Траулер «Дальний Восток» и корабль российской государственности в XXI веке
Некоторое время назад наши СМИ всколыхнула новость о гибели траулера «Дальний Восток», погиб он в Охотском море.
Сухие новостные сводки сообщили, что в результате крушения 62 человек погибли, 7 пропали без вести. 63 рыбака были спасены.
Регулярные новости о массовой гибели людей поневоле выработали в нас эмоциональное отупление. Эти события теперь воспринимаются людьми как ужасная, трагическая, но в то же время норма. Как мне кажется, это проявление защитной реакция подсознания — «события происходят регулярно, изменить ты ничего не можешь, успокойся».
Я впал в такой же летаргический сон, как и все — прочитал новость, расстроился, погоревал и продолжил свои дела.
Вывело меня из этого сна следующее сообщение:
Цитата: По словам члена команды траулера «Дальний Восток», судно утонуло потому, что на борт взяли слишком много рыбы без необходимого противовеса. Об этом сообщает «Интерфакс», приводя свидетельство моториста Дмитрия Дмитриевича— память всколыхнули воспоминания…
В далеком детстве мы с родителями впервые поехали на море, в Крым.
Было это году в 94-м. Украина уже отделилась, начали хождение купоны. Т. н. «коммерсанты» и «бизнесмены» уже во всю резвились, ощутив «Свободу» и «Самостийность» от всего.
Мой дядя служил тогда на судне гражданского флота — судне, носившем имя «Памяти Меркурия».
Получило оно его в честь боевого корабля — парусного брига «Меркурий».
«Меркурий» — 18-пушечный военный бриг русского флота. Был заложен в Севастополе 28 января (9 февраля) 1819 года и спущен на воду 7 (19) мая 1820 года.
В эпоху парусного флота бриги служили в основном «на посылках», конвоирования купеческих судов, дозорной и разведывательной службы.
Чем знаменит конкретно этот корабль?
В мае 1829 года, во время Русско-турецкой войны этот бриг под командованием капитан-лейтенанта Александра Ивановича Казарского одержал победу в неравном бою с двумя турецкими линейными кораблями, чем увековечил своё имя и за что был награждён кормовым Георгиевским флагом.
Картина Михаила Ткаченко, 1907
Цитата: […] Командир «Меркурия», обойдя по очереди всех офицеров, убедился в их единодушном желании принять бой, несмотря на явное неравенство сил. Первым высказался самый младший по чину — штурманский поручик И. Прокофьев (примечательно, что по возрасту он был самым старшим). Он предложил вступить в сражение с врагом, а когда будет сбит рангоут, откроется сильная течь или бриг будет лишён возможности сопротивляться, взорвать «Меркурий», сцепившись с одним из неприятельских кораблей. В итоге все офицеры единодушно приняли это предложение.источник:Для исполнения этого решения капитан брига Казарский положил заряженный пистолет на шпиль перед входом в пороховой склад, а кормовой флаг, чтобы тот ни при каких обстоятельствах не спустился, прибили к гафелю
Позже в своём донесении адмиралу Грейгу Казарский писал:
…Мы единодушно решили драться до последней крайности, и если будет сбит рангоут или в трюме вода прибудет до невозможности откачиваться, то, свалившись с каким нибудь кораблем, тот, кто ещё в живых из офицеров, выстрелом из пистолета должен зажечь крюйткамеру.
Вдумайтесь — бриг, легкий разведывательный корабль, имеющий 20 пушек вооружения, вступил в бой с 110-пушечным «Селимие» и 74-пушечным «Реал-беем», продержался в бою с ними почти 4 часа, мастерским огнем обездвижил обоих и ушел на соединение с нашим флотом…
Во имя сохранения памяти о этом великом подвиге и был назван дядин корабль.
Цитата: Малое гидрографическое судно «Память Меркурия» Черноморского Флота было заложено в Польше в Гданьске на судоверфи Гданьск «Сточни Полночни» (заводской №860/16), спущено на воду 30.04.1965 г., вступило в строй 09.12.1965 г.Единственное сохранившееся в интернете фото сделано уже в 90-е:В период с ноября 1968 г. по декабрь 1990 г. гидрографическое судно «Память Меркурия» провело в Балтийское, Ионическом, Средиземном, Черном море и Атлантическом океане 17 рейсов, занимаясь батитермографными наблюдениями, морской метеорологией, химической гидрологией.
В 1995 году судно было списано и продано частной фирме «Сата» (Симферополь) с оставлением прежнего названия.
гидрографическое судно «Память Меркурия» Черноморского флота (фото А. Кузенкова)
… После перехода под контроль коммерсантов судно начали нещадно эксплуатировать — возили челноков в Турцию, где те закупали т. н. «ширпотреб», под завязку набивали им корабль и везли его продавать втридорога вожделевшему потреблять народу.
Как же дальше развивалась судьба судна, о котором я веду рассказ:
Цитата: 22 января 2001 года судно «Память Меркурия» (порт приписки — Севастополь, под флагом Украины, владелец — фирма «Сата»), находясь во фрахте у фирмы»Алан-Тур», отправилось в круиз по маршруту Евпатория — Стамбул — Евпатория.источник:Фирма «Алан-Тур» на этот рейс подыскала 10 пассажиров (7 мужчин и 3 женщины), которые изъявили желание отправиться по маршруту Евпатория — Стамбул — Евпатория. Спустя сутки корабль пришвартовался в Зей-порту Стамбула.
25 января, когда теплоход отправлялся в обратный путь, на его борт поднялись еще 12 пассажиров (9 мужчин и 3 женщины). К этому времени был принят груз, как утверждают владельцы и члены экипажа, не превышающий норму.
[…]
До Севастополя по прямой оставалось не больше 90 миль. Как вдруг, члены экипажа и пассажиры (по словам очевидцев) почувствовали, что с судном происходит что-то неладное. Обычно в таких случаях через несколько секунд корабль выравнивается. Но на этот раз такого не случилось. Крен судна увеличивался. Сразу же все надели спасательные жилеты. Капитан дал матросам команду вывести пассажиров на палубу. За борт полетели спасательные плоты. Впопыхах (теплоход уже лег на борт) была предпринята попытка спустить шлюпку, которая могла принять пятьдесят человек, но попытка не увенчалась успехом.
[…]
Причиной гибели судна стали нарушение техники безопасности и незакрепленность груза.
Моему дяде повезло — он не погиб тогда. За несколько лет до этой трагедии он уволился и сошел на берег.
Особый позор ситуации в том, что судно, носящий гордое имя в честь героического корабля русского флота, олицетворяющее собой великий подвиг сынов русского народа бездарно потопила кучка торгашей в безудержном животном угаре личного обогащения и страсти к потреблению.
Примечательно, что исторический корабль нашей великой родины — СССР, героически покоривший просторы мировой истории, живой памятник боевого и трудового подвига народов нашей страны, был уничтожен точно так же…
В контексте трагедий «Памяти Меркурия» и траулера «Дальний Восток», как мне кажется уместно, вспомнить еще и трагедию теплохода «Булгария»:
Цитата: […] Основной версией катастрофы считается [позднее суд подтвердил версию — прим.] неудовлетворительное техническое состояние судна и его перегруженность — сообщалось, что на «Булгарии» находились незарегистрированные пассажиры. Кроме того, в качестве причины крушения назывались непрофессиональные действия экипажа.
Следствие еще не закончено, но нее кажется ли вам что в этих историях есть какие-то очень общие черты?
Мне кажется они есть.
Давно было сказано, и Маркс в своих трудах это лишь процитировал:
Цитата: […] Обеспечьте 10 %, и капитал согласен на всякое применение, при 20 % он становится оживлённым, при 50 % положительно готов сломать себе голову, при 100 % он попирает все человеческие законы, при 300 % нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы.английский публицист XIX века Tомас Джозеф Даннинг
Корабли о которых я рассказал в свое время были построены в СССР. Во времена Перестройки и в 90-е годы нам яростно вещали что «государство не может быть эффективным, потому что оно большое громоздкое. Надо все основные государственные активы передать эффективным собственникам — бизнесменам». Так же сообщалось что государство не должно вмешиваться в экономику и влиять на естественную конкурентную борьбу — рынок сам себя урегулирует.
Коллапс экономики 98-года оправдывали тем что наш рынок еще молодой, бизнесмены еще не научились мы должны «понять и простить».
Пётр Столыпин, на которого молятся либералы, говорил:
Цитата: Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете Россию!По происшествии 24 лет мне кажется уже можно уже сделать какие-то выводы — как мне кажется они неутешительные.
Исходя из мирового исторического опыта мы видим, что в 91-93 годах построение российского капитализма по осознанной воле Ельцина, Гадара и их команд пошло по самому худшему из возможных путей — в основу ядра капиталистического класса новой России легли макросоциальные группы, которые оформились на распаде экономики СССР и капиталы свои заработали на этом.
После того как государственные активы им передали в собственность они «эффективно» остались в той же фазе первоначального накопления капитала, как и до этого. Фаза эта характеризуется как раз тем, о чем писал Томас Даннинг — яростное эксплуатирование людей и техники, с яростной целью заработать как можно больше нисмотря ни на законы, ни на мораль, ни на этику.
Отсюда и регулярные техногенные катастрофы, взрывы на шахтах, авария на Саяно-Шушенской ГЭС.
Этой ситуацие порождены и масса других смертей, а так же крупных и мелких аварий без человеческих жертв — отказали тормоза у автобуса, рухнул изношеный кран, из-за несоблюдения застройщиком строительных норм рухнул дом и т. п.
Сейчас, на мой взгляд, Президент России — условно говоря, капитан нашего корабля — находится в такой исторической ситуации, в которой он и наши элиты, на которые опирается государственная власть, должны выбрать исторический курс.
Вариантов, на мой взгляд два:
1) Прекратить фазу первоначального накопления, устранить из процесса тех, кто не понимает что это время закончилось и заставит капитал и бизнес работать в интересах укрепления государства, а не его распада — такой мировой исторический опыт имеется например в истории США времен Теодора Рузвельта
2) Оперевшись на
И тот и другой вариант в любом случае требует глубокой чистки элиты.
Иначе нынешний постсоветский капитал, с целью «срубить» сверхприбыль, утопит корабль российской государственности, так же как, как утопил и «Дальний Восток» и «Булгарию».
Но здесь есть два ключевых момента:
— В таком же количественном масштабе происходили эти катастрофы? Столько же и с такой же регулярностью они происходили?
— Какой процент виновных, в том числе из числа начальников, уходил от уголовной ответственности за такие преступления, повлекшие смерть людей?
Естественно, в разные исторические периоды было по разному — чем ближе к Перестройке тем больше ситуация с этим похожа на нынешнее время, но все равно, мне кажется, разница значительная, и не в пользу РФ Не кажется ли вам странным совпадением что все эти катастрофы произошли в 86 году, когда уже начался целенаправленный процесс демонтажа государственной системы?
Согласны ли с тем что в разрушаемой системе, бывает, нарушается контроль за процессами?
Ну, к примеру, если человека бить по голове то он с трудом сможет одновременно при этом читать книгу?
А если стране например сначала дать посмотреть фильм «Покаяние» в 84-м, а потом заставить перевыполнять пятилетний план под лозунгом «Ускорения» во славу КПСС?
Не кажется ли что начнется мягко говоря внутренний ценностный конфликт?
Опять же СССР я не идеализирую, я к тому что любая государственная система — даже самая крепкая и стабильная — начнет давать сбои если начать её разрушать.
А СССР в 85-86 году был далек от стабильности — система вошла в системный кризис, который постепенно нарастал с середины 60-х годов и этому моменту достиг своего пика.
Будь на то политическая воля — из него можно было успешно выйти не разрушая систему.
Но политическая воля элиты была на распад, потому все произошло так как произошло.
Горбачев и Яковлев в разное время писали в воспоминаниях о том что мечтали убить идею коммунизма и разрушить советскую систему.
Речь Горбачева на семинаре в Американском университете в Турции
Статья-предисловие к книге «Черная книга коммунизма» за личным авторством Яковлева
Что касается процента — в СССР, даже если что-то происходило в силу обстоятельств, кого-нибудь обязательно сажали. А то еще и чуть ли не всех причастных сажали и расстреливали, заявляя о вредительстве. Произойдет, где-нибудь что-то с какой-то шахтой (а шахты всегда опасны, это стихия, всего не предусмотреть) — и расстреливают всех инженеров. При Сталине это было сплошь и рядом. Вы же фапаете на сталинский СССР, горбачевский СССР вам не нравится. А толку, скажите, сталинисты, от таких расстрелов? Ну, расстреляете всех инженеров. А потом окажется, что взять их негде, их учить надо долго.
Любую, даже самую качественную технику можно довести до состояния металлолома если не проводить регулярное ТО.
Регулярно видел на улицах города «копейки» чуть ли не первых выпусков. Одна — новёханькая, как будто только с конвейера сошла. Другая машина, тех же времен — убитая в ноль, с дырами в корпусе, в которые кулак пролазит.
Да, возможно первая не отродясь такая, её возможно восстановили, возможно вложили денег хорошо. Но опять же убитый в ноль автомобиль до такого состояния не восстановить — значит за ней следили в ходе эксплуатации — состояние её теперь такое, что она, проездив 40 лет, еще 40 лет будет ездить, при должном содержании.
То же самое и с кораблями, и с любыми механизмами.
Опять же — регулярно вижу относительно свежие машины, уже после 2000-х годов выпуска, которым уже место на помойке, в том числе немало иномарок.
Проблема не в старости, проблема в том что в СССР за состоянием фондов следили и надзорные органы в этой сфере, может тоже не всегда были чисты на руку, но работу выполняли.
А теперь на лапу дал инспектору и эксплуатируй до тех пор пока не развалится — прибъет кого, еще на лапу дал и отвертелся от суда, трупы спихнули на оператора развалившейся машины или на несчастный случай, а эффективный собственник, взявший в 90-е гос. собственность на баланс — невиноват! — «Это СССР был плохой!!! Видите, без ремонта всего лишь 25 лет работает — и развалилось! А вот египтяне и римляне — те на века строили — до сих пор пирамиды стоят и водопровод работает!»
Еще раз — масштабы количества техногенных катастроф, их регулярность и среднее количество жертв, по фактически установленным данным, в СССР и РФ сравнимы? В интернете об этом я нашел примерно одинаковый текст в духе: Есть официальная позиция государства и есть позиция человека, из украинской исторической среды.
Украинская историография как научная среда себя дискредитировала, когда не воспротивилась продвижению «исторических исследований» о «протоукрах», выкопанном ими Черном море и тому подобных вещах, и даже одобряет внесения этого в учебники по истории для украинских школ.
Порывшись чуть глубже про Александра Анисимова нашел: Знаете, я тоже закончил институт, по специальности САПР, но этот факт не делает меня специалистом в области радиоэлектроники.
Он писатель художественной литературы, а не ученый-историк.
Извините, но в силу здравого смысла, я больше готов поверить государству, чем украинским псевдо-историкам. Опять же: Все источники что я нашел о 1500 тыс. погибших — украинские, и начиная с 2000-х годов.
Ну и сообщение «Голоса Америки» историческим источником считать, согласитесь, это даже не смешно. Может еще на работы подчиненных Геббельса начнем ссылаться, как на хроники эпохи? Свидетельство человека не может считаться достоверным источником, но тем не менее это источник:
Естественно, публикации с ссылками на «исторические источники» типа «Архипелаг ГУЛАГ» я в расчет не беру. Факты давайте, а не «перестроечные» помои пересказывайте. Вам самому не стыдно?