Отсутствие бюджета сдерживает реформу одинцовского самоуправления

12 июля 2006, 09:02

Характерная особенность Одинцовского района - его самодостаточность. Главы поселений стремятся как можно быстрее пройти переходный период реформирования местного самоуправления и получить полноценные полномочия.

Это и возможность собственной подготовки и переподготовки муниципальных кадров на базе собственного университета. По словам ректора Игоря Русина, только в этом году переподготовку пройдут 350 служащих из района. Администрация района продолжает выделять средства на обучение студентов, в том числе и на факультете государственного и муниципального управления.

Географическое положение (близость к Москве), экономическая и социальная инфраструктура уже сегодня позволяет иметь поселениям района сбалансированный собственный бюджет. Практически у всех поселений по предварительным расчетам должен быть профицит бюджета. Главы поселений, с которыми я встречался, с уверенностью говорят, что готовы выполнять 131-й закон в полном объеме. Более того, главы и до принятия закона имели примерно те же полномочия, которые им передал глава района. Так что, если для других территорий переходный период благо, то для Одинцовского района его сохранение - очевидный тормоз.

Как признается Надежда Исайкина, глава сельского поселения «Горское», «до введения переходного периода у нас было больше полномочий, а до апреля 2005 года имели свой бюджет и внебюджетный фонд, что позволяло по-хозяйски все рассчитывать. Муниципальные учреждения на нашем балансе, а содержать их сегодня не на что». Надежде Егоровне есть с чем сравнивать. Она уже более двадцати лет руководит Горками-2, к тому же является председателем Совета глав городских и сельских поселений Одинцовского муниципального района. Ей удалось за счет инвестиционных контрактов без использования бюджетных денег построить в Горках физкультурно-оздоровительный комплекс, больницу.

В целом согласен с ней и руководитель нового поколения и по возрасту, и по подходу к делу Юрий Чередниченко. Его стаж работы главой равен времени существования городского поселения «Зареченское», которое возникло на месте бывшего совхоза-миллионера «Заречье». Совхоз превратился в закрытое акционерное общество, которым владеет банк «Абсолют». Чередниченко убежден, что для Заречья сокращение переходного периода позволит более эффективно реализовывать комплекснуюпрограмму генерального плана развития городского поселения. Эта территория в силу своей близости к Москве очень привлекательна для инвесторов. Глава стремится к тому, чтобы все бизнес-структуры были зарегистрированы в области. Это дает высокие и, главное, стабильные налоги, что позволяет планировать развитие социальной сферы поселения на несколько лет вперед. И только отсутствие бюджета - краеугольного камня муниципальной реформы - сдерживает развитие территорий. Именно поэтому глава района, Совет депутатов, главы поселений вышли в область с ходатайством о сокращении переходного периода до 1 января 2007 года.

Не секрет, что проведение реформы местного самоуправления - одно из условий членства России в Совете Европы. Я не берусь утверждать, что закон написан не без участия Совета Европы, но то, что представители Совета внимательно следят за ходом реформы - факт.

Поэтому право выхода поселения из состава муниципального района, что предполагает закон, в наших условиях не только вредно, но и бессмысленно. Нам до сих пор аукается ельцинский призыв «берите суверенитета столько, сколько можете». Переход сельского поселения из одного муниципального района в другой - только возможность главе потешить свои местечковые амбиции, все остальное - «поменять шило на мыло». А выход городского поселения из муниципального района и преобразование в городской округ попросту вредно. Например, город Одинцово теоретически имеет все предпосылки для того, чтобы стать городским округом, но изменение статуса ущемляет интересы других жителей района. Нарушается баланс этих интересов. В перспективе территориальные и имущественные споры, выяснение вопроса, кто круче. Вновь на потеху местечковых амбиций. Надо отдать должное нашим законодателям: они обставили выход поселения из муниципального района такими условиями, что делают его (выход) чрезвычайно затруднительным.

Положение закона о равенстве муниципальных образований, очевидно, сделано по западным стандартам. Но, перефразируя известную пословицу, можно сказать: «что немцу хорошо, то русскому смерть». С одной стороны, хотим мы этого или нехотим, у нас иные исторический опыт и традиции («доброго царя» еще никто не отменял). С другой стороны, это положение закона входит в противоречие с президентской вертикалью власти. Главы поселений и районов выбираются, а губернатор назначается.

В связи с этим и местным руководителям, и авторам закона я задавал один и тот же вопрос: «Каковы рычаги влияния на главу района или поселения»? Если назначаемые губернаторы полностью подконтрольны, то с местными руководителями не все так просто. Очень любопытен ответ директора департамента министерства регионального развития РФ Сергея Мирошникова: «Очень трудно обеспечить самостоятельность поселений, имея в руках кнут». С ним согласен и ректор ОГУ Игорь Русин: «Все местные дела должны решаться самостоятельно. Сверху все не видно».

Де-юре могут быть правовые и экономические рычаги влияния. Этих рычагов не менее восьми. Во-первых, перевыборы, но с учетом того, что политическая активность населения близка к нулю, это почти нереально. Судебное преследование возможно только в том случае, если глава нарушил закон. А если он закон не нарушает, а просто ничего не делает, «отсиживает» рабочие часы? Председатель комитета Государственной Думы Владимир Мокрый по этому поводу заметил: «В условиях демократии люди могут выбрать плохого мэра. Плохо, конечно, но система назначений не оправдывает себя». Тем не менее, все чаще раздаются голоса, что президентскую вертикаль необходимо довести до логического конца - назначать глав районов и поселений. В вопросе подконтрольности глав поселений единства нет. Одни считают, что главы подконтрольны только тем, кто их выбирал, и иного пути нет. Другие считают, что главы поселений должны быть управляемы обязательно сверху. Как? Однозначного рецепта нет. В следующем номере «НЕДЕЛЯ» расскажет, каким образом местное самоуправление приблизит власть к народу.

Георгий ЯНС

 

"Одинцовская НЕДЕЛЯ" специально для "Одинцово-ИНФО"

3.147.48.105

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
2 326
F
лично#
Цитата:
В следующем номере «НЕДЕЛЯ» расскажет, каким образом местное самоуправление приблизит власть к народу.

Какую приблизит власть, федеральную, или региональную? Путина или Громова к народу приблизит?
Или вы местное самоуправление властью считаете, которое по закону не является властью?
А местное самоуправление уже давно не местное. Только самоуправленство и осталось.

Sky
#
Думаю, что Вам, многоуважаемый Георгий Янс, будет очень интересно узнать о кадровых изменениях в ОГУ, может это как-то связано с бюджетом района?
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи