Названы самые популярные схемы, с помощью которых финансовые мошенники обманывают пожилых людей
1 октября отмечают Международный день пожилых людей. Накануне праздника в управлении Банка России по ЦФО рассказали о главных схемах, с помощью которых финансовые мошенники обманывают людей «серебряного возраста». В Банке призвали родных и близких предупреждать пожилых о необходимости быть бдительными и не поддаваться на уловки аферистов.
Заместитель начальника отдела защиты информации ГУ Банка России по ЦФО Дмитрий Ибрагимов назвал социальную инженерию основным инструментом, который мошенники используют при общении с пожилыми людьми.
Злоумышленники запутывают жертв, торопят, пугают, либо обещают выгоду, а затем либо выуживают конфиденциальные данные для дальнейшего хищения средств, либо вынуждают людей самим переводить деньги на счета мошенников. Кроме того, нацеленные на накопления граждан аферисты втягивают пенсионеров в финансовые пирамиды.
Топ-5 схем мошенников, используемых против пожилых людей
1. «Безопасный счет в Центробанке»
Пытаясь добиться доверия жертвы, телефонные мошенники представляются сотрудниками Центрального банка России. Зачастую они используют многоуровневые атаки: сначала звонит якобы сотрудник МВД, говорит об угрозе счёту и о том, что деньги нужно срочно перевести на «безопасный счёт в Центробанке», затем обеспокоенного человека соединяют якобы с сотрудником Центрального банка.
Для большей правдоподобности жертве могут прислать фотографии документов, например, якобы удостоверения сотрудника с логотипом и печатью Банка России. «Сотрудник» убеждает пенсионера перевести деньги на «специальный лицевой счет в Центробанке», чтобы сохранить средства.
«Стоит иметь в виду, что Банк России не работает напрямую с физическими лицами, инициативно не звонит и не рассылает документы, в Банке России не существует никакого «безопасного лицевого счёта» физического лица, поэтому если вы слышите от звонящего что-то подобное, не продолжайте разговор, кладите трубку», — пояснил Дмитрий Ибрагимов.
2. «Встречный кредит»
Аферисты могут представиться либо сотрудником банка, либо сотрудником Бюро кредитных историй, либо кем-то ещё, и сообщают, что на имя гражданина неизвестный пытается оформить кредит. И чтобы его аннулировать, необходимо срочно оформить некий технический «встречный кредит».
«К сожалению, эта атака работает, так как мошенники стараются максимально запугать и запутать жертву, выступают в роли «помощников», которые якобы пытаются спасти человека, и пожилые люди часто доверяют этому, а напуганные угрозой оказаться в долговой яме выполняют инструкции мошенников, оформляя настоящий кредит. Либо мошенники так же обманом выпытывают данные для входа в онлайн-банк жертвы и оформляют кредит от ее имени», - объяснил эксперт Банка России.
С 1 октября 2022 года клиенты банков смогут самостоятельно устанавливать запрет на дистанционные операции, например, на онлайн-кредиты, либо ограничивать параметры онлайн-операций — максимальную сумму транзакции или лимит. Такая возможность предусмотрена указанием Банка России, которое зарегистрировал Минюст России. Если был установлен запрет на дистанционные операции, то аферистам не удастся оформить онлайн-кредит или похитить деньги, даже если они смогли получить доступ к онлайн-банкингу жертвы.
3. «Классика жанра»
Остаются популярными схемы со звонками якобы из службы безопасности банка с требованиями срочно назвать конфиденциальные данные карты, чтобы «спасти» средства, звонки якобы из Пенсионного фонда или налоговой с предложением получить положенные выплаты или какие-либо компенсации.
Также пенсионерам могут звонить злоумышленники, которые представляются сотрудниками банка или сотовой компании и предлагают скачать приложение удалённого доступа, якобы для «проверки» телефона. Получив возможность управления устройством, аферисты списывают деньги со счёта.
«Универсальный совет, который стоить иметь в виду, чтобы обезопасить свои средства от телефонных мошенников — не продолжать разговор, класть трубку. Второй совет — запомнить, что есть определённый набор конфиденциальных данных, который вам нельзя говорить никому — кем бы ни представлялся звонящий: личные данные, логин и пароль от онлайн-банка, PIN-код от мобильного банка и карты, трёхзначный код с оборотной стороны карты и СМС-коды от банка. Если с вами связываются инициативно, говорят о деньгах, кладите трубку, не вступайте в разговор, не выполняйте никакие требования звонящих, сообщите близким о странном звонке, и при необходимости самостоятельно перезвоните по официальному телефону в организацию, от имени которой якобы был звонок, чтобы проверить информацию», — рекомендуют в Банке России.
4. «Бесплатные объявления»
Популярной остаётся схема с обманом на сайтах бесплатных объявлений. Злоумышленники запутывают пожилых, используют стандартные приёмы для обмана, пользуясь тем, что пенсионеры не глубоко погружены в нюансы новых технологий.
«Мошенники публикуют объявления о продаже товаров по выгодным ценам, или отслеживают появление новых объявлений на площадке, выходят на связь, предлагают максимально заманчивые условия, и якобы для удобства предлагают перевести диалог из официального чата на платформе бесплатных объявлений в один из мессенджеров. Воодушевлённый возможностью быстрой сделки покупатель или продавец переходит, и тут мошенники могут действовать разными способами: просят назвать номер карты и секретные данные якобы для перевода денег, либо присылают ссылку на фишинговые сайты, замаскированные, например, под сервисы доставки. Вводя данные карты на фейковом ресурсе, жертва лишается денег», — рассказали в Банке России.
5. «Доход 300%»
Ещё один способ отъёма денег у пожилых людей — втягивание в финансовые пирамиды. Как правило, нелегальные организации, нацеленные на пенсионеров, называют себя «Кассами взаимопомощи», «Потребительскими обществами», «Потребительскими кооперативами», работают в форме ООО, предлагают вложения в фармацевтику, в фермерские хозяйства, просто в «накопительные вклады».
Злоумышленники обещают высокие проценты, страховку и прочие «золотые горы». Здесь необходимо знать, что легальные организации должны иметь лицензию Банка России или быть внесены в государственные реестры. Проверить легитимность работы компании можно на сайте регулятора cbr.ru или в приложении «ЦБ онлайн».
Кроме того, обязательно нужно убедиться, что организации нет в предупредительном перечне компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности, который с лета прошлого года публикуют на сайте Банка России. Сейчас в ежедневно обновляемом списке находится почти 7 тыс. организаций.
Просвещение и финансовая грамотность — помощь в противостоянии мошенникам
В Банке России рассказали, что проводят бесплатные онлайн-занятия по финансовой грамотности для граждан предпенсионного и пенсионного возраста на территории всех регионов РФ (pensionfg.ru).
Цель занятий — повышение уровня финансовой грамотности среди пенсионеров, преодоление неуверенности и непонимания современных финансовых технологий. На занятиях участники узнают, как безопасно и эффективно пользоваться банковскими услугами, использовать современные онлайн-технологии и защищаться от мошенников. Подключиться к урокам можно индивидуально из дома или группой, например, на базе Центров социального обслуживания населения.
3.147.62.5
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в: