Благовест
27 марта 2002, 12:50
НАША ДОРОГА К ОЧИЩЕНИЮ
Наступил Великий пост. Святая Церковь ввела нас в пречестные дни святой Четыредесятницы, "к очищению души и тела, к воздержанию страстей, к надежде воскресения".
Семь недель святого поста, стоящие преддверием великого праздника во славу Христа Спасителя, по выражению святых учителей Церкви, - лестница, по которой христиане должны восходить к духовным совершенствам. Сумевший и успевший пройти твердой стопой по этой лестнице способен принять в себя дары Святого Духа и созерцать величайшее таинство Христова Воскресения.
КАКОВ ЖЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ наш пост, чтобы он был угоден Богу и спасителен для нашей души?
Первое условие нашего говения и христианского поста - незлобие души. Человеку гордому, человеку немиролюбивому, строптивому не доступны утешения истинного поста. Когда душу нашу обуревают злые воспоминания и неблагожелательность, когда наше сердце беспокойно волнуется чувством гнева, мести и ненависти, то мы не постимся и не говеем. В этом состоянии человек, хотя бы уста его и повторяли слова молитв, а слух внимал церковным песнопениям, не замаливает свой грех, но усугубляет его. В этом состоянии человек - раб страсти. Истинный же пост возбуждает в душе чистейшие, благороднейшие чувства любви. Трезво и разумно проходит пред сознанием человека великость той цели, к какой он направил свою душу. Достижение этой цели обставлено величайшими качествами любви. На пути к этой цели желающему должным образом провести Великий пост нужно ни на минуту не забывать обязанности быть кротким. Кротость и уступчивость - это первые одеяния христианского поста. Умение сдержать гневный порыв, умение отдалить от себя зависть и соперничество, навык поступиться великодушно своими правами - это есть первое богоугодное начало поста христианского.
Продолжая идти в том же направлении, человек-христианин во дни поста должен выработать в себе еще ценное добродетельное качество - снисходительность. В забывчивости о своих личных недостатках мы часто являемся грозными и страшными к человеческим ошибкам и проступкам. Горьким словом, презрительным взглядом мы унижаем личность другого человека. Это есть тот грех, который губит любовь нашей души. Благо тому, кто во дни поста успеет сломать и сокрушить в себе этот грех и на его место водворит в душе благожелательность, дружескую услужливость и другие чистые и честные свойства Божественной любви. Таким образом, главное и первое условие поста - приобретение человеком любви к человеку. Любящая душа, озаренная светом благодати, украсится дарами Святого Духа.
Второе условие христианского поста изображено в следующих словах Самого Иисуса Христа: когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, лицемеры помрачают свои лица, чтобы явиться пред людьми постящимися (Мф. 6, 16). Лицемеры соблюдают правила поста и говения только напоказ людям, а не для Бога постятся.
Истинный пост должен быть предпринимаем для Бога, то есть для того, чтобы возможными душевными и телесными подвигами очистить душу от грехов, расположить ее к добру. Очевидно, такая душевная деятельность труднее, нежели лицемерное телесное пощение. Здесь человек находится в ежеминутном соприкосновении с своей совестью. Совесть постоянно напоминает человеку о смирении, о сокрушении сердца. Она постоянно показывает нашему сознанию душу в ее неприглядных положениях. Когда больной человек видит осязательно язвы на своем теле, очевидно, в нем является глубокое горе. Он скроет эту язву и не будет ее выставлять напоказ, как услаждение своего самолюбия. Так и сознание духовного несовершенства есть первый шаг в стремлении его исправить.
Третье условие христианского поста, по учению Евангелия, это постоянное мысленное обращение человека к небесному счастию, приобретенному для нас Иисусом Христом. По наставлению святой Церкви мы должны постоянно молиться и думать о том, как бы получить Небесное Царство. Нас крестили младенцами в купели затем, чтобы мы попали в это Царство. Нас подводили к чаше Христовой только за этим. Словом, молитва наша, и общественная и частная, есть просьба этого Царства.
Но чаще всего наша жизнь явно отрицает это стремление. У человека является в данном случае странное и непостижимое несогласие с самим собой. Это зависит от простой причины, от того, что многие из нас неясно, слабо и неопределенно представляют себе небесные блага и вообще душевные наслаждения. А между тем это представление небесного и чистого и составляет для человека истинное блаженство, истинный источник воды живой, про который беседовал Иисус Христос однажды с женой самарянской (Ин. 4). Мы, привыкшие вести расчеты только с настоящей своей действительностью, похожи на людей, которые утоляют жажду мутной и гнилой водой. Но это удовлетворение незаметно несет за собой ослабление и расстройство сил. Душа человеческая не может быть довольна настоящим, ограниченным, чувственным. Ей необходимо блаженство не на время, но навсегда. Когда мы истинно любим, нам хочется любить не на срок, но вечно, вечно - бесконечно.
Когда мы смотрим на небо, на полные текущие весенние воды, на прекрасный луг, на шумящий лес, то всегда в душе является не столько радости, сколько томления. Душа чего-то ищет, куда-то стремится, облекается в думы и воспоминания, скорбит и изнемогает. Мы слушаем вой бури, гром тучи, пение, музыку и испытываем то же самое, вместе и радость, и печаль. Что же все это значит? Это значит, что бессмертный дух наш, прикованный к страстной плоти, заключенный в беспорядок, суету и безобразие, слышит тогда стройный голос своей отчизны, видит, хотя неясно, неописанную красоту небесного блаженства, вспоминает свой нетленный, вечный рай. Итак, самое лучшее и высшее наслаждение наших чувств есть явное указание на небесное наслаждение. Пусть каждый из нас поставит за необходимость стремление к высшим духовным наслаждениям. В них, только в них и небо, и вечность, и рай, и самые люди как ангелы. Эти наслаждения чистые и святые; они успокоительно ведут человека посреди сени смертной: они вожделенное отечество нам подают, рая паки жителей нас сотворяя. Потому-то Спаситель в Евангелии предупреждает: не ищите сокровищ на земле, ищите их в небе, ищите от неба указанным способом, ищите вечных благ, которых ни моль, ни ржа не истребляют, ни воры не крадут и не подкапываются под них (Мф. 6, 19).
Вот урок матери нашей Церкви в день прощания нашего с грехами и суетой. Не будем учениками рассеянными и ленивыми. Этот урок весьма важен для тех, кто хочет говеть и кто хочет поститься...
В первые пять дней поста услышали мы грозный голос пророка Исайи против лицемерных постов и суеверного раскаяния. Именем Бога говорит пророк: "Ненавидит душа Моя ваш пост и вашу праздность. Когда прострете руки ваши ко Мне, отвращу глаза Мои от вас; если умножите моление, не услышу вас, потому что руки ваши хищнические... Отымите лукавство от душ ваших, перестаньте лицемерить, научитесь делать добро, избавьте обидимого, приютите сироту, утешьте вдовицу".
Вот в чем заключается истинный пост. Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне. Разрешим всякий союз неправды... всякое списание неправедное раздерем: дадим алчущим хлеб, и нищия безкровныя введем в домы...
И приступим Христу в покаянии вопиюще: Боже наш, помилуй нас.
И еще: Не соплетай на друга твоего зла. Не враждуй на человека туне... Господь гордым противится, смиренным дает благодать.
Итак, братия, по милости Божией будем поститься не телесно только, а главным образом духовно... Очистим свой ум бесстрастием, сердце - чистотой и волю - неуклонным исполнением своих христианских и человечески-потребных обязанностей. Да послужит всем нам пост, о чем и молится Церковь, во освящение и просвещение, в крепость и здравие души и тела, в погубление лукавых помыслов, помышлений и предприятий.
Протоиерей Валентин АМФИТЕАТРОВ.
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешения,
Да брат мой от меня не примет осуждения,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
А. С. ПУШКИН. Молитва св. Ефрема Сирина
Господи и Владыко живота
моего,
Дух праздности, уныния,
любоначалия и
празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия,
смиренномудрия, терпения
и любве даруй ми,
рабу Твоему.
Ей, Господи Царю,
Даруй ми зрети
моя прегрешения
И не осуждати
брата моего,
Яко благословен еси
во веки веков. Аминь.
ДОРОГА К ХРАМУ
ВСТРЕЧА "ЦЕРКОВЬ И МОЛОДЕЖЬ"
Эта встреча была организована по благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, Митрополита Крутицкого и Коломенского, силами православного молодежного центра при Гребневском храме, а также Комитета по делам молодежи, культуре и спорту Администрации Одинцовского района. Участники собрания приняли живое участие в обсуждении важнейших проблем современной жизни, предложенных в лекции профессора богословия Алексея Ильича Осипова.
СТАЛО ХОРОШЕЙ ТРАДИЦИЕЙ ежегодно проводить встречи православной молодежи с духовно образованными людьми. Последняя встреча, прошедшая 3 марта в КСЦ "Мечта", совпала с проведением выставки, по своему устройству напоминающей лабиринт, что является как бы прообразом жизни современного человека, находящегося в духовном лабиринте добра и зла, где не существует четких ориентиров. Несмотря на то, что встреча устраивалась в основном для молодежи, особенно остро нуждающейся сегодня в духовном наставничестве, часть аудитории составляли люди старшего и среднего возраста. Это не может не наводить на мысль о том, что более страждущими в духовной сфере являются люди именно этого возраста, а не молодежь, у большинства из которой сейчас несколько другие ориентиры в жизни. Каковы же ориентиры в жизни большинства наших современников? В своей лекции А. И. Осипов подробно раскрывает эти важные проблемы. Одной из самых важных является проблема смысла жизни. А. И. Осипов на примере "Илиады" Гомера показывает, кем может стать человек, живущий для удовольствия. Это уже не будет человек в полном, высоком смысле этого слова, это будет просто животное. Русский человек всегда отличался высокой духовностью, а проблема смысла жизни всегда имела для него первостепенное значение. Приобщение к цивилизации вносит в мышление человека негативные изменения. На первом месте человек ставит вопросы бытового, физического плана. Стремление человечества бесконечно улучшать свое бытовое существование приводит в более масштабном плане и к экологическим бедствиям. Создается порочный круг: думая только о своем благополучии, человечество делает все больше зла, которое возвращается к человеку в виде экологических бедствий и в конечном итоге может привести к гибели человечества. Дилемма между материальной сферой и духовной является извечной, но на первом месте, как уже не раз доказывалось, должно стоять духовное. В духовном человеке постоянно возрастают духовные потребности и пропорционально им уменьшаются материальные. Только за таким человечеством может быть счастливое будущее.
Для молодежи особенно интересной была вторая половина лекции. В ней А.И. Осипов затронул вопросы традиционно интересующие молодежь - это вопросы пола. В современном обществе обесценились чистые отношения между мужчиной и женщиной. Беря пример с Запада, большинство молодых людей отдает предпочтение внебрачным связям. В связи с этим А. И. Осипов дает описание двух картин. Первая - чистая и светлая с изображением танцующих в хороводе юношей и девушек с высоко поднятыми горящими факелами. Вся картина буквально пронизана торжественностью. На другой картине, являющейся антиподом, изображены последствия такого веселья: переплетенные тела, погасшие факелы, - мрак и ужас пронизывают эту картину. Как важно современному человеку сохранить себя для того высокого и светлого чувства, для которого он предназначен. Как важно каждому сохранить торжественность и красоту первой картины, чтобы не опуститься во мрак, бездну и ужас второй. Аудитория слушала лекцию с большим интересом и неудивительно, ведь А. И. Осипов - человек необычайно талантливый, воодушевленный, обладающий глубочайшими знаниями в области богословской науки, искренне заинтересованный в своем деле. Люди сидели с просветленными лицами и поневоле думалось: "Как жаль, что такие встречи бывают лишь раз в году."
После того, как А. И. ответил на вопросы слушателей, прозвучали удивительные по своей красоте и глубине церковные песнопения. В концерте также приняли участие музыкальные, хоровые и хореоргафические коллективы Детской школы искусств и Детской музыкальной школы города Одинцово. Затем состоялось дружеское чаепитие для всех присутствовавших на встрече (их собралось около трехсот пятидесяти человек).
ПОКАЯНИЕ
Храм, но без креста, -
запущен, заброшен
Храм, но без креста, -
купол набок скошен
Храм, но без креста, -
нас с тобой осудит.
Храм, но без креста, -
российские люди.
Е. КЛИШКОВА
Снова вернусь к тому, с чего начал этот рассказ: "Каюсь! И раскаиваясь, прошу прощения у Господа Бога нашего, прошу прощения у Святой Церкви нашей, прошу прощения у всех православных христиан: "Простите!"
ДОЛГО ДУМАЛ, с чего начать, какими должны быть первые слова, которые бы смогли передать состояние моей души. Но постоянно возвращался к одному и тому же слову: "Каюсь!.."
Каюсь и прошу прощения за всю мою грешную жизнь. А нагрешить за свои 43 года "успел" немало. И против Бога, и против ближнего , и против себя. Вот и хочу рассказать и покаяться в содеянном мною в годы молодые, глупые, бездумные.
Я - русский, провел детство, юность, зрелые годы на Украине, в городе Тернополе. Биография - как у многих: школа, армия, работа. Увлечение было в то время модное - гитара. Неплохо выучился играть - и пошло-поехало... Рестораны, свадьбы, юбилеи, кафе, водка, сигареты...
Не знаю из моих знакомых музыкантов никого, кто мог бы сказать, что такой образ жизни не перечеркнул тогда многих жизненных планов и добрых начинаний.
Было это лет двадцать назад в эпоху так называемого "застоя". Я тогда работал экспедитором на областном хлебоприемном пункте, проще называемом "Заготзерно". Были у нас, как и везде, партийные и комсомольские ячейки. Возраст у меня был комсомольский, и я состоял на учете в данной организации. Комсоргом у нас был некий Игорь, почти мой ровесник. На почве общей любви к водке и рок-музыке мы весьма сдружились и вместе "прогуливали" и заработанное мною в ресторане, а заодно собранные комсоргом членские взносы. Надо сказать, что комсомольцы мы были просто никакие, как и большинство вокруг. Идея давно умерла, но продолжала жить в отчетах комсомольских работников, получавших за это неплохую зарплату.
Это было время повального неверия, нигилизма. Идеи строительства коммунизма набили оскомину, а других просто не было. Вряд ли тогда Евангелие читал хоть один из нескольких тысяч. Государство старательно следило за тем, чтобы этого не допустить. Как-то Игорь спросил меня, не хочу ли я вступить в оперативный отряд. Я, естественно, поинтересовался, что означает участие в таком отряде. Оказалось, что главное - иметь красного цвета "корочки", дающие право на бесплатный проезд в городском транспорте, а обязанности минимальные, разве поучаствовать в каких-либо мероприятиях.
Все оказалось правильно. За год или за полтора, уже не помню точно, нас вызвали всего на два таких мероприятия. Но каких...
Однажды Игорь сказал, что сегодня ночью (!) надо поехать и помочь переоборудовать старую деревенскую церковь в музей. Не помню, говорили или нет заранее, чем мы будем заниматься, но по прибытии в деревню оказалось: наша задача - снять кресты с куполов. Их было три. Нас, комсомольцев, приехало четверо, был еще и первый секретарь райкома комсомола, пожарная машина и автомобиль с милицией на случай протестов местных жителей.
Господи! Где же был мой разум? Как говорят в народе - лучше бы руки себе оторвал! Выпало мне снимать два меньших креста... Большой крест в ту ночь снять не смогли. Его уже без меня через несколько дней наш комсорг с другими активистами (тоже ночью) сняли.
Через несколько месяцев - опять вызов. Уже знали, что едем закрывать еще один храм. Ехали днем с основательной подмогой. Одной только милиции был целый автобус плюс несколько легковых машин с партийными и комсомольскими вожаками. И нас - оперативников - тоже автобус.
Храм был закрыт уже несколько лет, но в нем сохранились утварь, алтари, лавки. Правда, икон не было ни одной. Вся наша команда "весело", за короткий срок вынесла из храма все, оставив голые стены. Все было погружено на автомобили и отправлено в неизвестном направлении. На мой вопрос "куда?" ответили, что пока, мол, на склад, а потом в музей. Наверняка вранье было...
На обратном пути по команде старшего на окраине деревни сняли и погрузили памятный знак - небольшую каменную стеллу - на Украине они стоят почти в каждой деревне в честь какого-либо святого. Стоят сотнями лет...
Помню, как в автобусе завидовал двум "коллегам", что нашли за алтарем бутылку "Кагора", и тут же в автобусе выпили, не поделившись ни с кем...
Честно могу признаться, что стыдно за свои "дела" мне стало довольно скоро. У нас на работе были люди из той деревни. Ко мне подходили и задавали один вопрос: "Ты что, ополоумел?" Мне приходилось что-то бормотать, мол, меня послали и т. д.
Не знаю, может именно стыд, или злость на самого себя, или еще какие-то чувства не давали мне силы долгие годы войти в ограду Церкви. Но теперь я знаю точно, что где нет Бога, там обязательно есть нечистый, что он руководил мною. Но даже в те годы я начал понимать, какой я грех совершил, я постоянно думал, вспоминал, это не давало мне покоя, терзало мою душу. В 1989 году приобрел Евангелие, стал читать. Повесил на стену Образ. Но все это было нечестно перед Господом. Читал просто из любопытства, Образ повесил и забыл. И продолжал грешить. Правда с годами тяга к алкоголю становилась все меньше. Это я поборол в себе. А жизнь после этих моих "подвигов" не задалась. Плохо на работе, плохо и в семье. Родилась дочка-инвалид. Все годы она маялась с больными почками, а мы не знали, как ей помочь, ездили в институты, в столичные города, становилось только хуже. В прошлом году она умерла. Господи, как мы любили и любим ее! Как горько, больно сознавать, что она платила за мои грехи! Сумею ли я вымолить прощение у Господа за тяжкие грехи мои?
Сейчас я не пью, не курю, стараюсь сверять свои помыслы и дела с заповедями Божими. И не прошу у Него ничего, кроме как дать мне прежде моей кончины покаяние. А с Игорем я виделся летом прошлого года. После работы в "Заготзерно" он был зам. директора областного центра занятости. Но там что-то не задалось, и теперь он много лет безработный, без средств к существованию, не может понять, почему судьба с ним так обошлась. В Бога он не верит.
Сергей ЛОСКУТОВ .Одинцовский район, с. Иславское.
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
27 марта - Феодоровской иконы Божией Матери.
30 марта - Прп. Алексия, человека Божия (411). Поминовение усопших.
7 апреля - Благовещение Пресвятой Богородицы.
8 апреля - Собор Архангела Гавриила.
12 апреля - Прп. Иоанна Лествичника (649).
13 апреля - Поминовение усопших.
20 апреля - Похвала Пресвятой Богородицы.
21 апреля - Прп. Марии Египетской.
27 апреля - Лазарева суббота.
28 апреля - Вход Господень в Иерусалим.
5 мая - Светлое Христово Воскресение.
НОВОМУЧЕНИКИ РОССИИ
В тяжелом для России 1914 году, через месяц после начала войны, на должность настоятеля Оптинской пустыни был избран иеромонах Исаакий. Годы его настоятельства пришлись на очень трудное для России время: война, революция, гонения на Церковь. О. Исаакий поступил в Оптину пустынь в возрасте 19 лет в 1884 году, еще при жизни преподобного Амвросия, и пребывал в ней в течение четырех десятилетий. 7 июня 1898 года он был пострижен в мантию, 20 октября 1902 года рукоположен во иеродиакона, а 24 октября 1902 года - в день освящения Калужским епископом Вениамином Казанского собора в Шамординской обители - в священнический сан.
Преподобномученик Исаакий II Оптинский
"По своей примерной, истинно монашеской жизни он (Исаакий) был вполне достоин занять столь высокий пост, - повествует духовная дочь последнего Оптинского старца Никона (Беляева) Мария Семеновна Добромыслова. - Очень большого роста, внушительной и благолепной наружности, он был прост, как дитя, и в то же время мудр духовной мудростью".
Незадолго до революции совершил поездку в Оптину пустынь архимандрит Вениамин, будущий митрополит (Федченков).
Об о. Исаакии ему запомнилось следующее. "Он перед служением Литургии в праздники всегда исповедовался духовнику. Один ученый монах, впоследствии известный митрополит, спросил его, зачем он это делает и в чем ему каятъся? Какие у него могут быть грехи? На это отец игумен ответил сравнением: "Вот оставьте этот стол на неделю в комнате с закрытыми окнами и дверью. Потом придите и проведите пальцем по нему. И останется на столе чистая полоса, а на пальце пыль, которую и не замечаешь даже в воздухе. Так и грехи: большие или малые, но накапливаются непрерывно. И от них следует очищаться покаянием и исповедью".
Война затянулась. К концу 1916 года чувствовался недостаток во всем жизненно необходимом. Несмотря на это, обитель Оптинская охотно отзывалась на все просьбы о помощи пострадавшим от войны, до минимума сокращая собственные потребности.
Часть иноков была на фронтах. Жизнь остальных по существу не изменилась. По-прежнему совершались службы в храмах монастыря и скита, все так же трудилась на послушаниях братия.
10/23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была закрыта, но монастырь еще держался пять лет под видом сельскохозяйственной артели.
Весной 1923 года обитель перешла в ведение "Главнауки" и как исторический памятник была названа "Музей Оптина Пустынь". Архимандрита Исаакия власти отстранили от дел и поручили иеромонаху Никону передачу имущества монастыря музею. В июне того же года архимандрит Исаакий, после соборно отслуженной Литургии, обратился к нему: "Отец Никон, мы уходим, а ты останься, ведь сюда будут приходить богомольцы, надо, чтобы была служба, а иеродиаконом останется о. Серафим". О. Никон, помимо богослужения, с благословения о. архимандрита принимал народ, продолжая старческое окормление.
Архимандрит Исаакий и старшая братия, с великой скорбью покинув обитель, поселились на квартирах в Козельске. Настоятель снимал половину дома на окраинной улице, именуемой в то время Малое Заречье (ныне ул. Панкова), и жил там вместе с оптинскими иеромонахами: Питиримом, Мисаилом, Евфросином и Диодором. Дом этот сохранился и по сей день, хотя и пострадал от пожара. Неподалеку растет куст сирени, посаженный о. Исаакием.
Введенский собор и храм преподобной Марии Египетской были закрыты, но на некоторое время, пока происходила передача монастырского имущества музею, было разрешено служить в Казанском соборе, и оптинские иноки, переселившиеся в Козельск и ближайшие деревни, часто приходили в храм.
6/19 августа 1923 г., на праздник Преображения Господня, в 6 часов утра, вскоре после окончания Литургии, которую служили сразу после всенощного бдения, Казанская церковь была опечатана, и храмовые службы в обители прекратились на целых 65 лет. Но как раз к тому времени в Георгиевском храме Козельска освободилась вакансия священника. И чудесным образом устроилось так, что в храме этом все должности заняли оптинские иноки. Получилось нечто вроде маленького монастыря. По праздникам о. архимандрит принимал участие в служении, а из близлежащих деревень приходили поселившиеся там иноки и пели на два клироса. Козельских жителей весьма привлекала монастырская служба, и храм всегда был полон молящихся. Архимандрит Исаакий и жившие с ним священноиноки часто посещали и храм Святого Духа, расположенный рядом с домом.
Оптинцы, поселившиеся в Козельске и окрестных деревнях, продолжали общаться между собой.
К этому времени монашествующих в Козельске собралось много. Некоторые приезжали издалека и селились на жительство, привлеченные присутствием оптинцев. Это скопление уже тогда обратило на себя внимание местного начальства. К 1925 году усилилось гонение на Церковь. Чтобы сохранить службы в сельских храмах, Калужский епископ Стефан предписал архимандриту Исаакию направить всех иеродиаконов и монахов, имеющих право принять священный сан, для посвящения их. Все вновь посвященные были посланы на приходы.
В 1929 году в Козельске было закрыто семь церквей одновременно - все, кроме Благовещенской. Большинство иеромонахов, назначенных на приходы, были отправлены в ссылку. Старец Никон уже второй год отбывал заключение в северном лагере. В Козельске с архимандритом Исаакием оставалось лишь несколько престарелых и немощных иноков.
В том же году по всей стране прокатилась новая волна арестов. В августе, на другой или третий день после праздника Преображения Господня, были арестованы и заключены в Козельскую тюрьму все оптинские иеромонахи, вместе с архимандритом Исаакием, и некоторые из козельских священников. Из Козельска вскоре все арестованные были отправлены в Сухиничскую тюрьму, а оттуда в Смоленск. В январе 1930 года, после окончания следствия, заключенные были сосланы. О. Исаакий переехал в Белев Тульской области к своим духовным дочерям монахиням Крестовоздвиженского монастыря, к тому времени уже закрытого.
В Белев к нему продолжали приезжать духовные чада последних Оптинских старцев.
В 1932 году о. Исаакия вновь арестовали. Когда чекисты предложили престарелому архимандриту куда-нибудь уехать, он сказал: "От своего креста не побегу!" Пять лет спустя архимандрит Исаакий сподобился от Господа мученического венца. Духовным чадам архимандрита Исаакия было известно, что он расстрелян в Туле. Дата мученической кончины старца Исаакия - 8 января 1938 года.
Захоронения жертв тульского НКВД находятся в лесу на 162 км Симферопольского шоссе.
Преподобный Исаакий Оптинский прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года.
ЦЕРКОВЬ И СВЕТСКИЕ СМИ
В рамках Х Международных образовательных Рождественских чтений состоялось заседание секций "Церковная журналистика" и "Церковь и светские СМИ" Иерей Владимир Вигилянский во вступительном слове кратко сформулировал основные проблемы современной церковной печати. В частности, он говорил о том, что в российском обществе возрос интерес к церковной жизни, а, следовательно, увеличилось число православных изданий, рассчитанных на массового читателя. В связи с этим особенно остро встает вопрос о том, смогут ли эти издания конкурировать в профессиональном отношении со светскими СМИ; смогут ли подняться от уровня приходских газет, существующих зачастую благодаря усилиям нескольких энтузиастов, - до настоящих "media", способных открыто полемизировать с носителями нехристианских взглядов.
В качестве возможного решения данной проблемы было предложено открытие дополнительных курсов или даже факультетов журналистики на базе духовных учебных заведений. Кроме того, среди собравшихся неоднократно звучали предложения о создании некоего Клуба православных журналистов. Целью существования такого клуба должно стать, в первую очередь, повышение профессионального уровня религиозных журналистов, обмен опытом и сотрудничество, проведение "обучающих семинаров" и встреч по различным проблемам. Второй основной задачей клуба является противодействие светскому, зачастую необъективному, взгляду на деятельность Церкви, выработка альтернативной весомой позиции, защищающей интересы Православия. В рамках клуба было бы возможно проведение семинаров, куда приглашались бы представители светских СМИ, - с целью преодоления их предвзятого и враждебного отношения к Церкви, установления с ними контактов и честных диалогов, а также разъяснения элементарных основ духовной жизни, - чтобы светские и религиозные журналисты научились лучше слышать и понимать друг друга. При этом многие докладчики, подчеркивали, что журналистика не должна превращаться в поле военных действий с антирелигиозными взглядами: "Наша главная задача - не борьба, потому что единственная борьба, возможная для православного человека, это брань невидимая, но - проповедь".
Итоговым стало выступление инока Владислава (Томачинского), насельника Сретенского монастыря, кандидата филологических наук. Он говорил о том, что современная информационная ситуация в России действительно очень близка к военной. Восемьдесят процентов того, что пишут о Церкви в светских СМИ, является негативной критикой, которая зачастую опускается до уровня обычной клеветы. Задача православного журналиста в такой ситуации - защитить собственные позиции. В чем конкретно заключается эта защита? В создании объективного положительного образа Церкви, как гармоничного Божественного организма. При этом необходимыми чертами такого образа должны стать единство, современность и народность. Особенное внимание докладчик уделил раскрытию понятия "единство": церковную жизнь нельзя показывать как борьбу мнений, хотя именно это и выдвигается светскими СМИ на первый план. Внутрицерковные проблемы необходимо решать именно внутри церкви, не вынося их на всеобщее обозрение, - также, как решаются проблемы и внутригосударственные, и внутрисемейные. Покрывая любовью недостатки своих служителей, Церковь в то же время должна занять жесткую и непримиримую позицию в отношении настоящих раскольников, объясняя в доступных для светского восприятия формулах суть подобных противоречий. Второй принцип - современности - раскрывается в докладе как обращенность к молодому поколению и стремление найти темы, актуальные именно для нашего времени. Третье условие - народность - понимается автором как внимание Церкви к проблемам каждого конкретного человека. Общественное служение Церкви в медицинских, образовательных и проч. учреждениях осуществляется сейчас практически на всех приходах. Помощь страждущим, наркоманам, детям-беспризорникам, одним словом, - реальная забота о людях, - и должны стать главной темой обсуждения на страницах изданий, оттеснив на второй план информацию о различных церковных наградах и торжествах. Именно такой представляется докладчику главная задача каждого православного журналиста: создавать в своих работах максимально доступный образ Церкви, не оскорбив при этом ее величия.
Развивая тему "информационной обороны", А.С. Миронов, советник управления пресс-службы президента РФ, кандидат филологических наук, подчеркнул, что знание приемов борьбы противника необходимо для защиты собственных позиций. Его доклад был целиком посвящен рассказу о так называемой "мягкой пропаганде" в современной светской прессе и ее наиболее характерных приемах. Другой докладчик, К.А. Фролов (Институт стран СНГ), продолжил рассказ о светских приемах информационной войны, таких, как акцентирование общественного внимания на личных недостатках отдельных священнослужителей, манипуляции со статистикой, а также представление церковной верхушки в искаженном образе некоей обособленной жреческой касты, неадекватной и неспособной управлять другими людьми, а, следовательно, нуждающейся в жестком государственном и общественном контроле. Такова, по его словам, спланированная программа против православия. Она заключается в комплексе идей, которые оправдывают нападение на Церковь, подделываясь под внешнюю добропорядочность и объективность. Особенно много о "фронтовой журналистике" говорили журналисты с Украины. Осуждая светские приемы нечестной борьбы, они с горечью признавались, что сами иногда оказываются в ситуации, когда вынуждены действовать по тем же правилам, - чтобы отстоять хотя бы минимальные "завоевания" православия на журналистском поприще.
Значительное внимание было также уделено православным сайтам в Интернете.
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ
ВЕРА
Верочка была больна. Больна серьёзно и неизлечимо. Врачи говорили, что с этой болезнью долго не живут. Не более восемнадцати лет жизни пророчили они ей. Какая-то страшная болезнь крови - всё, что знала она. Постоянной тупой, ноющей болью всё чаще и чаще вырывалась болезнь наружу, и тогда темнело в глазах и барабанным боем било в голове, отзываясь в каждой клеточке тела. С каждым разом обследования в больнице становились всё более длинными и утомительными.
Вера, как и все дети, ходила в школу, хотя быстро уставала и иногда ничего не могла запомнить. А вечерами прибегала на занятия в студию и рисовала, с увлечением слушая учительницу.
Однажды, во время каникул, ребята из студии поехали в монастырь на экскурсию. Обыкновенные дети, почти ничего не слышавшие о вере, и учительница, только-только пытающаяся что-то узнать. Ехали в первый раз.
В монастыре их радушно приняли, покормили в трапезной. Экскурсовод-семинарист всё рассказал и показал, отвечая на детские вопросы. Решили этим же вечером и уехать. Но... человек предполагает, а Бог располагает. Сломался автобус, и они остались на вечернюю службу.
У Господа ничего случайного не бывает. В этот день в монастырь привезли частицу мощей святой великомученицы Екатерины. Перед службой матушка Мария, узнавшая от учительницы о неизлечимой болезни девочки, шепнула: "Помолись святой Екатерине, только верь и молись. Ты же Вера...".
Шла служба. Диакон возглашал: "Миром Господу помолимся". Читали что-то не совсем понятное. И только одна мысль билась в голове: "Святая Екатерина, моли Бога о мне!" Вот и Вера подошла к аналою, где в ларце находилась частичка мощей святой. Приложилась. Батюшка нарисовал маслом на лбу крестик. Отошла в сторонку....
И вдруг вокруг зажглись немерцаемым пламенем тысячи свечей.... И тишина.... Все застыли, словно слившись в молитве в единый огненный вихрь. Бездонная тишина и душевный мир. "Свете тихий..."- вспомнились слова из песнопения.
...Дети возвращались домой. Золотом осени горела вечерняя заря, длинным прощальным криком звенела журавлиная стая, гасли звуки монастырских напевов, таяли колокольные звоны. Вера прощалась с монастырём. Нет, не прощалась, а говорила "до свиданья", чувствуя, что ещё не раз вернётся сюда.
Осознание того, что произошло, придёт позже. Врачи тщетно будут искать следы болезни, не веря анализам и показаниям приборов, снова и снова проверяя их.
Начиналась новая жизнь - с верой.
ЯБЛОКО
Шли вдвоем от всенощной. Сетка дождя над переулком светилась размытыми кругами фонарей.
- Мам, как сушат яблоки?
- В русской печке, наверное. А что тебе?
- Можно, засушим? - мальчик достал из кармана куртки большое желтое яблоко.
- У нас-то откуда печка? Плита газовая.
- А в плите нельзя?
- Что тебе вздумалось его сушить? Красивое какое... Где ты взял?
- Подарили.
- Кто, отец дьякон?
- Нет, тетенька. Женщина одна.
- Какая женщина?
- Худая такая. В платке.
- Я вон, тоже в платке. И худая. Вся церковь, считай, в платках. Ты не попрошайничал ли?
- Не-е.. Я ей сказал, чтоб она не разговаривала.
- Да ты что? Взрослым замечания делать! Господи....
- Сама же всегда говоришь: "Если с терпением и вежливо..." Вот я терпел, терпел, а она все бу-бу-бу, бу-бу-бу. Дед Матвей стал канон читать, и ничего не слышно. Я ей сказал очень даже вежливо: "Пожалуйста, не разговаривайте. Слушайте канон. Кончится всенощная, тогда будете разговаривать".
- Она тебя, небось, за ухо?
- Нет, пошла куда-то. К свечному, кажется. А как первый час стали читать, все пошли к иконам прикладываться, смотрю, она опять идет. Подходит ко мне и яблоко дает. И говорит: "Прости меня, сынок, если я не так что сделала".
- Ну, а ты что?
- Что я? - мальчик как-то по-взрослому передернул плечами. - Бог простит, говорю, и вы меня простите.
Мать отвернулась. Дождевая влага ложилась на веки, ресницы, пробиралась в глаза. Держась за руки, обошли лужу с отраженными лодочками фонарей.
- Мам, так что? Яблоко засушим?
- Яблоко-то...... Ты знаешь что...... - голос матери звучал растерянно, казалось, ей трудно вспомнить, о чем шла речь.
- Не все сорта можно сушить. Загниет, жалко будет. Ты лучше его отцу подари. И расскажи по порядку. Он все мучается, что ему замечания делают... И яблоки он любит.
Марк МАРКИШ.
ПОСТ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
НАИВЫСШИМ ПОДВИГОМ во время поста считалось милосердие к ближним. Каждому христианину вменялось Церковью проявлять постоянную заботу о своих братьях, находящихся в бедности. Помилуйте, - говорит древнее поучение о посте, - нищих и немощных, и на улице лежащих и сидящих посещайте, сущая же в темнице и беде милуйте и утешайте, нагия одевайте". Милостыня бедным в Древней Руси рассматривалась как необходимая спутница говенья, придающая ему нравственную ценность. "Аще кто постится, не творя милостыни, то не успевает ничтоже". "Пост на небо ведет человека, а милостыня в царство вселяет". "Милостыня бо совокуплена с пощением от смерти избавляет человеки, рекше вечныя муки".
Многие знатные люди в дни поста считали необходимым находиться в мире и прощать всем обиды. Так, например, Киевский князь Владимир Мономах, воюя с Муромским князем Глебом, согласился на его просьбу о мире. "Владимир же сжалился тем, еже проливашеся кровь в дни Великого поста, и вдаст ему мир". Войско казачье не брало оружия в период всего Великого поста.
"Русские отличаются беспримерною благотворительностью по отношению к бедным, для их просьб у них всегда открыты уши и разжаты руки, так что в Москве можно видеть, как целые толпы нищих получают около домов богатых людей пищу". Сказание о Московии. М, 1905).
В ХVII веке Павел Алеппский отмечал, что в Москве мало бедных, просящих милостыню, так как было "много домов для помещения их и ежедневная выдача потребного для жизни". Кроме того, бедные были распределены по разрядным спискам между боярами для получения ежедневного пропитания.
Особое внимание древние проповедники уделяли принятию Святых Таин; они увещевали верующих причащаться как можно чаще, чтобы не дать диаволу доступа к душе. В непостные периоды приготовление к принятию Святых Таин должно было продолжаться одну неделю. Более строгим временем приготовления считались посты, по окончании которых верующие приступали к Причастию, очистив себя таинством Покаяния от всякой греховной скверны.
Исторические документы свидетельствуют, что благочестивые и богобоязненные христиане приобщались Святых Таин каждую неделю Великого поста. Таковыми, согласно одной из древних летописей, были великие князья Ростислав Мстиславич и святой Димитрий Донской. Во многих местах древней Руси был обычай причащать верующих и в самый день Святой Пасхи - не только взрослых, но и детей.
Архимандрит ИОАНН (Маслов), магистр богословия.
ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ
О решении Иоанна Павла II учредить в России католические епархии
11 февраля в Ватикане официально объявлено о решении Иоанна Павла II учредить в России вместо апостольских администратур (ныне действующих временных структур Католической церкви) епархии: архиепархию "Божией Матери в Москве", епархию "Преображенскую в Новосибирске", епархию "Святого Климента в Саратове" и епархию "Святого Иосифа в Иркутске". Святой Престол принял также решение создать для российских епархий единую церковную провинцию, которую возглавит в качестве митрополита архиепископ Тадеуш Кондрусевич. Это вызвано, по мнению руководства Римско-католической церкви, необходимостью "привести ее организационную структуру в соответствие с единым стандартом канонического права Римско-католической церкви".
Об этом решении Ватикана российская сторона была проинформирована по дипломатическим каналам 4 февраля. МИД России, не ставя под сомнение право Католической церкви организовываться в соответствии с каноническими нормами, но учитывая, что этот вопрос в первую очередь касается межцерковных отношений и может явиться причиной их серьезного осложнения, рекомендовал Ватикану воздержаться в настоящий момент от преобразования апостольских администратур в епархии и урегулировать его с Русской Православной Церковью.
Вызывает сожаление, что такое важное решение было принято без должного учета мнения российской стороны. МИД России подтверждает свою заинтересованность в налаживании таких отношений между Русской Православной и Римско-католической церквами, которые бы строились на равноправной основе и не наносили ущерба интересам Русской Православной Церкви.
Власти уральского города Верхотурье будут учитывать при проведении светских праздников церковный календарь
С учетом особенностей церковного календаря отныне будут проходить все светские праздники в старинном уральском центре православия - Верхотурье. Как сообщили в епархии, об этом достигнута договоренность с администрацией города.
"Многие массовые праздники приходятся на дни поста, которые нашими предками считались временем молитв, покаяния, размышлений о жизни, говорит наместник Свято-Николаевского мужского монастыря в Верхотурье игумен Филипп. - А ведь на время поста на Руси обычно прекращались увеселительно-развлекательные праздники".
Ближайший светско-церковный праздник в Верхотурье - проводы зимы - пройдет по окончании великого поста.
Мы, русские, - вымирающая нация
Демографическая ситуация, которая грозит вырождением нации, заботит в настоящее время многих. Свой путь решения этой проблемы предлагают разные общественные силы. Но в целом можно выделить два принципиально различных подхода к этой проблеме: один из них базируется на традиционных нравственных ценностях , второй - на основе нравственного либерализма. В современных условиях, когда все страны, в том числе и Россия, оказываются втянутыми в процессы глобализации, человеческий и интеллектуальный потенциал становится таким ресурсом общества, который не имеет никаких способов замещения. Минувшее десятилетие, увы, самым отрицательным образом сказалось на состоянии основной массы населения России. В 1992 году соотношение рождаемости и смертности вызвало эффект его естественной убыли.
Рождаемость в целом по России на сегодня в два раза ниже, чем это необходимо для замещения поколения родителей поколением детей. В России наблюдается такое явление, как сверхсмертность мужчин. Среди умерших в трудоспособном возрасте - 80 процентов составляют мужчины до 60 лет, у женщин возраст на 12 лет выше. Но это - на уровне популяции в целом. Парадоксально, однако женщины обладают более низким потенциалом индивидуального здоровья по сравнению с мужчинами. А вообще, при сохранении современного уровня смертности в рабочих возрастах только 58 процентов тех, кому сегодня 16, доживут до 60-летнего возраста.
Задумайтесь только: за 9 последних лет страна в результате депопуляции потеряла около 7 миллионов человек. Часть этих потерь в какой- то мере компенсирована за счет положительного сальдо миграции. Но даже с учетом этого в 1992 году нас было 148,3 миллиона человек, а к началу 2001 года стало 144,8 миллиона. Прогнозы показывают, что за первые 15 лет нового столетия Россия может потерять еще 1 2 миллионов и тогда ее население составит лишь 132 миллиона. Этот феномен имеет не только социально-политическое, но и серьезнейшее геополитическое значение.
По прогнозам ООН, при сохранении нынешних‚ демографических тенденций к 2055 году нас останется всего 55 миллионов. Разумеется, уменьшение численности населения - прямая угроза национальной безопасности и, более того, сохранению России как государства. В России каждое последующее поколение обладает худшим потенциалом здоровья, чем предыдущее. Это может показаться странным, поскольку мы всегда шли к светлому и лучшему будущему. Наблюдается жесткая зависимость здоровья детей от состояния здоровья матерей. А с 1990 года по 1997 г анемия у беременных женщин выросла в 3,1 раза. На сегодня 40 процентов будущих матерей страдают этим недугом. Причем болезни и нездоровье интенсивно перемещаются в сторону детства. В течение первого года жизни ребенка идет интенсивное падение здоровья, которое продолжается, пусть не столь быстро, в последующем. В результате в младших классах школ абсолютно здоровы лишь 10-12 процентов детей, в средних классах - 8 процентов, в старших - всего 5.
Если говорить о показателях социального здоровья, то и здесь картина весьма тревожная. По последним данным, в общей сложности 15 процентов россиян страдают социальными болезням - алкоголизмом, наркоманией, туберкулезом, заражены ВИЧ-инфекцией. Кроме того, 10 процентов городского населения находится на социальном дне.
Первопричиной отказа от рождения детей является в первую очередь не экономические и социальные факторы, а духовный кризис, который охватил общество. Отсутствие нравственных ориентиров и дает то огромное количество абортов, которое существует в нашей стране. Между тем, как вероучение всех традиционных конфессий осуждает аборт, поэтому думается, что именно нравственное воспитание народа и прежде всего детей, насаждение традиционных нравственных ценностей, а также использование опыта Церкви на государственном уровне, сможет изменить демографическую ситуацию и позволит нации выжить.
Дмитрий Сафонов.
3.15.145.50
Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
106
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в: