Судьбы людские

16 ноября 2002, 15:10


"Считаю долгом думать о других"


1945 год.  Встреча с однополчанами после тяжелого раненияВалентина Андреевна повернулась ко мне и я, забыв про обязательное "Здравствуйте", ахнула: "Какая вы орденоносная!". "Да чего уж там, просто настоящая фронтовичка", - последовал ответ.
СКОЛЬКО РАЗ слышала она один единственный вопрос: "Как было там, в горниле страшной войны?" Больно, мучительно вспоминать, но это - страницы ее жизни, которые не перепишешь набело... Родилась в дагестанском городе Махачкала. Там же закончила фельдшерское отделение медицинского техникума. В начале войны, в 41-м, работала в госпитале. В 42-м попросилась на фронт. Боевой путь начала 17-летней девушкой на Северном Кавказе в составе 58-й армии. Участвовала в освобождении Донбасса, форсировании Днепра, в боях за Никополь, Николаев, Одессу, в освобождении Польши, штурме Берлина. Стоит ли вновь говорить, какие испытания выпадали тогда на долю девчонок переднего края войны - связных, медсестер, санинструкторов, фельдшериц? Сколько раз смерть дышала юной Валентине в лицо и отступала. "Сейчас кажется, что все это было не со мной, - говорит Валентина Андреевна. - Спасение жизней было святым делом. "Сестра, помоги", "Сестренка!" - и мы бросались в огонь и в воду, навстречу пулям и разрывам снарядов, чтобы уберечь раненых".
С фронта Валя часто посылала домой письма. Наизусть помнит одно из них: "Ты помнишь, мама, была у тебя такая красивая лодзинская шаль? Так вот, теперь я в Лодзи. Это мы ее сегодня освободили от фашистов. А в восемь часов утра я приняла у польки роды. Сына мать назвала в мою честь - Валентином. И пишу тебе из дома моего крестника. Горжусь, что этот боевой прорыв было приказано сделать нашей части. Ушанку у меня осколком разворотило, а сама ничего. Скоро будем в Германии". Ни слова, ни намека о дикой, нечеловеческой усталости, абсолютная уверенность в том, что все будет хорошо. Вероятно, эта уверенность и давала ей силы выстоять, вернуться в строй после ранения на Днестре, контузии в Польше. После тяжелого ранения в ногу (27 апреля в Берлине) однополчане мысленно похоронили "сестричку". Валю подобрали артиллеристы, и буквально чудом ей снова удалось избежать смерти.
День Победы гвардии лейтенант медицинской службы 266-го стрелкового полка прославленной 8-й Армии генерала В. И. Чуйкова Валентина Собко встретила в Берлине на госпитальной койке. Вместе с нашими бойцами здесь же лежали и раненые немцы...
В 46-м году с орденом Красной Звезды, орденами Отечественной войны I и II степени, медалями "За отвагу", "За взятие Берлина", "За освобождение Варшавы" и другими наградами Валентина Андреевна вернулась в родную Махачкалу. Дала себе зарок: никакой медицины - устала от крови и боли. Поступила на вечернее отделение физико-математического факультета Дагестанского пединститута, но спустя год перевелась в Московский государственный институт физкультуры (ныне - Академия физкультуры и, спорта). Берлинское ранение не заживало, грозила ампутация, и Валентина решила, что сама найдет способ, как спасти ногу. И, действительно, она справилась и с этим испытанием.
В 1951 году Валентина Андреевна Собко закончила специальные курсы по лечебной физкультуре и как одна из лучших учениц, была направлена на работу в лечебно-санитарное управление Кремля - санаторий "Барвиха". Бесстрашную фронтовичку не пугали имена, должности и звания тех, кто поправлял здесь здоровье. Вспоминает, как в 68-м поначалу не складывались отношения с Георгием Константиновичем Жуковым. Маршала привезли после инсульта, необходимы были специальный уход и физические упражнения, но он никого к себе не подпускал. В конце концов настойчивость и в чем-то даже жесткость медика Валентины Андреевны его "сломили". Методист лечебной физкультуры Собко заново научила полководца ходить.
Валентина Андреевна и сейчас полна жизненной энергии. "Я уцелела в той войне и считаю своим долгом сделать все возможное, что в моих силах, для тех, к кому не вернулось утраченное в тех сражениях за Родину здоровье. А также для тех, кто потерял тогда своих мужей, братьев, отцов", - говорит она. Забота Валентины Андреевны о людях отмечена трудовыми орденами: "Знак Почета" и Дружбы народов. Возглавляемая ею первичная организация ветеранов Барвихинского сельского округа - очень сплоченная. Валентина Андреевна находит время встречаться с однополчанами в Запорожье, Одессе, других городах, помогает как и чем может и им. Для сына Валентины Андреевны - Алексея, дочери Людмилы, внука - студента Ильи их мама и бабушка - самый лучший человек на земле. И она говорит о них: "Дай Бог всем таких". Личное, женское, семейное счастье тоже не обошло стороной. И это справедливо...
А. МИТРОНОВА.Фото из личного архива В. А. СОБКО.

"Жизнь прошла, тьфу-тьфу, неплохо"



· Старшина милиции Ф. Сухоруков во Внукове в день встречи первого космонавта Юрия ГагаринаКак-то много лет назад один знакомый посетовал: "Годков все прибавляется, а душа-то остается молодой. Тяжело это...". Тогда я с ним согласилась, однако теперь, приобретя больший жизненный опыт, готова поспорить: вечная весна души нам все же не в тягость, а в радость.
ФИЛИПП АНТОНОВИЧ СУХОРУКОВ. Родился 2 июня 1912 года. 90 лет, а по первому моему звонку был готов сорваться с места и приехать в редакцию: "Единственное - живу в Одинцове на Солнечной улице, в восьмом микрорайоне, и на железнодорожный мост трудно подниматься". "Так, может, лучше мы к вам?" - предложила я. "Милости прошу, буду рад".
О таких говорят: люди старой закалки. Несмотря на возраст, подтянут; в голосе - нет-нет, да промелькнут требовательные, строгие нотки; личные документы, семейные фотографии аккуратно, бережно хранятся. Вместе с тем - истинно русское гостеприимство: "Куда бы вам лучше присесть? Чем бы вас угостить?".
За что люблю общаться с нашими ветеранами, - это за их мудрые глаза, неторопливую речь и обращение, как к родной: "дочка", "внучка". С ними разговариваешь часами и уносишь с собой заряд мощной энергетики. Они буквально отдают частичку себя, чтобы мы стали сильнее.
У каждого своя дорога жизни. У Филиппа Антоновича она началась в крестьянской семье, в Калачеевском районе Воронежской области. Еще в детстве хлебнул лиха сполна. Умерли старшие братья Федор и Арсентий, революционная неразбериха, общая разруха, "насаждение" колхоза имени Красной Армии в родном селе, голод. В 16-летнем возрасте, чтобы выжить, с четырехклассным образованием уехал в Харьков. До 34-го года работал в городе плотником. Там был призван в армию. После двухмесячных курсов подготовки в Москве служивого направили в Министерство внутренних дел.
· Филипп Антонович сегодняСо службы в органах начался и самый главный этап судьбы Филиппа Антоновича. И стреляли в него, и ножи кидали - не запугали. Во время Великой Отечественной войны возглавлял отделение кавалерийского взвода, патрулировавшего Москву. Следили за порядком, ловили мародеров и других преступников, обеспечивали безопасность во время бомбежек. Не забывает ветеран, как в один из авианалетов осколком разворотило круп лошади, на которой он сидел, как лично задержал трех грабителей...
Служил в Кунцевском райотделе милиции, затем перевелся в первый городской отдел милиции Одинцова. В 1961 году ушел на пенсию в звании старшины. В том же году похоронил супругу Федосью Николаевну, одарившую его тремя дочерьми - Людмилой, Лидией и Галиной.
Тяжело переживая утрату близкого человека, Филипп Антонович снова устроился на работу. Еще почти двадцать лет он ездил в Москву, а потом (до 1985 года) трудился машинистом центральной отопительной системы на Внуковском заводе огнеупорных изделий.
На парадном, выходном, пиджаке Филиппа Антоновича - орден Красной Звезды, медали "За оборону Москвы", "За 20 лет безупречной службы" (от МВД СССР) и другие. Он не ворчит на жизнь. Благодарит за то, что его заслуги не забывают в МВД России, в Совете ветеранов правоохранительных органов и в УВД Одинцовского района (навещают, присылают поздравления, письма, выделяют материальную помощь). Не "скрипит" без причины, не жалуется на близких. После недавней кончины второй жены Ирины Захаровны и родной младшей сестры Варвары, его дочки - основная опора и поддержка. Они рядом: одна живет в Сетуни, две - в Одинцове. А еще у Филиппа Антоновича пять внучек, три правнучки и два правнука. С таким наследием, да руки опускать! "Желаю молодым милиционерам, всем молодым людям счастья и не бояться трудностей, - сказал перед нашим уходом ветеран. - Я сам старался работать только на совесть. И жизнь прошла, тьфу-тьфу, неплохо".
Его жизнь не прошла, - она продолжается. В передаче другим поколениям накопленных знаний, оптимизма. А еще он живет... огородом под окном. На охраняемых маленькой 14-летней собачкой Мушкой двух сотках растут кабачки, патиссоны, картошка, другие овощи, а также сливы, вишни. Филипп Антонович варит внукам варенье, квасит капусту. Не поверите, но на свою маленькую, огороженную заборчиком "фазенду" 90-летний хозяин спускается по лестнице из... кухонного окна.
А. МИТРОНОВА.Фото А. ЗАЙЦЕВА и из личного архива Ф. А. СУХОРУКОВА.

3.145.63.131

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
121
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи