Пасха Христова 2002 г. Москва
27 апреля 2002, 13:12
Христос воскресе!
Праздник праздников
Много радостных и больших праздников празднует Православная Церковь, но самый великий праздник, "праздник праздников" - Пасха. В народе этот праздник еще называют Святым Воскресением. "Пасха" - слово еврейское и означает исход, избавление, происхождение. Различают две Пасхи - Ветхозаветную, связанную с воспоминанием об исходе иудеев из Египта и избавлении народа израилевского от мучительного и непосильного египетского рабства и Новозаветную Христову Пасху, в которой мы празднуем также избавление от рабства, но другого - рабства греха.
С первых же времен христианства праздновались неделя страданий и неделя воскресения Господа, причем определено и само время празднования именно после весеннего равноденствия, но не с иудеями. Возникшие было споры о времени празднования Пасхи прекратил I Вселенский собор, постановивший всем христианам праздновать Пасху в первый воскресный день после весеннего равноденствия и первого мартовского полнолуния. Этим и объясняется, почему Пасха празднуется не всегда в одно число.
Празднование Пасхи начинается с замечательной пасхальной заутрени. Раньше только самые маленькие дети да больные старики оставались в пасхальную ночь дома. По всем русским дорогам, в городах и селах спешили люди в эту ночь к церквам. А около церкви горели костры, смоляные бочки, в городах - цветные фонарики. Говорят, что пасхальная ночь такая безмолвная и тихая, как ни одна другая ночь в году. Все молящиеся зажигают свечи и ждут, когда священники в светлых рясах, с крестом, иконами, хоругвиями выйдут из церкви для того, чтобы крестным ходом обойти вокруг храма и как бы прийти к запечатанному гробу Спасителя.
Вот крестный ход идет кругом церкви, вот подходит к действительно закрытым дверям храма. В это время наступает 12 часов ночи, час, когда мы празднуем Воскресение Христа. Священник начинает петь: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав". И все входят в распахивающиеся двери церкви. И все радуются, и когда священник говорит молящимся "Христос Воскресе!", радостно отвечают "Воистину Воскресе!". Мы все целуем друг друга. Мы делаем это от того, что радость воскресения научает нас тому, что все люди - действительно братья между собою, потому что от радости мы больше не помним ни врагов своих, ни обидевших нас. Наш народ говорит, что если на Пасху кто умрет - (во время всей Пасхальной недели), то придет в рай, потому что на Пасху ад затворяется, а двери райские оставляются открытыми для всякого человека - и грешного, и доброго. Потому-то и в церкви у нас на Пасху Царские Врата никогда не закрываются, чтобы все знали, что никогда небо не бывает так близко от нас, как на Пасху.
Люди всегда думали, что на Пасху Христос с апостолами выходил в нищенском рубище странствовать по земле и приходил в дома к людям в виде странника или нищего, чтобы испытать наше милосердие. Вот почему мы все приготовляем на Пасху в таком изобилии всякие яства: и куличи, и пасхи, и яйца, и мясо, чтобы иметь возможность угостить всякого, кто войдет. Наш народ всегда особенно жалел тех людей, которые в Пасхальную ночь оказывались заключенными в тюрьмах. До революции царь на первый день Пасхи отправлялся по тюрьмам к заключенным и говорил им "Христос Воскресе!", и раздавал им подарки: куличи, пироги, мясо, яйца, а в царицыной золотой палате в это время кормили нищую братию.
Обычай обмениваться яичком очень давний. Христос дал нам жизнь, а яйцо - знак жизни. Мы ведь все знаем, что из яйца выходит маленькое живое существо. Окрашивается же в красный цвет оно потому, что Христос своей жизнью осветил жизнь. Вот все христиане и начали с тех пор на Пасху приветствовать друг друга красным яйцом как знаком вечной жизни. "Наше спасение, - говорит митрополит Сурожский Антоний, - зависит от чуда Божественной любви. Можем ли мы в этой любви сомневаться, когда знаем, чего эта любовь Богу стоила: жизнь Христа, смерть Христа, отверженность людьми, ужас Гефсиманского сада, когда Он ждал смерти, зная, что Его предал близкий человек, и что через несколько часов Петр - другой Его ученик - от него отвернется, и что все Его оставят умирать в одиночестве, умирать одного. Этим Он говорит: "Смотрите, и это Я на Себя принял... Я умер, чтобы вы поверили, что вы Богом любимы".
А мы, чем мы можем отозваться на эту любовь? Мы можем принять эту любовь благоговейно в сердца наши и всю жизнь превратить в живое благодарение. Не по необходимости исполнять заповеди, а сказать: "Господи! Твой путь- путь жизни. И надо любить каждого человека, как его возлюбил Бог - любой ценой и до конца. И если мы научимся так любить, то мир наш станет новым, придет и к нам Царство Небесное. Но для этого каждый из нас должен умереть, не телесной смертью, а отказом от себялюбия, от искания своего. Потому что воскреснуть в Вечную жизнь может только тот, кто сбросил с плеч, как старую ненужную одежду, все временное и тленное.
18.217.98.175
Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
91
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в: