Родники культуры

30 октября 2002, 15:05

С Вячеславом Ивановичем Павловым, заслуженным художником России, мы познакомились в день открытия его персональной выставки в Государственном историко-литературном музее-заповеднике имени А. С. Пушкина. Она совпала с празднованием 190-летия Бородинского сражения. И это неслучайное совпадение двух событий. Рисунки посвящены теме Отечественной войны 1812 года, вернее, образу Наполеона.
ТОТ ПРАЗДНИЧНЫЙ ДЕНЬ на территории музея-заповедника был до предела насыщен разнообразными торжественными мероприятиями. Действие перемещалось с улицы в музейные помещения и обратно.
Впечатления от увиденного обгоняли друг друга. И тем не менее выставка, как яркая вспышка молнии, озарила и приковала к себе взгляд. Она поразила своей необычностью. Естественно, захотелось поближе познакомиться с автором работ, его творчеством.
Уже один внешний вид сразу выдает в нем человека высокого искусства. Интеллигентность чувствуется во всем - в голосе, во внимании, с которым слушает собеседника, в речи и одежде. Чем дольше говоришь с ним, тем больше поражаешься многогранности личности и ее интересов. Вячеслав Иванович Павлов постоянно стремится сказать что-то новое в искусстве, освоить то пространство в художественном мире, где до него была "целина". И, судя по реакции коллег, искусствоведов, зрителей, ему это удается. Не последнюю роль в его профессиональном росте сыграли учителя, школа.
Вот что рассказал о себе в нашей беседе Вячеслав Иванович:
"В семье я представляю уже третье поколение художников. Первым был мой дед по линии матери - скульптор Григорий Васильевич Клычков. Это в его мастерской была собрана часовня, установленная под Плевной. Моя мама - Анна Григорьевна Павлова - театральный художник. Она работала и в Большом театре, и на студии "Мосфильм". Именно благодаря ее стараниям я с трех лет пристрастился к карандашу и краскам. Со стороны отца родственники в основном были предпринимателями, деловыми людьми. Возможно, от батюшки досталось такое свойство, как упорство в достижении цели, настойчивость.
В военном 44-м году в десятилетнем возрасте я пришел в Государственный исторический музей, где в то время работал кружок изобразительного искусства. Вела его удивительная женщина, одаренный художник - Вера Ефремовна Пестель. Она относится к когорте известных русских художников-авангардистов. С большой благодарностью вспоминаю о своей первой учительнице, которая сформировала мои взгляды на определенные направления и течения изобразительного искусства.
В 1952 году умерла Вера Ефремовна Пестель. Художник Е. С. Тейс привел меня в студию известного театрального декоратора И. И. Нивинского. Он в свое время расписал стены Музея изобразительных искусств, создал эскизы костюмов и декораций к пьесе К. Гоцци "Принцесса Турандот". Игнатия Игнатовича Нивинского не стало в 1933 году, но его студия была и остается прекрасной школой для многих российских художников. Там и я пристрастился к офорту и другим видам печатной графики. Несмотря на то, что в Строгановском училище учился на монументальном отделении, делал и фрески, и мозаические панно, мне ближе графика. Об этом написаны и книги: "Малые формы московского эстампа", "Век московского эстампа". Над серией рисунков, посвященных Наполеону, я работал два последних года. Приступая к ней, прекрасно осознавал, за какую сложную задачу берусь. Очень многие художники до меня обращались к этой теме - живописцы, иллюстраторы. Казалось бы, все уже сказано об этом человеке. Поэтому хотелось, чтобы мои работы не повторяли ничьи другие. Я стремился уйти даже от того, к чему сам шел долгие годы, - от собственных штампов. Мы больше привыкли к образу Наполеона - холодному, высокомерному, мнящему себя непобедимым. А тут он развенчивается, превращаясь в снегах России в простого, не лишенного слабостей человека. Важно было найти строй образов, который затем дал возможность развернуть картину исторических событий. Образ российского государства, армии, солдата передан через символ - двуглавого орла".
Завершая разговор с заслуженным художником России Вячеславом Ивановичем Павловым, мы снова вернулись к тому, что выставка проходит в заповедном месте - Больших Вяземах, которые немало повидали завоевателей, находясь на пороге Москвы. Здесь поневоле приходят на ум вопросы о добре и зле, на которые каждая новая эпоха ищет свои ответы. Пытается по-своему объяснить свое видение хода истории и художник Павлов. Его 150 рисунков - философских размышлений из новой серии, демонстрируют, как идея завоевания мира, желание привести его к единому знаменателю рассыпается в прах. А. Вакшеев сказал: "Истинный художник должен быть одновременно историком, философом и поэтом". Работы В. Павлова еще раз убедили в истинности такой оценки.

18.216.239.46

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
44
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи