Благовест

29 января 2003, 15:31

"Мир может измениться"


Из интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II журналу "Экономические стратегии"
- В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви говорится: "Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в их земном благополучии". Как Русская Православная Церковь оценивает происходящие в России и мире политические, экономические и социальные процессы?
- Наше время изобилует тенденциями, которые не могут не беспокоить Церковь. В первую очередь тревожит то, что предаются забвению два тысячелетия христианской истории, в течение которых многие люди самоотверженно пытались строить мир на основе слов Христа Спасителя, прозвучавших на заре новой эры: "Любите друг друга" (Ин. 13, 34). Испытанный временем миропорядок, ставивший во главу угла принцип суверенитета государств, сменяется новым, декларирующим общую ответственность народов за судьбы человечества. Однако эту естественную перемену многие пытаются использовать в своих узко-эгоистических целях. Немногочисленные высокоразвитые в экономическом и военном отношении государства пытаются диктовать свою волю большинству населения мира и переустраивать этот мир, исходя лишь из собственных интересов. Едва ли это способствует становлению мирной и гармоничной жизни государств и народов - напротив, мы видим все возрастающее число локальных конфликтов, многие из которых продолжаются многие годы. Существуют целые поколения людей, никогда не видевшие мирного неба над головой! Страшно и другое - сегодня войны обычно ведутся не с целью защиты народа, а с целью обеспечения экономических интересов. Силой оружия завоевываются рынки, и война из "продолжения политики" стала "продолжением экономики".
Говоря о социальных проблемах, следует признать факт крайней поляризации общества во многих странах, включая Россию, а также в глобальном масштабе. С ослепительным богатством подчас соседствует ужасающая нищета. Мир, безопасность, эффективно работающие социальные программы являются сегодня достоянием немногих в мире. Пять шестых населения Земли оказываются выброшенными на обочину "прогрессирующей цивилизации" и не могут обрести достойные условия жизни. Все большее распространение получает практика финансовых спекуляций, в результате чего стирается зависимость доходов от затраченного труда. Все это, несомненно, не способствует установлению согласия, создает напряженность, провоцирует конфликты.
Разрешение накопившихся противоречий лежит не столько на путях социальной работы, пусть даже эффективной и обеспеченной огромными средствами, сколько на путях нравственного преображения личности. Святитель Иоанн Златоуст на вопрос о причине социального неравенства ответил: "Бог наделил нас своими благами в разной степени для того, чтобы мы могли помогать друг другу". Мир может измениться, если помощь обездоленным, престарелым, больным, нуждающимся сделается нравственным долгом каждого члена общества.
- Что Вы можете сказать о православной философии хозяйствования, его основных нравственных принципах?
- Хозяйственная деятельность человека - это исполнение Божией заповеди, данной нашим прародителям в раю: заповеди возделывать и хранить землю (Быт. 2, 15), творчески преображать окружающий мир, становясь сотворцом и соработником Создателя. С другой стороны, необходимость "со скорбью... питаться от земли во все дни жизни" (Быт. 3, 17), "в поте лица... есть хлеб" (Быт. 3, 19) стала следствием грехопадения прародителей. Эта антиномия творчества и борьбы за существование пронизывает собой всю историю человечества.
Хозяйственная деятельность не должна быть автономизирована от истинных, вечных нравственных законов. Обольщение деловым успехом и материальными благами ведет к мнимому торжеству рассудка, удаляет человека от Творца, вызывает стремление обустроить жизнь без Бога. Подобные устремления всегда заканчивались плачевно. Попытка построения башни до небес, предпринятая древними жителями Вавилона, стала нарицательным обозначением человеческих усилий, направленных на построение горделивого жизненного уклада, в котором люди якобы не нуждаются в Боге.
Да, нам нужно заботиться о своем пропитании, о своих семьях, о достойном уровне жизни. Церковь отнюдь не отрицает важности этого. Но экономическая деятельность приобретает высший смысл именно тогда, когда забота о себе перестает быть главной, когда она уступает место служению людям. В этом случае труд перестает быть лишь способом добывания средств и становится соработничеством Богу, способствует исполнению Его замысла о мире и человеке.
По словам святителя Иоанна Златоуста, "никто не может достичь чего-либо своим трудом, не сделав в то же время ничего для другого". Иными словами, мы трудимся не только для того, чтобы не обременять других, но и для того, чтобы подавать нуждающимся, заботиться о тех, кто сам не в состоянии заработать себе на жизнь. Только такая мотивация может сделать человеческий труд полноценным, подлинно успешным, приносящим внутреннее удовлетворение и радость.
- Какой может и должна быть личная стратегия жизни православного христианина в современном мире?
- Кратко об этом можно сказать словами Псалтири: "Уклоняйся от зла и делай добро" (Пс. 33,15). Каждое решение, которое приходится принимать христианину, должно быть ответственным, взвешенным. Он должен очень четко представлять, насколько тот или иной поступок будет способствовать его нравственному возрастанию и благу ближних - особенно людей, в силу тех или иных причин вверенных попечению этого человека. И конечно, ни при каких обстоятельствах христианин не вправе поступаться тем, что для него дороже самой жизни - верой и следованием Божиим заповедям.
- С тревогой и волнением наблюдаем за процессами, происходящими в мире. Возможно ли, во избежание роковых конфликтов и с целью защиты христианской цивилизации, объединение христианских Церквей?
- После столетий разделения между христианами вряд ли легко будет объединить в одну Церковь православных, католиков и протестантов разных конфессий. За это время успели появиться принципиальные различия в вероучении, нравственных нормах, молитвенной практике. Но мы помним: Господь Иисус Христос дал Своим ученикам заповедь о единстве. Поэтому нам нужно поддерживать диалог и сотрудничество между христианами разных исповеданий.
Современный мир остро нуждается в нашем общем свидетельстве о Христе словом и делом. Это становится особенно актуальным перед лицом нынешних мировых процессов, которые зачастую зиждутся отнюдь не на высоких ценностях христианской морали и, как результат, ведут к таким негативным последствиям: росту терроризма и преступности, распространению в обществе всяческих пороков, что уже сейчас пагубно сказывается на будущем человеческой цивилизации. Русская Православная Церковь всегда стремилась к соработничеству с различными христианскими конфессиями, а не к отношениям "религиозной конкуренции", которые, к глубокому сожалению, сейчас навязываются нам Ватиканом и протестантскими миссионерами

3.14.251.103

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
45
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи