ВСТРЕЧИ ПРАВОСЛАВНОЙ МОЛОДЕЖИ
24 ноября 2001, 12:35
В уходящем году в Московской епархии по благословению митрополита Ювеналия состоялись три межрайонные встречи православной молодежи. В них приняли участие юные прихожане Ногинского и Одинцовского церковных округов, Гребневского храма города Одинцово и Богоявленского собора города Ногинска, храмов Свято-Троицкого храма посёлка Старая Купавна, Свято-Пантелеимоновского в Марьино (пос. санатория им. Герцена), Свято-Никольского села Макарово, Михаило-Архангельского села Михайловское. Каждая встреча собирала от 130 до 180 участников в возрасте от 12 до 25 лет. Ребята представляли православную гимназию имени священномученика Константина Богородского, воскресные школы всех названных выше соборов и храмов, православный детский дом Ногинского благочиния и Одинцовский православный молодежный центр.
Первая встреча прошла зимой, 18 февраля, в начале масленицы. Богородцы окружили приехавших ровесников таким неподдельным радушием, что благочинный церквей Одинцовского округа архимандрит Нестор (Жиляев) тогда же, заблаговременно, начал подготовку к организации ответного повторного мероприятия "на своей территории". Вторая встреча прошла в Одинцовском благочинии 7 октября, а третья (снова в Ногинске) 21 октября.
Три встречи заложили своеобразный фонд идей и практического опыта. Кратко восстановив вехи основных событий и сообщив о ярких впечатлениях, постараемся в завершение передать мысли, прозвучавшие в проповедях, высказанные в беседах священников и педагогов.
Зимняя встреча осталась в памяти шумной, весёлой, во многом импровизированной - она явилась импульсом к дальнейшему движению. Более глубокое, продуманное стремление к сближению православной молодёжи разных приходов обрело конкретные формы выражения уже осенью. 7 октября, утром, автобусы с табличками "Богоявленский собор" и "Гребневский храм" въезжали на двор Пантелеимоновской церкви бывшего сельца Марьино, выросшего в посёлок санатория им. Герцена.
Это - крайняя северо-западная точка Одинцовского района, место просторное, красивое, возвышающееся над величавой излучиной Москвы-реки. Церковный сад граничит со старинным парком, в центре которого - усадебный дом князей Щербатовых. Неподалеку от храма - спортивные площадки. Повсюду, куда ни глянь, многолетние липы, дубы, сосны. Крупных населённых пунктов поблизости нет, тишина и покой разлиты в воздухе, огласившемся, впрочем, в то утро криками и смехом, радостным возбуждением съехавшихся юных путешественников.
Литургия. В храме, не очень большом, заполненном до дверей, как будто улыбающемся десятками лиц - приход всегда искренне, до слез на глазах чувствительных женщин, рад приезду гостей - чинно совершалась самая главная служба. Предстоял святому престолу архимандрит Нестор, ему сослужили благочинный Ногинского округа протоиерей Михаил Ялов и настоятель церкви священник Павел Карташев. Стройно пел молодежный хор Гребневской церкви, внимательно и осторожно прислуживали в алтаре юноши из Одинцова и Ногинска. Даже у подсвечников, как заправские церковницы, стояли девочки, впервые попавшие в этот храм, но вполне знакомые с тем, что происходит в храме: о чём поют, что возглашают, ради кого и что здесь сейчас происходит. По окончании - обед в трапезной при храме, переделанной из бывших княжеских конюшен. Минувшее не истребляется на приходе, напротив, собирается по крупицам и изучается. Подтверждение тому - издаваемые Пантелеимоновским храмом историко-краеведческие альманахи.
Необычно видеть священников у кромки площадки для мини-футбола. Но кому, как не пастырю, рассудить дружеский поединок одинцовской и ногинской команд? Накаленно, с полной самоотдачей и тщательным соблюдением правил игры прошел матч, в котором победили ногинские футболисты. Но в волейбольной встрече верх одержали девушки из Одинцова.
По дороге к реке, в глубине парка, ребят ожидал усадебный дом Щербатовых. Местные жители называют его "замком" и понятно, почему: он окружен рвом, украшен смотровой башней и коническим шпилем. В этот день ребята услышали рассказы об удивительных людях русской земли.
Хозяин "замка" князь Александр Григорьевич Щербатов, разносторонне одаренный человек, по служебной линии достиг звания камергера Высочайшего двора.
Зачем же он, аристократ, обладатель крупного состояния, только и делал, что трудился на благо своих соотечественников?
А он - послышался девичий голосок, - наверное, и не хотел по-другому, его так научили в детстве, чтобы всегда работать.
Коневод и этнограф, общественный и земский деятель, основатель Союза русских людей, экономист, публицист, церковный староста, автор многих научных книг, неустанный благотворитель крестьянского сословия, специалист но производству молока и молокопродуктов, председатель Российского агрономического общества, пламенный патриот, даривший Родине санитарные бронепоезда и больницы, строитель храмов и домов престарелых - не перечислить всех его трудов и заслуг.
Его сын Александр, имевший своим духовником праведного Иоанна Кронштадтского в последние годы жизни всероссийского батюшки, и сам похороненный в ограде Иоанновского монастыря на Карповке, служил во флоте, был награжден орденами в русско-японскую войну 1904-1905 годов. Служил и в тылу, отвечая за мобилизацию на фронт. Как и отец, сын благотворил и раздавал. Своим имением, без позы, без рекламы, князья служили Родине.
На краю старинного села Васильевского - центральной усадьбы княжеской "Васильевской экономии" - построен параллельно течению реки и близко к воде, но как будто не стоит на месте, а плывёт впереди череды домиков вниз, к Звенигороду, к Москве, некогда величественный храм Воскресения Словущего. Петровская эпоха. Обетный.
Емелиан Игнатьевич Украинцев, думный дьяк, возглавлявший в разные годы разные приказы (министерства) Московского государства, но продолжительнее прочих Посольский, дал обещание Господу, в то время находясь в трудном и затянувшемся посольстве в Константинополе, в случае заключения желаемого мирного договора с Османской Империей (Турцией), что построит церковь в своем имении (тогда Васильевское принадлежало ему) и посвятит ее своему Спасителю.
Искусством дипломатии и вдохновлявшей его верностью России преодолев интриги Польши, Великобритании, Франции, успев за год посольства стать близким другом двух Патриархов, Константинопольского и Иерусалимского, Украинцев заключил мир на 30 лет.
Лишь только известие об этом достигло Петербурга, государь Петр Алексеевич на следующий же день объявил Швеции войну. Великую северную, превратившую Московию в Российскую Империю. Украинцев привез из Константинополя и личный дар Святейшего Досифея Иерусалимского - в специальном ковчеге, на котором выгравирована по периметру история посланничества, стопу преподобной Марии Египетской.
А где это сейчас? - спросили сразу дети.
Ковчег в Историческом музее, хотя подарен, что на нем ясно читается, Московскому Сретенскому монастырю. А святые мощи преподобной богоборцы изъяли в 1928 г. и неизвестно, где это сейчас.
Россия, - сказано было в заключение экскурсии, - стояла и будет стоять потому, в частности, что ее изо дня в день укрепляли такие умные и боголюбивые люди, как Емелиан Украинцев, его наставник Афанасий Ордын-Нащекин, князья Щербатовы, графы Строгановы. Живая вера составляла внутреннюю силу их успехов и сберегает память о них в потомках.
Далее по программе встречи следовал костёр и песни с вкушением испеченного на углях румяного полдника. Стоянкой расположились в 30 метрах от реки, а рядом - удивительной красоты лес, каким он бывает только в эту пору, багряно-розовый, зелено-желтый.
Богоявленский собор Ногинска, принимавший гостей из Одинцова 21 октября, поражает своим величием. Здесь всё поставлено на прочную основу, с разумным размахом. Если учить и воспитывать, то по-настоящему, в своем православном детском саду, в своей ногинской, православной гимназии, в давно и слаженно действующей воскресной школе. И отдыхать стараться основательно и вместе, хотя и не на совсем своей, но обустроенной для себя базе отдыха.
На Божественной Литургии архимандриту Нестору и протоиерею Михаилу Ялову сослужили пять священников и два диакона. Пел великолепный хор Богоявленского собора, ему достойно вторил молодежный хор Гребневского храма. После Литургии, по доброму обычаю, всем приехавшим на встречу предложили праздничную трапезу.
К природе, на которой предстояло активно отдыхать, лучше знакомиться друг с другом, соревноваться, вместе петь любимые песни и подкрепляться ставшими традиционными сардельками на углях, отправились на автобусах. Встреча продолжилась в оздоровительном лагере "Солнечный" близ села Ивановское - он и является летним местом отдыха ногинских гимназистов, учеников воскресной школы, воспитанников детского дома. Играли в футбол, перетягивали канат, даже катались на мотоциклах.
Что будет с нашей Церковью, с нашей страной, с её народом? - этот вопрос определённо и иносказательно возникал в разговорах за трапезой, в пути, на природе. Любое столкновение с отсутствием веры, с нежеланием знать Бога не может не отзываться болью в сердце церковного человека. Мы, по мнению одного из присутствовавших на встрече священников, невесёлые свидетели пагубных следствий насаждавшегося в стране безбожия и свободно избранного нашими недалёкими предками безверия. Не было, кстати, в допетровской Руси более обидного слова, чем душегуб. Когда душепагубность, самоуверенный материализм начинает господствовать, внедряется и в образование - что же иное, как не образ тупости и жестокости, материализуется тогда в исторической перспективе?
В течение последних пятнадцати лет ситуация меняется. Мы переживаем не нами заслуженное возрождение Церкви. Его глубокая причина заключена в подвиге русских новомучеников и исповедников. Но у возрождения имеются и конкретные обстоятельства: к ним следует отнести благоприятную атмосферу в нынешней России для проповеди Евангелия. И надо, по общему рассуждению принявших участие в беседах священников и педагогов, сопротивляться хамству, уметь по-человечески благодарить, не смущаясь предвзятой критикой начальствующих, исходящей от псевдоцерковных СМИ. Просто не стесняться, славя Бога за врученный талант, еще и благодарить публично власти всех уровней последнего десятилетия истории России за прямое содействие духовному возрождению народа, за взаимодействие с Церковью в ее социальном служении. Среди прочего за помощь или, в отдельных случаях, за доброжелательное невмешательство в нашу работу с молодежью. Болезни угнетают нас сегодня, но корни их - во вчерашнем государственном безбожии, в непреодоленном агрессивном материализме.
Воспитывать детей - труд особой тонкости и сложности. Он напоминает земледельческий. Это - возделывание почвы, подготовка её к плодородию. Работа "культурная" по преимуществу; работающий - культивирует... Как наблюдательный земледелец уповает на Бога, памятуя, что от него - труды и поты, а от Отца Небесного - урожай, так и опытный наставник знает, что результат его усилий - в воле Божией. Когда именно так осознаётся цель, тогда и каждый шаг к ней не станет напрасным, бесплодным. Воспитание - работа долгосрочная.
Над детьми работают и те, кто глух или враждебен Церкви. Есть и слово для выражения сущности этой работы - обрабатывание. Поощрение страстей с целью превращения личности в материал и товар.
Церковь в своей воспитательной работе ставит иные цели. Далекие от коммерции, чуждые стремлению манипулировать людьми. Это и не в природе Церкви. Юное сердце, внушаемое и увлекающееся, раскроется только перед делом доказанной искренностью. В том-то и существо вопроса, что Церковь не рассчитывает на моментальный результат, на какую-либо земную выгоду. В ее соборном сознании живут священные слова: "Сын мой! отдай сердце твое мне..." (Пр. 23,26)
Проповеди архимандрита Нестора, имея основой, как правило, прочитанное на Литургии Евангелие, всегда предельно актуальны. В его словах с амвона и 7, и 21 октября настойчиво проводилась мысль о необходимости широкого и живого общения молодежи.
Источник общения - наше общее дело,
Литургия. Но церковными стенами в предметном смысле это общение ограничиваться не может. Не должна ли Церковь неспешно раздвигать свои пределы и с любовью воспринимать то, что ей предано Творцом? Неспешно и решительно, потому что юноши и девушки, которые ныне здесь, в храме, наполняются силой, приобщаются вечности, прежде чем понесут духовные богатства в мир, к людям, должны еще вырасти, возмужать, умудриться. Не поспешат они приспособиться к миру, - обратил внимание слушающих отец архимандрит, - но постараются поделиться с миром любовью и правдой, усвоенными в Церкви. А мир сейчас патологически молодеет. Так называемые молодежные ценности подменяют собой все прочие. "Правильно" всегда выглядеть молодым, спортивным, получающим удовольствие, смакующим бытие. А Православие - это восхождение в гору, это то, что получается не всегда быстро и берется только усилием. Зато радости здесь - иного уровня и не развеются, как туман. В единстве, - подчеркнул отец Нестор, - в общении и братолюбии наша сила.
Протоиерей Михаил Ялов, как бы откликаясь на слова отца архимандрита, вспомнил свое недавнее плавание на военном корабле из балтийских вод в северные моря. На судне подавляющее большинство составляли крещеные в Православии мореходцы - матросы и офицеры. Многие из них не знали и стеснялись своей веры. А горстка мусульман на корабле свою религию демонстрировала. Каково же наше отношение к собственной истории, к своей культурной самобытности и духовным сокровищам? Нам нужно знать нашу веру и знать друг друга. Мы - одна семья и, хотя в море житейском, в огромном мире являемся малым стадом, но в то же время призваны стать солью земли. Чтобы не обессилеть, надо быть вместе.
Встречи молодежи планируются и на будущее. Они многому учат. Среди иного важного напоминают о двух драгоценных для всех педагогов свойствах ума и сердца - о постоянстве и постепенности. Мы сегодня только сеем, и дай Бог, чтобы семя упало на удобренную почву.
18.191.97.229
Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
315
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в: