ПАЛОМНИЧЕСТВО
13 февраля 2002, 12:36
"Отпусти меня, мама, в обитель..."
Рождественские Святки - особо радостное время для всех, но, пожалуй, более всего для православных детей. Вот и эти Святки были отмечены для нас радостным событием - паломнической поездкой по святым местам Воронежской Епархии. По благословению Благочинного церквей Одинцовского округа о. Нестора, под руководством диакона Леонида 10-12 января была организована поездка в Задонский Богородицкий монастырь и в Свято-Спасскую женскую обитель. В основном поездка организовывалась для ребят Православного молодежного центра за счет средств Одинцовского Благочиния, но участвовать в ней приглашались все желающие прихожане. К сожалению, взрослых паломников в этот раз оказалось немного, видимо, мирские дела и хлопоты оказались важнее той духовной радости, которую дает паломничество.
Несмотря на неизбежные искушения - недобор группы, серьезное опоздание автобуса - мы отправились в наше путешествие с хорошим настроением.
Перед нами лежал путь в Задонский Богородицкий монастырь - обитель любви, добра и молитвы. Монастырь основан в 1627 г. старцами-схимонахами Кириллом и Герасимом, которые пришли на берег Дона из Москвы и принесли с собою список чудотворной иконы Божьей Матери "Владимирская". Она и по сей день является особо чтимой иконой монастыря. Царицу Небесную горячо любим мы все, но есть места, где ощущаешь особо горячую молитву к Ней. Таким местом является и Задонск. Здесь существует благочестивый обычай: после окончания Литургии петь духовные песни всем храмом - монахи и прихожане. Эти песни сочиняют в монастырях и после службы раздают в храме листочки с текстами. Незабываемое впечатление производит это совместное пение-молитва. Мы, одинцовские паломники, бывая в Задонске неоднократно, всякий раз старались услышать и поучаствовать в этом пенни. Особо запомнился мне гимн-молитва на праздник "Похвалы Пресвятой Богородицы", когда весь храм, совместно с монашествующими, прихожанами и самим Владыкой Никоном пел:
"Спаси, Владычище, Святую Русь спаси,
Возьми, как прежде, это бремя на себя.
Настало время испытаний на Руси -
Не устоять ей, не воскреснуть без Тебя.
Спаси от глада, от потопа, от меча,
Огня и ересей безбожных на Руси,
Междоусобиц и от множества врагов
Святую Русь Твою, Владычица, спаси!"
А в этот раз Задонск встретил нас Рождественскими колядками; Владимирский собор был украшен высокими елями в разноцветных огнях и игрушках, при входе радужно сиял Рождественский вертеп. Везде ощущение чистой рождественской святости и тихой радости Рождества Христова.
Мы благоговейно приложились к святым мощам св. Тихона Задонского, именно в этом монастыре "ради удаления от почестей и славы" святитель "ярко сиял небесным светильником" для всех россиян. Здесь по сей день совершается много исцелений у его святых мощей, которые имеют чудесный дар врачевания таких душевных болезней, как беснование и уныние. Видимо, поэтому, несмотря на холодную погоду, никто (включая малых детей) не побоялся погрузиться в целебные обжигающие воды святого источника.
Отстояв службы, переночевав в монастыре, мы покидали его на следующий день, унося в сердцах память о радости праздничных служб, о голубой купели источника Святителя Тихона, о вкусных трапезах и задонском гостеприимстве.
Впереди был еще один монастырь: таинственная, необыкновенная Свято-Спасская женская обитель в меловых пещерах, что у с. Костомарово. Этот монастырь - один из древнейших в России, ему более полутора тысяч лет. За 500 лет до крещения Руси, когда на ней еще поклонялись языческим богам и горели жертвенные костры, здесь уже молились первые христиане. По мнению ученых, древний город на берегу реки Танаис (древнегреческое название Дона), а также пещерный монастырь рядом с ним построили либо римляне, либо потомки солдат Александра Македонского. Город был разрушен в конце первого тысячелетия, а потаенный пещерный монастырь просуществовал до 1923 г., пока до него не добралась советская власть.
Множество легенд, сказаний, исторических фактов связано с жизнью монастыря: до сих пор здесь верят в монахов-подземщиков, которые дали обет молиться за весь мир, не выходя из подземелий. Это их шаги слышат в глубоких пещерных переходах монахини, населяющие этот монастырь с 1997 г. Здесь неоднократно видели прп. Серафима Саровского, здесь ржавыми пятнами выступает на белых меловых стенах кровь замученных монахов. А в "Пещере покаяния" до революци старался покаяться каждый православный христианин, и самые страшные преступники выходили из нее со слезами на глазах.
Попав в эту обитель, чувствуешь незримое дыхание веков, почти физически ощущаешь необыкновенную намоленность этих мест.
Мы приехали в обитель к концу светового дня (январский день короток), но, несмотря на сырую и холодную погоду, панорама меловых гор, которые не случайно называют "Русской Палестиной", с ее таинственными входами в кельи и подземные храмы, с меловыми стенами - "дивами" - запоминается сразу и надолго. А посещение древнего пещерного храма Спаса Нерукотворного произвело на всех неизгладимое впечатление. Храм по-рождественски украсили хвойными ветвями, они склонялись над нами, как деревья в лесу. Иконы храма, украшенные расшитыми рушниками, отражали мерцание наших свечей, и от этого святые лики казались живыми. При свечах - единственном освещении храма - все было так загадочно и таинственно, что даже самые веселые наши дети присмирели, внимательно слушая матушку Наталью - нашего экскурсовода. Ее проникновенный, искренний рассказ о монастыре тронул многих до слез.
Благоговейно приложились мы к иконе Божьей Матери "Валаамская" - святыне, которая получила здесь название "Расстрельная", т.к. и сейчас видны на ней следы от пуль безбожников-красноармейцев.
Выйдя из пещер, мы ахнули - дивная рождественская картинка раскинулась перед нами: густые синие сумерки освещал одинокий фонарь, обледеневшие склоны мерцали неземным светом, одинокий столп - "дива" превратился в сумерках в молящегося монаха, а грани между небом и землей не было - все слилось воедино.
К сожалению, нам не удалось переночевать в монастыре (обитель бедна и крайне ограничена во всем), но ужином нас покормили, и затем, в ночь, мы выехали в Москву. По дороге мы слушали духовные беседы и песнопения, а мне, глядя на задумчивые лица ребят, вспомнились слова задонской песни:
"Отпусти меня, мама, в обитель:
Я давно уж хочу с Богом жить,
За тебя, за сестру и за папу,
За людей всех чтоб Бога молить..."
Низкий поклон Вам, молитвенники за землю Русскую, а нам дай Бог еще не раз побывать на Вашей святой земле.
Заканчивая рассказ, хотелось бы от всех паломников выразить глубокую благодарность руководству Одинцовского Благочиния за эту замечательную поездку.
3.141.21.199
Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
86
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в: