Тьюторство нам поможет?
На страницах «Недели» продолжается дискуссия о равнодушии современной школы. Читатели разделились на два лагеря: тех, кто считает, что советская школа лучше действующей, и тех, кто верит в современное среднее образование и предлагает свои выходы из проблемной ситуации.
Времена, когда классный руководитель в школе был второй мамой для своих подопечных, когда он сражался против каждой двойки своего ученика, когда он, не считаясь со временем, посещал родителей учащихся, когда успевал организовывать массу интересных мероприятий - вечера, КВНы, диспуты - к сожалению, прошли.
Сегодня в большинстве случаев классный руководитель проводит одно, ну два родительских собрания за четверть, на которых обычно решаются вопросы денежных взносов на нужды школы, чуть приструнит зарвавшихся школяров на классном часе, который проходит во время урока того предмета, который он ведет.
Результат - потеря единения со своим классом. Дети чутко реагируют на формализм и отвечают на него равнодушием. Они упорно держат дистанцию и вряд ли придут за советом к своему наставнику. То же происходит во взаимоотношениях учеников и учителей-предметников. Отсутствие взаимопонимания, уважения и, если хотите, любви привело к ухудшению дисциплины на уроках, а, значит, и к снижению качества обучения.
Педагоги, подчас не задумываясь, ставят двойки. Ученики в упорном сопротивлении срывают уроки.
Российская педагогика сегодня в поиске возможностей разрыва этого замкнутого круга. Тьюторство - это одно из направлений этого поиска, это идея педагогического поиска, осуществляемого совместно с подопечными. Тьюторское сопровождение позволяет педагогам работать с интересом каждого ученика, помогать осваивать способы нахождения новых знаний, отвечать на конкретные запросы обучающихся и на базе этого помогать разрабатывать индивидуальные образовательные программы, которые послужили бы началом создания своего образа будущего. «Тьютор» - в переводе с английского означает « наставник».
Вторая кубинская общеобразовательная школа - одна из первых в Одинцовском районе стала внедрять у себя идеи тьюторства. Результаты первых опытов положительны. Недавно на базе школы прошел семинар для руководителей муниципальных общеобразовательных учреждений по теме: «Тьюторское сопровождение в образовательном пространстве школы» с участием доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики МПГУ им. Ленина Т. М. Ковалевой. На семинаре присутствовали директора тридцати школ района.
О том, насколько приживаются тьюторские идеи в Одинцовском районе, «НЕДЕЛЕ» рассказала директор второй кубинской школы Татьяна ЦВЕТКОВА.
- Татьяна Константиновна, что Вас привлекло в идее тьюторства, убедило в необходимости ее внедрения в школе?
- Личный опыт. Началось все с проблемы с сыном, который никак не мог выучить таблицу умножения, запомнить правила написания -жи, -ши, -ча, -ща, но обожал самолеты и с пятилетнего возраста без помощи взрослых склеивал их модели. Подумав, я решила использовать интерес сына. Написала слова, где присутствовали -жи , -ши, прикрепила к самолетам в виде красивых флажков, - и правило было выучено. Точно так же мы покорили таблицу умножения, дальше с ребенком я работала уже чисто интуитивно, где не получалось, подключались его увлечения. Свой домашний опыт перенесла в школу. И он меня ни разу не подвел. Апатичный, неуспевающий ученик преображался, стоило его чем-то заинтересовать или постараться понять его увлечения и умело соединить их с учебным процессом. Таковы же были наблюдения у моих коллег. Так появился круг единомышленников, так мы пришли к тьюторству. Я хочу подчеркнуть, если деликатно и психологически грамотно работать с интересом ребенка, можно каждому юному человеку помочь найти свое «Я» и самоопределиться в жизни. И тогда школа не будет «терять» детей на 11-летней школьной дороге.
- И вы сегодня «не теряете» детей?
- К сожалению, теряем. Но мы только в начале пути. В этом учебном году у нас созданы профильные классы с математическим, социально-экономическим направлениями. Но мы допустили ошибку, не организовав класс с гуманитарным уклоном. В итоге дети, которым интересно именно это направление, оказались в общеобразовательных классах, что снизило их интерес к учебе.
- Как относятся родители учеников к тьюторским инновациям?
- Прежде чем стать на путь эксперимента, мы провели в школе ассамблеи с родителями и учащимися. Нас поддержали. Каждый родитель хочет, чтобы у его ребенка был интерес к учебе. Тьюторство позволяет открыть в ученике «божью искру», выявить его склонности и потом осторожно вести его к цели. Учащихся в данном процессе подкупает интерес к личности каждого из них. Они хотят не просто учиться, а учиться интересно, уделять больше внимания именно тем предметам, которые нравятся.
- Каким вы видите педагога в современной общеобразовательной школе?
Это педагог-наставник, который должен быть и «швец, и жнец, и на дуде игрец! », а для детей группы риска тьютор должен стать и отцом, и матерью.
Галина НАДТОЧАЕВА
"Одинцовская НЕДЕЛЯ" специально для "Одинцово-ИНФО"
18.219.209.144
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в: