"С МКС Одинцова не видно!"

16 апреля 2003, 15:48

Накануне Дня авиации и космонавтики мы отправились в Звездный городок. Повод был что надо - поздравить с этим замечательным праздником одинцовского космонавта номер три Валерия Григорьевича Корзуна. Почему номер три? Дело в том, что наш район тесно связан с жизнью трех космонавтов. Именем Титова назван ЦУП российской космической спутниковой группировки в Голицыно-2 (Краснознаменск) - Герман Степанович возглавлял этот Центр. Еще двое - Павел Романович Попович и Валерий Григорьевич Корзун, будучи летчиками, проходили службу в 234-м гвардейском Проскуровском полку, базирующемся на аэродроме в Кубинке. Позднее полк преобразовали в 237-й Центр показа авиационной техники, который и поныне гордится своими питомцами Поповичем и Корзуном, также, как и знаменитыми пилотажными группами "Русские витязи" и "Стрижи".
- Валерий Григорьевич, видно ли взлетную полосу аэродрома в Кубинке из космоса?
- Увы, нет, не видна Кубинка, не виден и Одинцовский район - дело в том, что крайняя северная точка, которой достигает МКС, находится на широте Воронежа. По земле до Москвы - 500 километров, а наклонная дальность - и вся тысяча. Однажды удалось все же увидеть Москву, причем в очень необычном ракурсе - прямо за ней переливалось великолепное северное сияние. Вид был просто фантастический.
- А что для вас Кубинка и 234-й гвардейский Проскуровский полк, отметивший в этом году 65-летие? Кстати, вы ведь присутствовали на этом юбилее.
- Название полка я узнал позже. А вот о том, чтобы попасть в Кубинку, мы мечтали еще курсантами. У инструкторов Качинского летного училища даже присказка была: "Хулиганить вы будете в Кубинке, а здесь чтоб летали так, как положено!" Кубинка для меня - это моя молодость, прежде всего, это лучшие годы моей жизни. И если сейчас, после двух космических полетов, сопоставлять, какое же время для меня было более счастливым - когда я находился в отряде космонавтов или когда летал в Кубинке, я выберу второе. Кроме того, Кубинка - это знаменитейшие летчики, настоящие мастера, асы, на которых мы всегда хотели быть похожими. Басистов, Аведиков, Плужник, Кудрявцев, Чернов, Грабовецкий - это далеко неполный список, его можно долго продолжать. И когда на празднике полка мы смотрели групповой пилотаж в исполнении сегодняшних летчиков, - я, конечно, не мог оставаться равнодушным, эмоции переполняли. Но были и очень грустные впечатления от посещения родной части - неприятно поразило нынешнее состояние городка, разбитые дороги, заброшенность. И еще - тишина. Вот эта тишина на аэродроме - самое плохое. Я помню те времена, когда здесь с непривычки заснуть было трудно - ночью и днем, утром и вечером, целыми неделями напролет ревели реактивные двигатели..
- Небо для вас открылось как-то на удивление быстро: сразу после школы - летное училище. А вот космос не пускал к себе долгих девять лет, куда вошли и учеба, и ожидание, и несколько отмененных проектов, и злосчастное кресло, оказавшееся на два сантиметра короче вашего роста - из-за него в свое время вас нельзя было включать в состав длительных экспедиций. Трудно было ждать своего полета?
- Переживал, конечно. Но время не было потрачено зря. Ведь я не сидел без работы - я прошел курс командира корабля-спасателя, работал в ЦУПе, приобрел немалый опыт, который впоследствии оказался очень полезен. Хотя я и не фаталист, но считаю, что, видимо, такова уж была моя судьба. Зато впоследствии я попал в очень интересную программу, и теперь уже жалеть совершенно не о чем.
- Летчик самолетом управляет, космонавт ракетой - нет. Не страшновато ли ощущать себя живым снарядом, которым выстреливают в небо ракетчики?
- Конечно, страшно. Ведь мы сидим фактически на огромных бомбах - кислородно-керосиновой российской, водородно-кислородной американской. Но надежда на систему аварийного спасения есть всегда. В случае, если происходит что-то непредвиденное, она срабатывает автоматически. Дважды российская система показывала себя в действии - Лазарев и Макаров провели ее испытания, а у Стрекалова и Титова произошла реальная авария на старте, но САС сработала, и они спаслись. Кстати, наша система рассчитана на спасение из любой точки траектории полета. А вот на американском шаттле - от нуля до 10 000 метров при взлете, и с 10 000 до нуля при посадке.
- Шаттлом "Индевор", на котором вам довелось летать, управляли, конечно, американцы. Но все же - каковы ваши впечатления как летчика от этой машины?
- Ощущения, действительно, вполне "самолетные". При входе в атмосферу челнок в автоматическом режиме совершает два левых, два правых поворота поочередно - таким образом, гасится скорость. А за три минуты до посадки командир берет управление на себя, строит посадочный маневр и сажает корабль. Машина маневренная, все действия выполняет в интенсивном режиме. Глиссада снижения очень активная, шаттл идет к земле под углом в 20 градусов. Приземление мягкое, и практически не ощущается.
- А что за люди американцы? Мне кажется, вы должны лучше многих разбираться в особенностях их национального характера.
- Ну что о них рассказать? Все они - очень большие патриоты. Любят свою работу, свою страну, свои семьи. Очень всем этим дорожат. Многие из астронавтов, кстати, являются ветеранами войн и различных конфликтов. 90 процентов их астронавтов имеют правительственные награды за участие в боевых действиях. Допустим, Норман Тагард - ветеран вьетнамской войны. Многие из тех, кто помоложе, - участники "Бури в пустыне". Мы разговаривали с ними на тему войн. Они прекрасно осознают, что война - скверное дело, нехорошее. Знают, что после бомбардировок остается множество убитых и искалеченных, знают, как сильно страдает гражданское население. А когда я задал вопрос: "Ну, а если страна прикажет - пойдешь воевать вновь?" Ответом было: "Да, я солдат, я должен выполнять". Но практически так же вам ответят и российские военные летчики. Я вообще считаю, что если ты не согласен с политикой правительства, то ты не должен служить в армии. А если служишь - значит, обязан выполнять те приказы, которые тебе отдают.
Мне очень нравится то, как американцы работают - как летчики, как операторы. Очень спокойно, уверенно, с юмором. Было ощущение, что они просто на компьютере играют, а не управляют стыковкой двух махин - стотонного шаттла и сташестидесятитонной МКС.
- Америка отказалась от предоставления помощи России в строительстве дополнительных кораблей для поддержания работы МКС. У них действительно так плохо с финансами?
- Вопрос не совсем по адресу, но ответить могу - с финансами у них как раз все хорошо. Другое дело, что финансирование МКС - дело не только Америки и России, но и шестнадцати стран, входящих в проект, в числе которых - Канада, Япония, государства Европейского союза. И, кроме того, буквально вчера здесь, в Звездном городке, проходила конференция, на которой представитель НАСА подтвердил, что финансирование, несмотря на все трудности, будет налажено, и программа МКС продолжится.
- Астронавт Джерри Линенджер, с которым вы летали на "Мире", уйдя из НАСА, написал мемуары, в которых изрядно "прикладывает" российскую космонавтику, причем, судя по всему, порой вполне по делу. Не думаете ли вы тоже создать что-либо подобное, так сказать, "наш ответ Чемберлену"?
- Читал, знаком. Каждый предмет ведь можно рассмотреть под разными углами зрения, очень многое зависит от того, с каким настроем человек подходит к делу. Что он склонен запоминать - плохое или хорошее. Я быстро забываю плохое, но, если бы ставил перед собой цель показать какие-то неприглядные стороны американской космонавтики, поверьте, тоже бы кое-что нашлось. И хотя я не согласен с Линенджером по многим оценкам фактов, допустим, того же пожара на "Мире", сеанса связи, прошедшего после него, вступать в дискуссию не намерен. Если писать - то только свои впечатления, мне же припоминается в основном хорошее. Да и пишут мемуары обычно на исходе жизни, я же не считаю, что до них дозрел.
- Одинцовцы очень гордятся космонавтами, служившими или работавшими у нас, но при этом мечтают заиметь когда-нибудь стопроцентного земляка на орбите - ведь Титов родом с Алтая, Попович - из-под Киева, вы родились под Ростовом. Как считаете, есть у нас шанс?
- А почему же нет? Это очень просто. Нужно только соответствующее образование, мечта, цель, к которой надо идти, стараться ее достичь. И тем мальчишкам и девчонкам, которые сегодня мечтают о космосе, вполне под силу может оказаться полететь гораздо выше и дальше нас.
- Последний вопрос - на засыпку. С какой стороны скафандра - с правой или левой - крепится при выходе в открытый космос звезда Героя России?
- (Смеется) Как и положено, в соответствии с 250-м приказом о форме одежды - слева!

3.145.102.18

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
149
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи