Одинцово — Америка. Пять дней в открытом мире
13 августа 2003, 16:02
Как уже сообщала наша газета, шесть школьников из Одинцовского лицея № 10 в числе других их ровесников из Подмосковья побывали в середине июля в Соединенных Штатах Америки, в городе Филадельфия (штат Пенсильвания). Они приняли участие в молодежном семинаре «Демократия в действии». Поездка эта стала возможной благодаря содействию депутата Государственной Думы, бывшего посла в Америке В. П. Лукина. А предложила осуществить этот совместный проект с участием российских и американских школьников некоммерческая образовательная организация США «Фонд независимости долины Форж» в рамках программы «Открытый мир». Сегодня мы публикуем впечатления ребят о состоявшейся поездке. Удалось нам услышать и короткий отзыв В. П. Лукина об одинцовских школьниках.
О. Богатова:
«Свобода — это всё, что не запрещено»
…Наше путешествие – это не только цепочка событий, ярких, увлекательных, но и грандиозное удивление вместе с радостью. Удивление всему, что окружает тебя, удивление вдвойне от того, что ты постоянно вспоминаешь Россию и сравниваешь, хотя бы и невольно, нехотя. Сравниваешь и изумляешься…
Сотрудник лагеря, человек, который завтра будет стоять на кафедре или определять для тебя экскурсионный маршрут, сегодня запросто садится в соседнее кресло, устраивается поудобнее, рассказывает про свое любимое мороженое…Он может утром, еще до начала занятий, встретить тебя на улице и отправиться вместе с тобой на прогулку, удивляться дикой землянике на поляне, может вспоминать детские считалочки, одинаковые, как оказалось, и в России, и в США, а потом опаздывать на завтрак вместе с тобой и… плакать в аэропорту. Тоже вместе с тобой.
Удивляет и открытость любого человека, — на улице ли, в магазине. Ты можешь просто скользить взглядом по лицам людей, идущих тебе навстречу, и они обязательно улыбнутся. Просто так. Просто потому, что именно сегодня, именно здесь ты прошагал. Это не просто улыбки, это какая-то доброта, открытость, славность. Может быть, именно поэтому в Соединенных Штатах почти не встречаются заборы выше декоративных? Многие памятники и монументы, опять же, не ограждены для того, что бы ты мог прикоснуться к истории, дотронуться до нее, посидеть на ее коленях, пожать ей руку… Приблизиться к пониманию самой страны. Удивляет и огромное количество символики: в лагере, где мы провели несколько дней, американские флаги можно было найти не только в качестве памятных знаков у монументов, но и на подоконниках, в цветочных горшках, на зданиях, на столах, в помещениях… Американцы воспринимают это, как само собой разумеющееся.
Так же часто, как флаг, можно увидеть или услышать слово свобода. Freedom. Но понимание свободы в Соединенных Штатах в корне отличается от нашего, российского. Для Штатов свобода – это все, что не запрещено. Так говорит и Конституция США, и большинство законов, определяющих, как правило, рамки, за которые нельзя выходить, путем описания этого самого «нельзя». Ты можешь делать все, что угодно, — ТЫ свободен. В России же свобода – это совсем другое. ТЫ свободен, ты точно знаешь, что тебе можно и должно делать. Еле заметная разница, но сколько она значит…
Мне часто вспоминается сочетание «гражданин мира». У нас появилась возможность почувствовать себя таковыми. Ощутить или же задаться вопросом: чем мы отличаемся друг от друга? Да, приходит понимание того, что язык – это всего лишь условность. Что объясниться ты сможешь с любым человеком – французом ли, американцем ли. Но когда ты не можешь найти слово, перебираешь фразы, произносишь похожие слова, тебе кивают, жестикулируют… Слово найдено! И это твоя и его, не говорящего на твоем языке, победа. Ваша общая маленькая победа, которая сближает.
Со временем ты уже не мыслишь себя без ежевечерних дискуссий на двух языках, без объяснения такого простого русского языка на утренних прогулках, без желтого школьного автобуса. Привыкаешь к улыбкам. И гордишься за принадлежащую тебе хотя бы немного свободу и независимость. Привыкаешь. А потом, вернувшись домой, когда домом уже называешь всю огромную Россию, потом еще несколько недель спишь, захватывая две ночи – московскую и атлантическую, по привычке мысленно переводишь время, улыбаешься флажку, появившемуся на рабочем столе, и ждешь...
А. Осокин: «Планета одна на всех»
Мы вылетели из аэропорта Шереметьево-2 в семь часов утра. Перелет был очень долгим: четыре часа — до Парижа, два часа ушло на пересадку, восемь — через Атлантический океан до Филадельфии. Но и это было очень интересно и непривычно. Мы убедились, что даже такое дальнее путешествие может быть комфортным и увлекательным.
В Филадельфии нас встретили, и мы за полчаса на школьном автобусе приехали в лагерь «Freedom`s foundation». В тот день все очень устали и рано легли спать.
Знакомство с лагерем состоялось на следующий день. Необыкновенно чистый и ухоженный лес. По территории лагеря бродят олени, но близко к себе эти красивые животные не подпускают. Много земляники, которую почему-то никто не собирает. Очень уютные корпуса. Баскетбольные площадки и теннисные столы так же, как и у нас, привлекают азартных спортсменов всех национальностей. Именно спорт помог сразу преодолеть все барьеры между разноязыкими участниками программы.
На следующий день мы посмотрели бейсбольный матч. Я много слышал об этом культовом американском виде спорта, но, если честно, такой скучной игры я еще не видел. Побывали мы и на барбекю в гостях у сенатора Курта Велдена, организатора поездки с американской стороны. И опять веселый волейбол и плавание в бассейне создали атмосферу полного взаимопонимания.
В понедельник приехала оставшаяся группа американских ребят. Мы сначала присматривались друг к другу, но очень быстро поняли, что несмотря на различия во вкусах, например, в еде (то, что нам рекомендовали попробовать американцы, мы есть не могли) и привычках (бейсболки они носят совсем не так, как мы, и на лекциях кладут ноги на стол), мы все — люди одного поколения. И интересы у нас похожие и близкие. Нельзя все обобщить и сказать, что американцы такие или этакие. Они — разные. Хотя в большинстве своем очень непосредственные и открытые к общению. И часто они спорили не с нами, а между собой. Запомнился мне такой спор, например, о войне в Ираке. Все ребята из американской группы были интересными и вдумчивыми собеседниками. Мы с удовольствием обсуждали с ними самые разные темы. И самоуправление в школах, и музыкальные новинки, и судебные системы двух государств, и пристрастия к машинам (права у них получают раньше чем у нас, в 16 лет). Темам не было конца. Мы очень сдружились, обменялись адресами. И уже сейчас пишем друг другу по электронной почте о том, как скучаем по нашей дружной команде.
Во вторник начались занятия по программе. Сначала перед нами выступили профессора американских университетов Брюс Мэрфи и Ф. Грэхэм Ли. Они очень подробно и доходчиво рассказывали нам об американском подходе к демократии. А вечером состоялся саммит на тему «Свобода». Было очень интересно и увлекательно. Рассуждали о документе, принятом Конгрессом США после трагических событий 11 сентября. Документ касался антитеррористической программы. Мы обнаружили, что взгляды на многие общечеловеческие и общеполитические проблемы русских и американцев совпадают. Хотя в деталях могут и расходиться, то есть цели одни, а подходы и методы их решения отличаются. Например, нашей группе достался пункт о принудительной регистрации иностранцев, прибывших в США. Мы рассказали, как это происходит у нас в России и какие это вызывает проблемы и у власти, и у граждан. Но в то же время обсудили необходимость мер по контролю за миграцией разных слоев населения, в результате — обо всем смогли договориться. Так бы и нашим политикам! Организаторы саммита пообещали нам, что наши соображения и доводы будут доложены Сенату, и они, возможно, будут приняты к сведению.
На следующий день нам рассказывали о свободном предпринимательстве в США. Возможно, полученная информация в будущем поможет кому-нибудь из нас начать свое дело и добиться успеха на нелегком поприще бизнеса.
Вечером на экскурсии по колониальной Филадельфии мы видели много интересного. Мне запомнился Колокол Свободы — исторический и очень значимый символ американской демократии. Мы увидели бывшее здание Сената и суда, где были приняты Конституция США и Декларация независимости.
На следующий день мы покинули гостеприимную Пенсильванию и переехали в Вашингтон. Здесь нас также ждало немало интересного и запоминающегося. Фотографии на фоне Белого дома и Капитолия, которые мы привезли из поездки, напоминают нам теперь о тех увлекательных и очень познавательных экскурсиях. Во время одной из них мы встретились с В. П. Лукиным. Он поинтересовался нашими впечатлениями и пожелал нам удачи. А вечером, на приеме в российском посольстве, мы вместе с нашими американскими друзьями любовались красивыми мозаиками и витражами. Атмосфера в посольстве была очень теплой и родной.
Пришло время прощаться. Разъехались американцы: кто в Аризону, кто во Флориду и Небраску, кто-то вернулся в Пенсильванию. А нас ждал самолет авиакомпании Air France.
Впечатления от поездки еще очень свежие, и, конечно, мне предстоит еще многое осмыслить, понять, на что-то посмотреть со стороны. Но я думаю, что самый главный вывод я уже сделал… Мы все — люди одной планеты. У нас она — одна на всех. И ценности у нас общие. Поэтому по всем вопросам мы можем и должны находить мирные и конструктивные решения.
В. Подшибихин:
«Нас посадили за парты»
Путешествие мое началось с небольших приключений. Дело в том, что мне и двум другим участникам конференции, Александру Чиркину и Татьяне Рассохиной, к сожалению, не хватило места в самолете. Поэтому пришлось лететь чуть позже, другим рейсом. И уже не как всей группе — через Париж, а через Лондон. В Лондоне нас, конечно, встретили и проводили до места. Но это событие только усилило впечатление от поездки.
Итак, мы приехали чуть позже (было уже больше десяти часов вечера), но все равно американцы были готовы к нашему приезду. Ребята были очень рады тому, что наконец-то вся группа в сборе. Так как основные мероприятия намечались на 14 июля, а мы приехали 12, то первые два дня просто-напросто отдыхали. Ездили на бейсбол, играли в разнообразные игры прямо в лагере. Были в гостях у Курта Велдена, человека, который сыграл одну из самых главных ролей в организации и проведении всей конференции. Он пригласил нас к себе в гости на виллу, на барбекю. Познакомились с его дочерью Карен, которая с каждым из нас, детей из России, еще перед поездкой побеседовала по телефону.
В гостинице нас поселили так, чтобы в каждом номере был представитель как от одной, так и от другой стороны. И это правильно, мы постоянно общались друг с другом на английском языке. Именно с этого дня началась настоящая учеба. В течение трех дней были интересные, занимательные и познавательные уроки. Можно сказать, что в Америке нас посадили за парты. У нас не было ни одной свободной минуты. Все время — уроки, которые проводили доктора различных наук.
Дальнейший наш путь лежал в Вашингтон, где мы остановились в классной гостинице, но и там свободного времени не было. За эти короткие два дня мы посетили: Белый дом, Капитолий, мемориалы известных американских президентов Линкольна и Джефферсона, а также памятник погибшим во Вьетнаме солдатам, Вашингтонский монумент, или, как его называют, шпиль и Конгрес-холл, где мы встретили Владимира Петровича Лукина, чья заслуга в организации этой поездки просто неоценима. Также мы смогли увидеть наше посольство на территории США и Русский дом, после посещения которого действительно запахло домом. Американские ребята улетели на рейс раньше. А нас проводили, посадив в самолет в аэропорту в Филадельфии, до которого мы добирались из самого Вашингтона.
Обратно мы летели через Париж, но уже без всяких приключений...
В. П. Лукин: «Наши ребята — в порядке»
— Я действительно рад, что смог выполнить свое обещание и встретиться с ребятами в Вашингтоне. Сразу скажу, что впечатления о них — самые наилучшие. Я беседовал с Куртом Велденом и спросил у него о том, как там наши ребята. Он сказал, что все в порядке. Большинство из них неплохо говорят по-английски, они оказались очень умными, интеллигентными людьми, задавали ясные и очень интересные вопросы и активно участвовали в дискуссиях. Курт считает, что у нас в России растет очень хорошее поколение молодых людей. Мне, естественно, это было очень приятно слышать, потому что я в какой-то мере отвечал за то, чтобы с ребятами все было в порядке.
Так получилось, что они ездили по своей программе, а я в эти дни тоже был очень занят. Был в Конгрессе, в Белом доме, в Совете Национальной Безопасности… Конечно, хотелось бы повидать ребят на приеме в посольстве, но возникали трудности — я улетал раньше. Решил придти инкогнито в американский Конгресс, чтобы застать их. Так и вышло. Они стояли кучкой в коридоре, я подошел и, почти пугая их, спросил: «Ну, ребята, как вы здесь?» Нетрудно представить себе их реакцию. Русского языка они услышать не ожидали, хотя теоретически понимали, что наша встреча возможна. Все были приятно удивлены. Мы поговорили, о том, как они живут, чем занимаются. Все выразили полное удовлетворение поездкой, встречами и беседами.
У меня сложилось впечатление, что наши ребята — в порядке. Чем больше они узнают мир, чем шире будет их кругозор, тем больше они будут любить свою страну.
18.190.176.176
Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
82
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в: