Непонятый реформатор

21 марта 2006, 22:43

2006 год в России объявлен годом Армении. 22 января состоялось его торжественное открытие, когда президент России Владимир Путин встретился в Большом Кремлевском дворце с президентом Армении Робертом Кочаряном, объявив, что распад бывшей великой державы — не значит прекращения исторически сложившихся связей с братской республикой. На встрече присутствовали известные всему миру представители этой нации: Шарль Азнавур, Мишель Легран, Армен Джигарханян, Артур Чилингаров, Ара Геворгян и другие. Армения по-прежнему верный союзник России в Закавказье. На ее территории остаются формирования Вооруженных сил России. Для нас — это последний реальный оплот за Кавказским хребтом. Для них — гарантия целостности и независимости страны. Армяне еще помнят турецкую резню 1915 года, когда погибли полтора миллиона их соотечественников, исповедовавших христианскую веру. До сих пор каждый год 24 апреля у армян всего мира день траура. Геноцид прекратился лишь с приходом Русской армии по высочайшему повелению императора Николая II. С тех пор Армения видит свое заступничество в России. Да, сегодня изменились границы, СССР прекратил свое существование, и армяне (после белорусов) одни из немногих, кто искренне жалеет об этом.

В Одинцове еще в советское время сформировалась община выходцев из этой республики. С одной стороны границами они сегодня оторваны от родины, с другой — хотят, чтобы мы, коренное население, поняли, насколько они сблизились с русскими. Уважая нашу культуру, наш образ жизни, наши традиции и близкие к ним по своей вере, представители армянской общины попросили рассказать со страниц «Новых рубежей» о самых видных представителях своей нации, которые верой и правдой служили Великой России, нашей общей стране.

В начале 40-х годов XIX века двое молодых дворян, не располагая возможностями на большее, сняли квартиру на паях. В дальнейшем один из них станет знаменитым русским поэтом Николаем Алексеевичем Некрасовым, а другой — Михаил Тариэлович Лорис-Меликов — всемогущим министром внутренних дел Российской империи, чьи решения мог отменять лишь Александр II.

Михаил Тариэлович Лорис-Меликов — представитель одной из древнейших дворянских фамилий — родился в 1825 году. Отец Лорис-Меликова основал довольно значительное торговое дело в Тифлисе и имел коммерческие интересы за рубежом. В 1832 году род Лорис-Меликовых, представив необходимые данные о благородстве своего происхождения, был причислен к потомственному российскому дворянству.

В 1843 году Лорис-Меликов был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк. Служба в этом полку была хорошей школой для молодых офицеров.

В 1847 году его перевели на Кавказ, где в это время Россия воевала с Турцией. Командующий войсками на Кавказском фронте Н.Н. Муравьев окружил ряд городов и решил создать партизанский отряд, действующий в тылу врага. Командование этим отрядом он поручил Лорис-Меликову, который включил в его состав кроме российских воинов добровольцев — армян, грузин, курдов из местного населения. Успехи отряда — дерзкие партизанские рейды вокруг Карса и других городов Западной Турции.

Затем был перевод на Северный Кавказ, где война велась уже с 1817 года. Лорис-Меликова назначили начальником в одну из самых горячих точек — южные районы Дагестана и одновременно дербентским градоначальником. После, целое десятилетие, с 1863 года он был начальником Терской области, наказным атаманом Терского казачьего войска в местности, где, как недавно в Чечне, постоянно велись боевые действия. Там он не стал завоевателем. Привлекал горцев к виноградарству, табаководству, развитию ремесел. За что получил признание местного населения. В результате, в 1869-м, через четыре года после окончания Кавказской войны управление краем перешло к гражданским властям.

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов Михаил Тариэлович по сути стал командующим закавказским фронтом. Боевые действия шли с переменным успехом, но Лорис-Меликов освободил значительную часть территории Западной Армении, получив титул графа.

Новая беда в 1879 году — эпидемия чумы в Астраханской губернии. Генерал от кавалерии Лорис-Меликов назначается Александром II ее временным генерал-губернатором, которому подвластны были и соседние губернии. Оцепив плотным воинским кордоном зараженные территории, Михаил Тариэлович не допустил эпидемию на остальную часть России.

После волнений в Харькове Лорис-Меликова направляют генерал-губернатором и сюда. Порядок в городе был наведен быстро без арестов и кровопролитий. В то же время совершено очередное покушение на императора Александра II. На кого из государственных лиц следует положиться для того, чтобы добиться умиротворения в Российской империи? — решал царь. Выбор пал на Михаила Тариэловича. Лорис-Меликову придавались диктаторские полномочия по управлению Российской империей в период жесточайшего политического и экономического кризиса.

Верхи — дворцовая знать — встретили Лорис-Меликова в штыки, дав ему прозвища «армянский шарлатан», «ближний боярин»… Революционеры заклеймили кличкой «волчья пасть — лисий хвост». В него, участника 180 сражений, стрелял террорист. «Пуля меня не берет, молодой человек», — сказал тогда Михаил Тариэлович.

Следующим шагом Главного начальника стали кадровые перестановки. Мешавших его замыслам чиновников он отправил в отставку. Появились новые издания конституционно-либеральной направленности, а самого министра стали называть «Бархатным диктатором».

В планы Лорис-Меликова входила широкая программа модернизации государственной и общественной жизни России. В то же время царь решил, что умиротворение наступило, и назначил Михаила Тариэловича министром внутренних дел. Лорис-Меликов из тактических соображений не употреблял слово «конституция», чтобы не обострять взаимоотношений с реакционными кругами в правительстве и при дворе. При постоянно колеблющемся Александре II Михаил Тариэлович считал принципиально важным совершить первый шаг в ограничении самодержавия.

17-е февраля 1881 года император наконец-то решил объявить для народа началом нового этапа своих великих реформ. В союзниках он видел Лорис-Меликова. Но судьба распорядилась иначе. 1 марта 1881 года Александр II был убит террористами. А спустя два дня его сын, император Александр III получил записку от К.П. Победоносцева «…Безумные злодеи, погубившие родителя вашего, не удовлетворятся никакой уступкой и только рассвирепеют… Не оставляйте Лорис-Меликова. Я ему не верю…» Начались интриги, организованные Победоносцевым, и Михаил Тариэлович 7 марта 1881 года подал прошение об отставке.

Лорис-Меликов уехал за границу, где тяжело заболел туберкулезом и скончался в Ницце зимой 1888 года. Прах, по завещанию, в дальнейшем перевезли в Тбилиси, где он покоится и сегодня — реформатор, непонятый современниками.

По материалам журнала

«Армения & мир».

18.220.69.227

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
1 897
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи