"Голая икона" Казимира Малевича

03 августа 2002, 14:35

Еще в 1927 году искусствоведы отмечали: "О Малевиче у нас не пишут. Вероятно, потому, что наши присяжные искусствоведы никак не решат, что выражает его черный квадрат на белом фоне - расположение буржуазии или, наоборот, восхождение молодого класса пролетариата?! Так, товарищи, нельзя. Новые виды художественного труда требуют к себе иного, производственного подхода в критике" (Алексей Ган).
Квадрат - предельно свернутая сущность, форма множественности, первоэлемент его супрематического строительства. Вы схватываете сущность явления и предметы. Вы рисуете цветы, листья, не умея рисовать, но вы, искажая эти предметы, совершенно бессознательно выявляете самое главное - его сущность. А сущность не имеет фотографического сходства...
Начало ХХ века знаменует собой открытие первоэлементов в физике, химии, биологии и в других науках, - наука выявляет ген, электрон, расщепляет атом...
К. С. Малевич еще задолго до 1917 года принадлежал к самому крайнему левому крылу авангарда, выступал с теоретическими манифестами, полемическими статьями. Летом 1913 года впервые, пока еще совсем интуитивно, выявляется его беспредметная живопись в работе над футуристической оперой "Победа над солнцем". Со знаменитого "Черного квадрата на белом фоне" (1915 год) живопись Малевича развивается очень быстро и заходит за пределы художественной практики: "Я написал голую икону моего времени". "Королевское немногословно", - писал Малевич в 1918 году в своем открытом письме к К. А. Бенуа. Квадрат для него - иррациональный феномен, и он радовался его возможным значениям, создавая тем самым почти священную обстановку культовой тайны вокруг черного квадрата.
Весной этого года наше государство выкупило картину у разорившегося банка за 1 млн. долларов (деньги дал бизнесмен В. Потанин) для "Эрмитажа", хотя основная коллекция произведений Малевича хранится в "Русском музее". Директор "Эрмитажа" оказался авторитетнее руководителя "Русского музея". "Пусть же "Черный квадрат на белом фоне" К. Малевича будет самым черным и самым квадратным в "Эрмитаже", - заявил директор "Русского музея" по петербургскому телевидению...
В мае 2002 года, в очередную годовщину со дня кончины знаменитого художника, почитатели его творчества собрались в Немчиновке у Памятного Знака...
Умирая в Ленинграде (будучи прикованным к постели смертельной болезнью), Малевич, смотря в окно, с грустью задал одной из своих учениц риторический вопрос: "Увижу ли я еще мир супрематическим?" Недавно здесь, у площади Исаакиевского собора, была открыта "супрематическая" мемориальная доска художнику с "Черным квадратом".
Похоже, что предсказание Малевича сбывается в наши дни: влияние его художественных экспериментов на формирование художественного стиля ХХ века вышло далеко за пределы живописи и стало играть роль стимулирующего фактора в развитии живописи, архитектуры, дизайна... Их влияние и значение сегодня более неоспоримы, чем когда- либо раньше.
Когда-то Малевич написал на одной из своих книг, подаренной Д. Хармсу, посвящение: "Идите и остановите прогресс". Здесь речь идет о техническом прогрессе. И как тут не вспомнить слова академика Д. С. Лихачева о том, что ХХI век должен стать веком гуманитарной культуры, - технике должна быть определена четко служебная роль. Если этого не произойдет, если техника не займет "помогающее" человеку место, она начнет работать не на человека, а как бы на самое себя, - и тогда безудержный, неконтролируемый технический прогресс пожрет природные богатства, природу как таковую, а затем пожрет себя, смяв на своем пути и человечество. Это вернейший путь к самоубийству...
В.Цоффка, старший научный сотрудник музея-заповедника А.С. Пушкина.

18.221.8.126

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
146
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи