Песни и пляски стратегического назначения
09 июля 2003, 15:51
![](/img/2013/12/nr/000233.jpg)
Музыканты с древности, со времен фаланг и когорт, входили в состав всех воинских подразделений. И не только для того, чтобы боевой дух поднимать. Музыка долгое время была единственным оперативным средством управления боем - практически до начала ХХ века.
В ХХ веке появились армейские телефоны, полевые радиостанции, да и война стала другой - более жестокой, сугубо рациональной. Кивера и ментики сменились стальными касками и формой цвета хаки, музыкантам на таком поле боя места больше не было.
Но совсем складывать на землю трубы и барабаны им не пришлось. Выяснилось, что некогда вторичная задача военной музыки - поднимать боевой дух своих войск - в условиях массовой и жестокой войны приобрела значение первостепенное. Оказалось, что жанры можно разнообразить, - не только бравурный гром духовых способен поднять человека в бой, это вполне может получиться и у женщины, поющей под баян, - вспомним знаменитый "Маленький синий платочек". Главное - талант и умение говорить с людьми (и даже целыми народами) на языке их душ. У многих военных музыкантов такой талант развит чрезвычайно, и вклад их в общую победу порой трудно бывает переоценить. Давайте опять вспомним - Краснознаменный ансамбль имени Александрова с великой "Священной войной", джазовый ансамбль Гленна Миллера, ставший символом Америки, воюющей с фашизмом, - это был оркестр военно-воздушных сил США. На всех континентах, у всех народов, во всех родах войск собственные артисты - духовой ли оркестр или джазовый, танцевальный ансамбль или хор - всегда гордость, всегда символ, всегда знамя. И "Красная звезда" - не исключение.
![](/img/2013/12/nr/000234.jpg)
И при всей "звездности" ансамбль продолжает оставаться по-настоящему военным, по-настоящему боевым. Две поездки по Афганистану (в 1984 и 1987 годах) с выступлениями перед советскими военнослужащими. В 1987 году "Красная звезда" несколько раз гастролировала в зоне аварии на Чернобыльской АЭС. Поездки в Чечню и Дагестан - и во время первой, и во время второй чеченских кампаний. И, конечно, великое множество поездок по стране, по частям и гарнизонам - от Калининграда до Камчатки, от Новой Земли до Памира.
В марте "Красная звезда" отметила свое 25-летие выступлением на главной концертной площадке страны -в концертном зале имени П.И. Чайковского. На этом концерте мне довелось побывать.
Впечатления такие. У РВСН, как у одного из самых молодых родов войск, - и один из самых современных ансамблей. В состав хора была введена и успешно "прижилась" женская группа - это стало первым прецедентом в истории армейских ансамблей песни и пляски, позволившим значительно расширить исполнительские возможности хора, обогатить его репертуар. Здесь споют на английском сюиту из мюзикла и сыграют на... косе, стиральной доске и граблях - настолько же элегантно. С хором, великолепно исполняющим русские народные песни, соревнуются танцоры, чьи пляски - казачьи, кубанские, матросские, русские народные - не менее великолепны.
![](/img/2013/12/nr/000235.jpg)
Словом, столица принимала "Красную звезду" точно так же, как дальние окраины страны, как далекие страны Запада и Востока - овациями и цветами. Это успех, успех заслуженный, успех по труду. 25-летие ансамбля совпало с 30-летием творческой деятельности художественного руководителя и главного дирижера ансамбля, народного артиста России, полковника Анатолия Бажалкина, возглавившего коллектив 20 лет назад.
18.221.172.50
Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
21
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в: