Ехали послы через Вязёму

18 марта 2006, 19:02

Сенсационное открытие археологов

Зимой, в студеное время, исследователи прошлого Одинцовской земли подводят итоги сделанному за год и намечают планы будущих изысканий. Минувший сезон оказался очень удачным для археологов – сотрудников Государственного историко-литературного музея-заповедника А.С.Пушкина. Можно сказать, сбылась их многолетняя мечта: наконец-то определено местонахождение знаменитого Вяземского яма (станции смены лошадей).

Традиционно считалось, что этот важный пункт, обеспечивавший пятьсот лет назад связь Москвы с европейскими государствами, следует искать на месте нынешних Больших Вязем – старого села, известного замечательной годуновской церковью и усадьбой князей Голицыных. Ведь именно об этом говорят все справочники и туристические путеводители.

До самого последнего времени занимавшиеся этим вопросом подмосковные краеведы также связывали историю Вязем с ямским поселением. Все было логично: село расположено на Большой Можайской дороге, уходящей своей историей вглубь веков. Казалось бы, где как не здесь быть знаменитому яму, все упоминания о котором однозначно связывались с «Можайкой»? К тому же в селе была почтовая станция, обслуживавшая в XVIII – XIX веках почтовый Смоленский тракт.

Однако более пристальный анализ письменных источников заставил усомниться в этих утверждениях. Оказалось, что на отрезке между Можайском и Москвой направление дороги неоднократно менялось. Еще двести лет назад она не везде совпадала с современной, а в XVI веке, когда существовал ям, и вовсе пролегала несколько севернее. «Сползание» шоссе к современным Вяземам произошло, видимо, уже в годуновское время, после того, как в селе возникла богатая царская усадьба, а речка была перегорожена каменной плотиной. Не следует забывать, что крупный средневековый ям не имел практически ничего общего с позднейшими почтовыми станциями. Для его устройства требовалась гораздо большая площадь да и сам принцип устройства был иным.

Отправляясь на поиски Вяземского яма, исследователи основательно проштудировали письменные источники и уже в общих чертах представляли себе его историю, осознавая важность предстоящего открытия. Но как найти это место, затерянное средь подмосковных лесов? Древние дороги давно исчезли, а еще раньше в прах обратились все наземные постройки. Помогли старые карты. С их помощью удалось предельно сузить район поиска. Результаты обследования возможного района превзошли все самые смелые ожидания специалистов.

По обеим берегам речки Вяземки были выявлены следы обширного средневекового поселения, превышающего по площади десять гектар. Не всякий древнерусский город имел такие размеры. Для Одинцовского района они являются рекордными. Из числа известных на данный момент памятников археологии, пожалуй, лишь археологический комплекс Хотяжи может поспорить с новооткрытым селищем.

Территория поселения ныне полностью покрыта лесом. Однако среди вековых деревьев видны свидетельства некогда кипевшей здесь жизни. Только беглый осмотр местности позволил выявить остатки более чем полусотни наземных построек! Некоторые из них, судя по размерам подпольных ям, были весьма солидными. Удалось определить и место древней церкви, а также окружавшего ее кладбища. Церковное место угадывается в небольшом всхолмлении – это все, что осталось от фундамента. Судя по завалу горелого дерева и прокаленной глине, храм погиб в огне. Вокруг, под слоем лесной почвы – замечательные каменные надгробия, покрытые богатым орнаментом.

Не менее удивительным оказалось устройство самого поселения. С одного берега на другой ведет удобная дорога – для ее устройства подрезали береговой склон. Вода сохранила остатки старинной деревянной переправы, укрыв их под влажными песчаными отложениями. А дальше, там где дорога поднимается на противоположный берег, археологов ждала новая неожиданность: оказывается, подъезд к яму замощен булыжником! С подобным средневековым «шоссе» специалисты столкнулись впервые.

Впечатляет сохранность поселения. Обычно археологический памятник доходит до ученых «не свежим», с теми или иными позднейшими нарушениями Но в данном же случае перед ними открывается практически полная картина раннего ямского стана. На протяжении последних четырехсот лет здесь не было масштабных земляных работ и крупного строительства, благодаря чему культурные слои и остатки исторических построек сохранились практически первозданными.

Уже сейчас можно сказать, что по мере дальнейших исследований будут «проступать» все новые черты древнего поселения. Например, вполне вероятно открытие следов гидротехнических сооружений. Но, конечно, соблазнительней всего найти место приезжего двора, на котором останавливались посольства. Исследователи уже провели шурфовки (бурение скважин) и добрались до материальной культуры Вяземского яма. Выявлены остатки кирпичных печей, каменных погребов-ледников и глубокого подвала с хорошо сохранившимся деревянным полом. В одном из шурфов обнаружилось большое количество железного шлака, как свидетельство некогда бывшей здесь кузницы.

Радует обилие и разнообразие керамики. Собранные фрагменты относятся к различным типам сосудов: горшкам, мискам, кувшинам, кубышкам, кружкам, корчагам. Подобный состав керамической посуды скорее типичен для города, нежели для сельского поселения. Впрочем, столь же нетипичными являются находки лощеных керамических плиток. Об их предназначении пока можно только догадываться…

Среди найденных древностей доминируют вещи XVI века. Это и предметы христианского культа и бытовые вещи – ножи, детали дверных замков, поясные пряжки… Однако и тут не обошлось без неожиданностей. Исследователям попался необычный бронзовый предмет, известный в археологических кругах под названием «трубчатый игольник». Подобные вещи, найденные в древнейших русских городах – Суздале и Белоозере, относятся к X—XI векам. Находка, а также обнаруженная наряду с ней керамика наталкивают на мысль о еще более древнем поселении – предшественнике Вяземского яма. Не было ли здесь одно из велико­княжеских сел? Как бы то ни было, сделанные открытия уже будоражат воображение археологов, а ведь это всего лишь результаты первых разведок.

Особого внимания заслуживает ландшафт памятника. Место для устройства яма выбрано очень удачно. Оно отвечает всем необходимым требованиям, сочетая удобство расположения с природной защищенностью. Центральная часть поселения была ограничена рекой и двумя глубокими оврагами. По их каменистому дну до сих пор бегут прозрачные ручейки, укрытые от посторонних глаз зарослями калины, бузины и дикой смородины. Судя по обилию найденных здесь обломков керамической посуды, эти источники издавна использовались для водоснабжения. На высоком берегу красовалась ямщицкая церковь, как бы нависавшая над взбегающей по склону дорогой. А внизу под горой струилась речка, дававшая водопой посольским коням.

Сделанное открытие можно смело назвать сенсационным. До сих пор ученым не доводилось иметь дело с ранними ямскими поселениями подобной степени сохранности. Неслучайно эта категория археологических памятников остается практически неизученной. Тем радостнее осознавать тот факт, что новооткрытый ям принадлежит к числу не просто ранних, но и очень важных пунктов, ведь он фактически контролировал внешнеполитические контакты Московской Руси на западном направлении. Проезжавшие Вязему посольства уже через два-три дня могли быть приняты в Кремле. Отрадно, что столь замечательный памятник археологического наследия расположен именно на нашей Одинцовской земле. Это еще одно зримое свидетельство богатства ее истории.

Алексей Смирнов,

старший научный сотрудник Государственного историко-литературного музея-заповедника А.С. Пушкина.

Ямы или ямские станы возникают как элементы средневековой дорожной инфраструктуры по основным дорогам, связывавшим Москву с другими городами и зарубежными государствами. Их появление относится к концу XV века, то есть ко времени, когда закладываются основы современной российской государственности. В этот период окрепшее Московское княжество налаживало дипломатические отношения со своими новыми соседями и с более удаленными странами.

Отправляясь со специальными поручениями, гонцы и послы великого князя пользовались подорожными грамотами. Они могли беспрепятственно следовать до самой границы, получая на ямах ночлег, продовольствие, фураж, а если необходимо, свежих лошадей, подводы и возчиков. Очень важную роль играли ямы в процессе «доставки» иностранных посольств ко двору московского князя. Тогдашний дипломатический протокол детально регламентировал перемещение иноземцев по территории Московского государства. Специально назначенные приставы из числа московских дворян сопровождали посольства «от яма и до яма», ведали всеми вопросами размещения и обеспечения высоких гостей во время долгого пути, решали транспортные проблемы, а заодно следили, чтобы дипломаты не контактировали с посторонними.

3.135.204.43

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
1 726
F
лично#
Первый министр путей сообщения был назначен ещё "Грозным".
Слышал, что в МПС знают где настоящая карта этих дорог, станов, и ям хранится.
По этому поводу вроде писали в газете "ГУДОК" - типа все ж.д. расположены на этих старых дорогах, и основная масса ж.д. станций с интервалом 45, и 60 км., это бывшие станы и ямы.

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи