Фотограф – судьба такая
Часто бывает так, что о каком-то человеке интересно бывает рассказать не с того даже момента, когда он появился на свет. А намного ранее. Чтобы лучше его понять, оценить – почему он именно таким вырос? Что его в жизни двигало, что питало? Почему он именно такие поступки совершал? А в нашем случае интересно было даже то, где Виктор Кузьмич Фисенко, 1908 года рождения, впервые взял в руки фотоаппарат, как научился своему делу, которое умел делать блестяще. И мы это узнали.
Фотографии из архива семьи предоставлены Н. Рассохиной
и Л. Ломоносовой.
Наталья Рассохина и Любовь Ломоносова снимками из своего архива вернули редактора «Рубежей» во времена былые. И пошли воспоминания…
Глава первая. Сюжет для Шолохова? Булгакова? Алексея Толстого?
В Одинцове семья Фисенко жила не всегда. Род ведет свою историю от крепостного крестьянина Сергея Фисенко, бежавшего с Украины за Урал, в Сибирь, в город Ялотуровск. Здесь он осел, женился, обзавелся детьми. Сын его, Кузьма Сергеевич, 1876 года рождения, попал на военную службу, достойно послужил царю и отечеству 20 лет, участвовал в войне 1905 года. Вышел в отставку, и привез с Дальнего Востока в Ялотуровск красавицу-жену, казачку Лукерью Никитичну. И вот тут начинаются вещи почти что невероятные. Крестьянский сын Кузьма Сергеевич, судя по всему, времени на царской службе не терял. Тянулся к технике, ко всему новому, учился, познавал. А когда приехал домой, открыл первую в городе фотомастерскую. Начал ремонтировать часы. Немного погодя - первый в городе (а может, и во всем Зауралье) кинематограф!
Так что трудно точно сказать, во сколько лет взял в руки фотоаппарат Виктор Фисенко, второй сын Кузьмы Сергеевича (всего в семье было 12 детей).
Ялотуровское фотоателье.
Очевидно лишь, что был он прибит к этому ремеслу, как и ко многим другим навыкам и умениям, с детства. Как и остальные дети в семье – фотографировали все, даже девочки. В фотоальбомах сохранились те снимки, снятые в ателье Ялотуровска – Фисенко, разумеется, фотографировали не только горожан, но и самих себя. Семья жила явно зажиточно по тем временам, и фотографии это передают – дети одеты добротно.
Дети Кузьмы Фисенко. Виктор - второй слева.
Ну, а дальше… Пришел 1929 год. И у Кузьмы Фисенко начались неприятности. У него и его семьи отняли его дело. Правда, при этом не арестовали, не сослали на поселение, как многих других крепких хозяев в то время. Не потому, что из Сибири заслать уже некуда дальше – нашли бы, если б хотели. Россия большая, еще и Чукотка есть…. Просто, видимо, помогло то, что семья работников не нанимала – своих детей в избытке, помочь в мастерской всегда было кому. В рамки марксистсткой идеологии тех лет род Фисенко, видимо, не вполне укладывался. Не было квалифицирующего классовую вину признака – эксплуатации наемных работников. Может, как-нибудь по-другому их можно было определять – как частников, там, мелкособственников, или ещё как-нибудь эдак обидно. Но под ссылку эти определения не подпадали. Только под конфискацию дела, созданного трудом всей семьи, что и произошло.
Конечно, Кузьма Фисенко тяжело переживал случившееся. Его сын Александр впоследствии рассказывал, как отец после известия о реквизиции мастерской пошел на берег Тобола и молча сидел, глядя на воду. Александр подошел, постарался отца разговорить. «Плохо, Шура. Всё забирают», — пояснил Кузьма Сергеевич. «Пап, ну как «всё?» — возразил сын. «Разве всё? Ведь мы же с тобой. Старшие уже выросли, кое-что умеем, да неужто пропадём?»
Однако, Кузьма Фисенко поехал жаловаться в Москву, к самому всесоюзному старосте Михаилу Ивановичу Калинину. И доехал до Москвы, и попал на прием. И с Михаилом Ивановичем говорил. Впрочем, ничего семье не вернули. Хотя кое-чего добиться всё же удалось – предложили на выбор два участка под строительство дома – здесь, у нас, в Одинцове.
Строим дом в Одинцове.
Так Фисенко стали одинцовскими жителями. Не сразу, постепенно – часть семьи ещё некоторое время жила в Ялотуровске, но потом перебрались все. Кузьма Фисенко после переезда семьи в Одинцово нашел себе работу по специальности часовщика в Москве, в мастерской на улице Горького.
А на коньках и наши бабушки с дедушками были ох как не прочь погонять!
Глава вторая. Сюжет для Шекспира! Ромео и Джульетта
И вот в наше повествование вступает следующая, тоже очень интересная линия. Просто хоть сериал снимай о жизни этой семьи. У нашего героя, Виктора Фисенко, в Ялотуровске была любимая девушка, Фаина. Но не только Виктору она нравилась – на неё «запал» один из чинов местного НКВД. И начал буквально преследовать. Дошло до угроз: «Всё равно ты моей будешь. А не будешь – о семье подумай, у тебя родители и еще три сестры, и им никому жизни не будет, если откажешься за меня выйти». Угрозы оказались не пустым словом – впоследствии энкавэдэшник действительно мстил семье. Потому что девушка не согласилась с его настойчивыми предложениями и из Ялотуровска… бежала! Тайно, стараясь никому не попадаться на глаза, села на поезд и уехала в Москву, к Виктору, в семью Фисенко. В побеге девушке помогали трое братьев Виктора – они тогда жили еще в Ялотуровске. А в Москве Фаю встретил её любимый, и в Одинцове пара прямиком пошла в местный совет, расписываться. Тут случилась загвоздка - Фае еще не было 18 лет! И здесь уже вопрос ребром поставил Виктор. Дело в том, что он в одинцовском клубе аккомпанировал на фортепиано во время просмотра кинолент. Без музыки немые ленты смотреть было плохо, а кроме Виктора больше во всем Одинцове аккомпаниаторов не оказалось. И он заявил – пока не будет зарегистрирован брак, в кинозале ноги его никто не увидит! Поссовет сдался…
Глава третья. Война.
О войне семья узнала днем 22 июня. Есть фотография снятая ночью с 22 на 23-е. Её предложил сделать Виктор: «Никто не знает, как пойдет теперь наша жизнь. А память должна остаться».
Осенью по дороге на работу у Кузьмы Сергеевича случился инфаркт, спустя два дня он умер в больнице. Произошло это в октябре 1941 года. Страшное время. Молчит Сталин, враг приближается к Москве, и его самолеты становятся частыми гостями в небе столицы, а бомбежки начинают уносить жизни мирных жителей. Город полон слухов, он на пороге паники, на свалки выбрасывают собрания сочинений Ленина, переполнены эвакуирующимися дороги, ведущие на восток. Тяжелая картина. А много ли надо пожилому человеку, волнующемуся о судьбах своих детей и внуков?
На похороны отца отпустили из армии семнадцатилетнего Сергея — он есть на фотографии, сделанной во время похорон. А еще его имя есть на главном воинском мемориале нашего города, высеченное в граните – с войны он не вернулся, погиб под Ленинградом.
А Виктор Фисенко прошел всю войну, служил в артиллерии. Повезло – даже ранений не было, только контузия. На снимке он - слева.
Глава четвертая. Мир.
После войны Виктор устроился в Центральный институт прогнозов, где работал в отделе копировальной и множительной техники – серьезное по тем временам дело. Это нынче ксероксом никого не удивишь, а в то время работу на ризографах и светокопировальных аппаратах выполняли исключительно специалисты. К технике же Виктор Кузьмич был привязан накрепко. Умел, понимал – и она отвечала взаимностью. Первый телевизор, первый автомобиль в окрестностях «Второго завода» (народное название нынешнего 8-го микрорайона города Одинцово) – в его семье. А город рос, строился. Деревянные дома на улице Союзной пошли на слом, их жители получили благоустроенные квартиры. Сломали и дом, построенный семьёй Фисенко. Разъехалась родня, но все остались в городе. В семье Виктора Кузьмича и Фаины Иосифовны выросли двое детей, Анатолий и Светлана. Сыграли свадьбы, родились внуки… Из института прогнозов Виктор Кузьмич вышел на пенсию. И тут… тут началась его вторая трудовая биография. Несомненный его талант оказался очень востребован в городе Одинцово. Хороший фотограф всегда нужен – сделать ли технические фотографии, оформить стенд, Доску почета. Виктор Кузьмич работал чуть ли не на всех одинцовских предприятиях – комбинате мебельных деталей, Баковском заводе резиновых изделий, на Строийндустрии, на заводе эмальпосуды. Вспоминает Софья Ивановна Манкевич, главный редактор газеты «Новые рубежи»: «Когда Виктор Кузьмич делал снимки для Доски почета, они получались у него так, как будто это не простые работницы одинцовских предприятий, а киноактрисы с популярных тогда открыток. Умел выставить свет, умел взять нужный ракурс, в общем, это был большой мастер. Для газеты он был палочкой-выручалочкой, безотказно откликался на наши просьбы, всегда помогал. И характер у него был очень хороший — спокойный, интеллигентный человек, никогда голоса не повысит».
А время шло. Годы есть годы, они брали своё. Старый фотограф уже не мог обращаться с обычными аппаратами – ему трудно было наводить их на резкость. Выручил автоматический «Поляроид» — он делал всё сам, даже проявлять и печатать не приходилось. Я видел эти снимки. Интересно то, что даже слабые возможности этой техники Виктор Кузьмич использовал на все сто процентов. Если человек умеет ставить кадр композиционно, то это будет заметно всегда, рука мастера проявит себя в любом случае. «Поляроидом» Виктор Кузьмич снимал до самой смерти. Родные даже ругали его за это – мол, хватит уже, всех по сто раз переснял…
Главы… ненаписанные.
Ну, а как их сейчас написать? Ведь их пока только пишут своими судьбами потомки рода Фисенко. И пишут хорошо – думаю, предкам не стыдно за них.
Да, к сведению. В этом роду по-прежнему фотографировать умеют все. И не только фотографировать – есть конструкторы, технологи, геодезисты, телеоператоры, звукорежиссеры, видеоинженеры…
Другие снимки Виктора Фисенко вы можете увидеть в разделе фотогалереи нашего портала "Одинцово-ретро"
Если у вас есть фотографии старого Одинцова и окрестностей - пожалуйста, не выбрасывайте их! Сообщите нам, мы их отсканируем и разместим на наших страницах. А самим фото лучшее место - в Одинцовском историко-краеведческом музее.
3.15.145.50
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в: