Урокодатель: реформы сделали из учителя обслугу
Образование — важнейшая сфера любого государства. Система образования влияет на общество и определяет положение государства в мире.
Этот материал посвящен проблемам системы образования Одинцовского городского округа. Он (материал) будет состоять из двух частей, в которых речь пойдёт об участниках образовательного процесса: учителя и администрация школы, с одной стороны, учащиеся и их родители, с другой.
«Объективные» трудности
Деликатно назову системные проблемы, влияющие на качество образования, «объективными» трудностями. Максимальная численность учеников в классах превышается. Наполняемость 35-38 человек для чиновников уже стало нормой. Санитарно-гигиенические правила и нормы (СанПиН) они и не стараются соблюдать. Предписаний и штрафов Роспотребнадзора не боятся.
Педагоги рассказывают, что, когда в классе остается 20-25 человек, это учительское счастье. Появляется возможность работать с каждым учеником, занятия становятся эффективными. СанПиНы хороши для детей и учителей, если их соблюдать.
Ещё одна «объективная» трудность, созданная руками бизнеса и чиновников, наплыв в школы детей мигрантов. О каком полноценном образовании может идти речь, если половина учащихся не говорит по-русски. Есть два выхода из ситуации. Первый (нереальный) остановить на законодательном уровне поток мигрантов. Второй. Создать подготовительные группы для адаптации, где интенсивно обучать детей русскому языку.
То, что написал только самая вершина айсберга. Я сделаю попытку заглянуть внутрь айсберга.
За инакомыслие увольнение с «волчьим билетом»
Необходимое отступление. Этот материал не состоялся, если бы не спикеры — педагоги. Я их насколько мог, законспирировал. Вымышленные имена. Их рассказы строил так, чтобы не было никаких намёков на конкретную школу. Максимальная анонимность.
Я хорошо понимаю их. За публичное мнение, не совпадающее с «линией партии», могут загнать «за Можай». Для этого достаточно под каким-либо предлогом снизить нагрузку, снять стимулирующие выплаты, составить расписание так, что после каждого урока делать «окно». Короче, создать такие условия, когда единственный выход — увольнение с «волчьим билетом». А с директорами ещё проще. Над ними «дамокловым мечом» висит статья 278 п. 2 Трудового кодекса. «Увольнение без объяснения причин».
Образовательный комплекс — это про деньги
Решать школьные проблемы попытались оптимизацией, через объединение и создание образовательных комплексов. «Застрельщиком», конечно, стала Москва.
«Появление учебных комплексов в Москве к образованию имеют очень косвенное отношение. В этих условиях образование деградирует. В здании, где я работаю была самостоятельная школа с понятным и выстроенным управлением, с контролем и за работой учителей, и школьников. Сегодня мы не школа, а здание. Даже руководитель этого подразделения называется администратор здания без каких-либо особых полномочий», — рассказывает московский учитель Сергей Вадимович с 45-летним учительским и 30-летним директорским стажем.
Мнение субъективное. Мои знакомые московские директора комплексов с ним не согласны. Их тоже можно понять. Директорская зарплата в доковидный период составляла от 400 до 600 тысяч рублей.
Волна образовательных комплексов докатилась и до Московской области. Может быть здесь будет по-другому?
Заместитель главы Одинцовского городского округа Олег Дмитриев, презентуя создание новых форматов образовательных учреждений, назвал следующие преимущества образовательных комплексов перед школой:
- «Единый план хозяйственно-финансовой деятельности, который позволит свободно перераспределять денежные средства между зданиями в пределах одного фонда заработной платы
- Перераспределение денежных средств на содержание объектов образования: между зданиями с учётом той или иной потребности
- Оптимизация административно-управленческого аппарата — сокращение замов по административно-хозяйственной работе, безопасности. В некоторых учреждениях — сокращение замов по учебно-воспитательной работе
- Оптимизация использования педагогического потенциала — перераспределение нагрузки педагогов узких специальностей, взаимозаменяемость и отказ от внешних совместителей. Педагоги узких специальностей смогут работать в нескольких зданиях и выполнять свой учебный план в рамках одного образовательного комплекса».
Преимущества более чем сомнительные. Но дело даже не в этом. Нет ни слова про образование, про учителя и ученика. Только про деньги. Возможно, это и есть теперь генеральная линия развития образования.
«Сатана там правит балл»
Оценкой эффективности работы школ в Московской области является нахождение учебного заведения в той или иной зоне. Зон всего три. Красная — ужас ужасный. Жёлтая — более-менее, но нежелательно. Зеленая — прекрасно.
Критериев попадания в ту или иную зону огромное множество. Приведу некоторые из них: медалисты, участие в олимпиадах и конкурсах, результаты ЕГЭ и ОГЭ, неуспевающие, второгодники, работа с родителями и т. д.
«Учитель, на мой взгляд, для администрации школы не источник образования, а источник баллов для увеличения рейтинга. Её интересуют только формальные показатели, но не интересует реальная работа учителя. Администрация живёт сама по себе, мы сами по себе. Такое впечатление, что коллектив учителей работает не благодаря, а вопреки управлению на всех уровнях. Только, за счёт хороших крепких учителей, мы ещё как-то держим планку», — делится своими впечатлениями учитель одинцовской школы Прасковья Петровна.
***
«Деятельность администрации сегодня подчинена одной цели — удержаться или попасть в зелёную зону. Учебный процесс идёт сам по себе. Мне некогда контролировать учебный процесс, по урокам походить. Качество образования сегодня никого не волнует. Никто не задаётся этим вопросом. Нами управляют экономисты, которых вопросы образования не волнуют, разговор только о финансах. Администрация школ работают только на то, что даёт баллы: олимпиадники, конкурсы, ЕГЭ и прочее», — подтверждает слова учителя руководитель одного из образовательных учреждений Валентина Михайловна.
Что скажешь? С медалистами, победителями олимпиад легко и приятно работать. К тому же баллы капают. При этом из поля зрения школы выпадает основной пласт учащихся. Так называемые «середняки». От них нет никакого прибытка в виде баллов. Но об этом подробнее в следующем материале.
Учителя всем должны
По статистике в России учителей пенсионного возраста насчитывается 23% и предпенсионного — 19%. На сегодня это самый «надёжный отряд» в школьном образовании. Молодые приходят в школу, но редко задерживаются надолго. Кто-то уходит работать в Москву за более высокую зарплату, кто-то меняет профессию. А среди тех, кто остаётся есть такие, что лучше бы не оставались.
За последние лет десять педагоги из «сеятелей доброго, вечного» превратились в обслугу, в сервисную службу, урокодателей. Если бы раньше я поспешил бы их осудить, то теперь нет. Им проблемы не нужны. Не надо забывать, что эти женщины — педагоги нередко единственный источник доходов для семьи.
Доходы эти не так уж и велики с учетом того, в каких условиях им приходится работать.
«Говорят, что в Москве хорошие зарплаты у учителей. Но за эти деньги из учителя выжимают все соки. 30 часов в неделю для учителей русского языка или математики становится нормой. Абсолютная нереальная нагрузка. Её физически сложно выдержать, если только не халтурить», — говорит московский учитель Сергей Вадимович.
Нам бы их московские проблемы. С такой же нагрузкой нашим учителям платят гораздо меньше, а соков выжимают не меньше.
«Мы всем должны. Ощущение, что директора, родители, чиновники только и думают о том, чем бы нас, бездельников, ещё занять. Бесконечные проверки на соответствие, тестирования. Впечатление такое, что изначально мы ни у кого не вызываем доверия, но при этом требования всё возрастают. Свободного времени нет. От слова совсем», — эта эмоциональная реплика от учительницы Прасковьи Петровны.
***
«30-32 часа в неделю у словесников и математиков это факт, потому что не хватает кадров. Дети должны получать хоть какие-то знания. При такой нагрузке в работе есть элемент халтуры. Оптимальная нагрузка 24 часа. Учитель должен отдохнуть, и прийти на следующий день в школу в хорошем настроении, — вновь подтверждает Валентина Михайловна. — Я начинала в 90-е годы. Мы не просто работали, а творили, — продолжает она. — Даже ещё лет десять назад могла высказать свое мнение. А нынешние руководители даже не хотят нас слушать, потому что их интересуют только баллы и рейтинги. Мы, как лошади в шорах. Только прямо, как тебе указала «партия».
Окончание следует...
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Чтобы осветить проблему с разных точек зрения мы даём возможность авторам высказаться, даже если их мнение частично или полностью не совпадает с мнением редакции. Стать нашим автором можно, предложив свою статью для публикации.
3.147.74.197
Так то ведь от финансирование много же зависело, помните наверняка как было, «на парты», «на шторы».
Ну да, кого ни возьми все спецы. Рассуждать про «болонскую систему».
Я вот не берусь про специфику. Пишу только что для меня как для родителя на виду. Что плохо что хорошо, а что нормально или исправимо.
Ладно, отойти надо, попозже загляну.
за что я могу уважать учителя?
1. За хорошие, глубокие знания.!!!
2. За знание психологии и умение пользоваться этими знаниями.
3. За отсутствие манипуляций.
4. За чувство юмора.
если родители и учителя не пресекут на корню эту илиотическую инициативу чиновников, неизвестно куда это может завети…
Тут я имел ввиду достойные условия для работы, достойные зарплаты, чего сейчас люди не могут создать для учителей своих детей, поскольку сами никому не нужны, оказалось.
Кстати, в СССР существовало понятие «отправить ребёнка в колонию», поэтому никто абсолютно не борзел, все были как шелковые, ручаюсь. В тюрьму отправляли за хулиганство.