Размышление о историческом процессе в образовании
Посмотрел я сегодня один из выпусков передачи «Исторический процесс».
Тема выпуска была «Дело о интеллектуальных потерях: от «филосовского парохода» до «утечки мозгов»
В одном из эпизодов передачи
«С первых шагов ['советской власти' — прим.] была объявлена война с безграмотностью. Об этом мы забыли, что 90 или там 80 процентов читать-писать не умело. А что такое цивилизация, народ? Это не уголь, не дрова, не территория, а язык прежде всего.
Страна получила грамотность — это великое вложение в мировую цивилизацию»
Меня в этот момент пронзила многомерность высказанной им мысли, хотя с первого взгляда она кажется простой констатацией.
Цивилизация это прежде всего язык.
Человека человеком делает Культура.
В ситуации когда Человек отчужден от Культуры не происходит до конца оформления мыслительных структур — того самого что настолько отличает человека от животного.
Тезисы это не филосовские, а вполне себе подтвержденые исследованиями в области нейробиологии — в частности об этом подробно рассказывает профессор Савельев. Лично я далеко не все мысли Сергея Вячеславовича разделяю, особенно его рассуждения о неизменности человеческой природы, но здесь он точен потому что доводит результаты фактических экспериментов.
Ко дню прошлому в истории России.
На момент 1920 года население РСФСР составляло около 140 млн. человек (точная цифра была получена по данным переписи население в 1926 году — 147 млн.). Сейчас оно составляет примерно такое же количество — 145-148 млн. человек.
По данным признанным и отечественными и западными учеными на 1897 год в Российской империи грамотным было 21,1% населения страны.
Вы представляете себе насколько это чудовищная цифра?
Как в такой ситуации возможны естественные исторические процессы страны — воспроизводство культуры и развитие общества в целом, в том числе и его элиты?
В такой ситуации, в среде 80% граждан страны отчужденных от собственной современной культуры будет преобладать архаика — самый начальный уровень человеческой культуры, для овладения которым достаточно уметь говорить на одном языке — царство мифа, как основного носителя знания о обществе и мироустройстве в целом.
«Свобода — есть осознанная необходимость»
Говорят, что это первым эти слова произнес Спиноза. Вслед за ним их повторили Гегель, Энгельс, Маркс и Ленин. Некоторые даже присваивают эти слова Аристотелю.
Большевики, придя к власти, провозгласили построение демократии в форме социализма, основные принципы которого они избрали на основе исторического опыта Великой Французской революции и учения Маркса.
Как можно строить государство Свободы, Равенства и Братства, в ситуации когда общество в большинстве своем продолжает верить в кикимор и духов леса, каким-то странным образом совмещая их с верой в православный
Прежде чем что-то делать в государственном масштабе надо их элементарно образовать как людей, способных жить на таких принципах.
Большевики провозгласили в 1919 году Ликбез и взвалили на себя огромный груз по реализации этого проекта и тем самым показали что они реально готовы изменить уклад жизни всей страны.
По воспоминаниям моего дедушки — учителя в целом и русского языка и литературы в частности в те времена были почетнейшими профессиями, во всех городах, деревнях и селах эти люди пользовались огромным авторитетом.
В 1919 году по инициативе А. М. Горького и при поддержке В. И. Ленина было основано издательство «Всемирная литература».
Осознайте исторический контекст этого события, вдумайтесь — идет Гражданская война, Юденич рвется к Петрограду, неизвестно сможет ли его сдержать вновь созданная Красная Армия, в городе перебои с продовольствием, электричеством и топливом.
А большевики собирают лучших представителей русской гуманитарной элиты в издательство, которое в этой ситуации сидит и переводит лучшие образцы западной литературы на русский язык. А потом получает в свое распоряжение типографии для их массовой печати.
Это был великий труд нашего народа во славу Мечты.
Русский народ с помощью большевиков совершил этот без преувеличения исторический подвиг — история не знает подобных аналогов — уже по данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90%, а население страны на тот момент составляло уже 169,5 млн. человек, а не 140.
По оценке Запада к 80-м годам советская система образования была признана лучшей в мире.
От дня прошлого, ко дню сегодняшнему
Начиная с середины 80-х годов в СМИ, на центральном телевидении и радио постоянно слышны проклятия в адрес большевиков и восклицания представителей современной интеллигенции о том, что «с 1917 года исторический процесс в России пошел в противоположную сторону от пути цивилизованных стран» и «в 91-93 годах мы наконец-то вернулись в цивилизованное мировое сообщество».
Давайте посмотрим какими были первые и последующие действия «младореформаторов» и «спасителей России».
Немедленно, после 91 года и последовавшего за ним политического коллапса государства, началось катастрофическое обнищание всего народа, и интеллигенции в первую очередь, так как с 1919 года поддержка образования и культуры были государствообразующей деятельностью, наравне с военными и милицией, и полностью зависело от него.
Реформаторы строящие правильные «демократию и общество свободы» полностью закрыли глаза на образование, учителям, ученым, филологам любезно предоставили возможность самим «вписываться в рынок». Учебные учреждение были предоставлены сами себе, огромная часть школ страны закрылось, а те что остались выжили на голом энтузиазме и жертвенности наших учителей.
Страна погрузилась в воронку регресса, в которую нас продолжает затягивать.
Далеко ходить не надо — зайдите и почитайте комментарии ВКонтакте, в ЖЖ, в Твиттере и других основных популярных интернет-ресурсах — видите насколько упал уровень письма и мыслей людей?
Посмотрите популярные запросы в поисковых системах — масса запросов носит элементарные вопросы, ответы на которые в нормальном государстве и обществе человек получает в семье и школе, а не остается с ними один на один.
Сейчас в 21 веке конкретно в России, а в целом и в мире в обществе налицо огромный разрыв между уровнем образования и уровнем технологий и технических достижений:
С каждым годом уровень производительных сил человечества катастрофически нарастает, а уровень образования не менее катастрофически падает.
В ответ на этот исторический вызов наша власть, устами своих представителей из правящей элиты, сообщет что «задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя» и разрушает последние очаги советского образования в стране, вводит вместо них ЕГЭ, ГИА и массово закрывает ВУЗы.
Люди вновь отчуждены от собственной культуры и брошены в архаику — вновь начинают массово верить в кикимор, домовых, злых и добрых духов. На центральных телеканалах крутят «Битвы экстрасенсов»
Что интересно ввергая общество в чудовещный регресс власть и т. н. «элита» России, хочет она этого или нет, пока еще являясь частью этого общества она сама подвергает свой же актив этому разрушительному процессу:
Подводя итог
Регрессивный процесс в образовании не совместим ни с жизнью ни с исторической судьбой страны и народа.
Запущен он был «новой элитой» 90-х, в ситуации гораздо более комфортной чем оказались в свое время партия большевиков в 1919 году — сравним на 80% неграмотную страну c небольшим количеством школ и ВУЗов и страну с лучшим в мире всеобщем среднем и высшим образованием и широкой сетью школ и ВУЗов.
При этом из каждого радиоприемника и телевизора вещается о том как большевики Россию уничтожили, а Перестройка спасла и даровала Свободу.
Что самое главное — через Историю, преподаваемую в школах, нынешную молодежь твердо в этом убеждают без права на альтернативную точку зрения. А, когда гражданское общество пытается предложить альтернативу предлагаемой «черной дыры в 70 лет российской истории» — начинаются вопли о недопустимости этого и обвинения во всех смертных грехах.
Долго ли мы, граждане, будем молча выслушивать это наглую ложь от воров и убийц Советского государства и Российской Истории?
Не обратил внимание, когда скопировал из описания к видео
Каяюсь, пробелы в образовании есть и у меня, особенно в вопросе выставления запятых
Не читайте за обедом советских газет.Не смотрите вы этот телевизор. Вообще-то Коммунисты жёстко давили альтернативные точки зрения.Ну и для разноцветности картины. А знаете ли вы, что Луначарский собирался перевести письменность русского языка на латиницу? Просто у него денег не хватило. А то сейчас с умным видом писали бы: Razmishlenie o istoricheskom protsesse v obrazovanii.
Ну и вдогонку: если Россия была сплошь безграмотной, для кого большевики печатали газету «Искра» и свои листовки? Для грамотных буржуев?