее Божественного Сына, как Она нам не Матерь? Мы ликуем в Ее праздники, зная в лице Ее всегдашнюю нашу Небесную Покровительницу, Молитвенницу, Заступницу во всех наших нуждах, бедах и обстоятельствах. Мы знаем, что ни одна молитва Ее перед лицом Ее Божественного Сына не может остаться не услышанной. «Много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки» — исповедуем мы эту веру в нашей церковной молитве. И мы с дерзновением, с детской к Ней любовью и с радостью прибегаем в своей молитве, в своих воздыханиях к Ее Материнскому посредничеству, к Ее заступничеству пред лицом Нашего Господа Спасителя.

В каких обстоятельствах мы можем обращаться к Богоматери? Во всяких: и в скорбях и в радостях, и в печали, и в восторге. Дитя обращается к матери и тогда, когда его что-либо огорчает, и тогда, когда ему весело и радостно: оно идет и несет к своей матери все, чем живет детское сердце. Так и мы, дети своей Небесной Матери, несем к Ней и свои радости, и свои горести.
Никто из живых на земле не перенес столько скорбей, столько страданий, сколько пережила Она, когда стояла у Креста, оплакивая Своего Божественного Сына, в лице Которого Она видела не только Своего Сына, но видела Распятого злобой и человеческими грехами. И никому, из всех пребывающих на небе, не дано Господом благословения раздавать людям столько благодатных даров: милости, любви, ласки, помощи, — как Ей, Матери всех сынов и дочерей Православной Христовой Церкви! Никто из живших на земле не достиг таких вершин духовной чистоты, таких ступеней святости, каких достигла Она, и никто, как Она, не имеет такого дерзновения перед Господом передавать Ему наши молитвы и вздохи!
Предайте Ей всю свою судьбу, открывайте перед Ней все сердце и душу свою! Никакая благая мысль ваша, никакое доброе чувство и желание не будут отвергнуты, а будут приняты Матерней любовью и сочувствием.
Только надо бояться того, чтобы наша молитва не оскорбляла святости Божией Матери; молитва должна быть достойной истинного христианина.
Пусть с дерзновением и детской лаской прибегает к Ней каждый, кто, веруя в нашего Спасителя, идет за своим Господом, всегда помнит о том, что он носит в себе бессмертную душу, за которую пролил Свою Кровь на Кресте Господь. Пусть жаждущий своего вечного спасения, кто боится умереть нераскаянным грешником, кто слезами и благодатью покаяния омывает свою душу от греха, — с верой и надеждой идет к ногам Божией Матери и просит Ее обо всем, в чем имеет для себя нужду, просит о благах земных и о благе вечном, просит с верою в то, что не останется не услышанным Ею ни одно воздыхание нашей души!
Вот потому и радостны для нас праздники в честь Божией Матери: они оживляют в нашем сердце веру в небесного Отца и в Преблагословенную Матерь. Они укрепляют нашу надежду на то, что мы никогда, ни в каких бедах и несчастьях на пути к вечному спасению не будем покинуты небесной помощью, не останемся одинокими сиротами.
Пресвятая Дева Мария первая принимает от Господа Божественные дары Его благодати и первая раздает милости Божии и благословения Небесного Отца всем, кто прибегает к Ней со своей горячей молитвой об этой Ее Материнской помощи. Пресвятая Богородица всегда с нами Мы знаем из Священного предания, как Божия Матерь, явившись апостолам в третий день после Своего Успения, сказала им: «Радуйтесь, Я с вами буду во все дни». И как Она исполняет это Свое обещание!
Каждый из нас знает, как проторены дорожки к Ее чудотворным иконам, какими слезами политы эти святыни, сколькими вздохами верующих сердец они овеяны. Уже за одно то мы должны благодарить Господа, что имеем такую Мать, что мы не сироты, что у каждого из нас есть, где выплакать свое горе и рассказать о своих скорбях и нуждах. А каждый из нас разве не плакал — и не раз — перед Нею? И разве не знает каждый из нас, что после этих слез мы находим себе утешение, подкрепление, облегчение в страданиях, как отклик со стороны Той, Которая все видит, все слышит и, как Мать, склоняется к воздыхающим перед Ней? В дни Ее праздников, окружая ее иконы, с особенной ясностью в нашем духовном взоре мы представляем себе несчетные тысячи верующих людей, которые еще задолго до нас, в истекшие века, вереницами шли к Ней, к Ее иконам, с верой, надеждой и тысячами ответных знамений от Божией Матери прославили во веки веков Ее иконы как чудотворные.
Митрополит Николай (Ярушевич).

О празднике Успения Пресвятой Богородицы и Успенском храме с. Шарапово С наступлением августа, последнего летнего месяца, завершается церковный год, и сентябрь полагает начало новому. Сейчас понятие «сентябрьского новолетия» осталось только, пожалуй, в школах и других учебных заведениях, а ведь то, что новый год по церковному календарю начинается именно в сентябре далеко не случайно.
Действительно, завершение чего-либо в нашей жизни заставляет невольно оглянуться назад и посмотреть на то, как совершено начатое нами и в чем были допущены ошибки. И это имеет отношение ко всей нашей жизни, начиная с детского возраста и до самой глубокой старости.
Матерь Божия заботливо напоминает нам об этом: первый двунадесятый праздник в наступившем году — Рождество, начало земной жизни Пресвятой Богородицы, последний двунадесятый праздник уходящего года — Успение, окончание земной жизни Той, Которую Церковь именует Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим. И наша земная жизнь, начавшись рождением, будет иметь и окончание, и мы предстанем пред Господом.

Мы не говорим смерть, а говорим успение потому, что не может умереть Родившая Начальника жизни. Она не умерла, а уснула, чтобы, как от сна, через малое время восстать в жизнь вечную. И церковное предание ясно говорит об этом: на погребение Матери Божией чудесным образом были собраны все апостолы от конец вселенной, кроме апостола Фомы, прибывшего только на третий день после успения Пресвятой Девы и пришедшего в Гефсиманский сад к Ее гробнице, но она оказалась пуста. «Спаситель всех Сам во всей своей славе с радостию сретил и вселил матерь Свою с Собою», — читаем мы у блаженного Иеронима.
Христиане во все времена молили Пречистую, веря, что Ее предстательством Господь дарует им «христианскую безболезненную, непостыдную и мирную кончину», и видимым свидетельством этого является множество храмов, построенных на нашей земле в честь Заступницы рода христианского.

Вот уже более чем три столетия прошло с того времени, как Господь положил на сердце владельцу села Шарапово Михаилу Алексеевичу Воинову восстановить разрушенную в начале ХVII века церковь Успения Пресвятой Богородицы. Само село с деревянной церковью в честь святителя Николая, известное еще с XVI века, было уничтожено в Смутное время, и лишь к середине XVII века, судя по переписным книгам, пустошь стала заселяться, находясь во владении Саввино-Сторожевского монастыря. Во второй половине XVIII в. в результате секуляризации церковных земель местные крестьяне стали «экономическими». В 60-х годах XIX столетия в Шарапове местные крестьяне Петр Егоров и Герасим Афанасьев открывают производство ходиков и настенных часов, которое привело к возникновению в начале XX века часовой фабрики Василия Ильича Платова, ставшей одной из крупнейших в Звенигородском уезде.
В 70-х годах XIX века архитектор Иван Терентьевич Владимиров создал проект, по которому в 1874-1879 г.г. был построен каменный Успенский храм с приделами в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и святителя Николая. Настоятелем стал священник Сергий Державин, могила которого (и его супруги) находятся за алтарем храма. Во времена гонений церковь пострадала от воинствующих безбожников, но не была разорена окончательно, а лишь закрыта в 30-е годы. После войны, в 1946 году, храм был открыт и в советское послевоенное время был одним из пяти храмов, действующих в нашем районе. В разное время здесь служили: прот. Иоанн Гордеев, прот. Илия Антипов, прот. Георгий Рзянин, прот. Александр Сайгушев, священник Петр Донских, а последним настоятелем был игумен Лука (Донских), прослуживший в Успенском храме 23 года.
В настоящее время богослужения совершаются по субботним и воскресным дням, во дни великих и двунадесятых праздников, а также, когда празднуется память особо чтимых икон Матери Божией. Будем помнить, что Пресвятая Богородица «во успении мира не оставила» и молиться Ей, чтобы Она «молитвами своими избавила от смерти души наша».
Священник Иоанн Брайко.

3.145.115.139

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
100
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи