Музей русского десерта
К сожалению, мы вынуждены констатировать, что государственные и муниципальные музеи не всегда рады посетителям. Данные заведения получают деньги из бюджета независимо от того, сколько к ним придет людей и какое впечатление оставит посещение. С частными музеями все не так, их делают люди творческие, увлеченные и желающие передать частичку страсти своим гостям. Мы уже писали об одном из таких мест —
Музей Русского Десерта открылся совсем недавно, в конце 2013 года. Его создатель — Татьяна Феина, именно ее работы висят на стенах кафе «Луковка» в
Посещение музея бесплатное, но отказаться от чаепития, устоять перед приобретением всевозможных сладостей, коробочек для печенья, кисетов для трав и прочих мелочей очень сложно. Ведь в Москве и Подмосковье мало мест, где можно купить черемуховую муку, знаменитую белевскую пастилу или одуванчиковое варенье. Все несъедобные товары в магазине авторские, двух одинаковых нет.
Нам подают облепиховый чай, пироги, кофе с имбирем и начинают рассказ. Сама художница родом из Городца, одного из самых старых городов на Волге. В Городце издавна делали пряники, деревянную посуду и другой «щепной товар». До революции в каждом городецком селе был столярных дел мастер, который занимался изготовлением буфетов по индивидуальному заказу. Татьяна Феина объездила заброшенные городецкие деревни и собрала оставшиеся там буфеты. Благодаря ей мебель зажила новой жизнью, заиграла новыми красками.
До появления в России моды на буфеты посуду и необходимую в хозяйстве утварь хранили в сундуках. Перевернутый в виде шкафа сундук назывался поставцом. Буфет же пришел к нам из Франции. И из домов высшего сословия он перекочевал в избы простых людей. Столяр всегда делал буфет с учетом роста хозяйки, чтобы ей было удобно дотягиваться до верхних полок.
В одному из музейных буфетов хранятся различные травы, которые заваривали вместо дорого чая. Самым распространённым был иван-чай, но заваривали также и зверобой, душицу, чабрец и шиповник. Иван-чай, кстати, сейчас незаслуженно забыт. А ведь, когда-то иван-чай успешно продавался в Европе, где его называли «русским чаем». Травка не уступает по вкусу чаю, но не содержит кофеина. Историю о том как русские купцы «убили» русский чай вам расскажут на экскурсии в музее.
Сахар, также как и настоящий чай, на Руси был редкостью. Вместо него обычно использовался мед. Музей сотрудничает с пасекой и вам с удовольствием покажут и расскажут про устройство улья и получение меда. Сахар же использовался для изготовления леденцов, в этом случае процесс употребления дорогостоящего лакомства можно растянуть на продолжительное время.
Сахарная голова — признак зажиточности и богатства. Сахар отламывали специальными щипчиками и ели вприкуску. А как же кариес? В Средневековой Европе пораженные кариесом зубы считались признаком знати, возможности есть сладкое. Известно, что многие дамы наносили на зубы деготь, чтобы пустить пыль в глаза.
На Руси же издавна готовили варенье. Фактически — это были ягоды, смешанные с медом. Сухое киевское варенье — очень древнее лакомство. Известно, что еще в 1386 году киевляне передали этот десерт в качестве свадебного подарка литовскому князю Ягайло, под чьим правлением тогда находился город.
Другое знаменитое лакомство — это пастила. Это исконно русское блюдо, готовится оно только из яблок русских сортов. В каждом регионе России существовали свои рецепты изготовления пастилы.
Даже пряники в каждой губернии отличались от соседних. Где-то делали рождественские сценки и пряничные домики. Это вырезные пряники, козули, характерные для поморских регионов России.
Пряники в виде фигурок, назывались лепными. Их пекли в южных губерниях России. Причем, как и рождественские козули, делали их строго к определенному событию, к празднику весеннего равноденствия — Жаворонкам или Сорокам.
Ну и обычный, знакомый всем нам тульский пряник, называется печатным. Делают их не только в Туле, но и в нижегородском Городце.
Кстати, слово десерт на Руси не знали. Десерты и лакомства назывались заедками или верхосытками. Как писал Вильям, наш, Похлебкин:
Цитата: До конца XVII — начала XVIII в. так назывался в России десерт. К заедкам относились сахар, пряники, сахарные изделия (леденцы), варенье, засахаренные фрукты, изюм, чернослив, сушеная вишня, винные ягоды, орехи, а также фрукты и некоторые засахаренные овощи, например анжелика (дудник, зоря).
Только в Музее Русского Десерта можно понять какой огромный пласт нашей кулинарной культуры мы потеряли. Треугольный пирожок мы скорее назовем учпочмаком или самсой, а не треухом. Давно ли пробовали калужское тесто, гурьевскую кашу, калинники, губники, левашники? В музее все эти названия бережно хранят в буфете забытых названий.
Музей очень молодой и динамично развивается. Прямо при нас Татьяна Феина внесла новый экспонат. Как вы думаете, что это такое? Соковыжималка! Оригинальный экспонат хранится в
Хотелось бы подчеркнуть, что Музей русского десерта — это еще и кафе. Правильнее будет сказать антикафе, ведь здесь возрождают традиции чаепития с обязательным хоровым пением. По выходным работает клуб русского фольклора, проводятся разнообразные мастер-классы. И здесь действительно всех ждут и всем рады.
Например, экспозицию резьбы по дереву в Хотьково снимать нельзя, а гораздо более богатую экспозицию резьбы в Музее русской деревни в Сергиевом Посаде снимай сколько хочешь.
В целом, да: такой подход не просто огорчает, а и вызывает порой более резкие чувства к музейщикам. Ты к ним ведь с открытой душой приехал…
Однажды я в подземном храме Ново-Иерусалиского монастыря снимал украдкой «от живота» — т. к. обычно съёмка требует «благословения» попа, которого ещё полдня искать надо. А потом вышел на свет божий и только тогда заметил объявление, что снимать… можно, за исключением собственно служб.