Работа, творчество и Смысл жизни
Человек и творчество
Люди, в отличие от животных, способны получать удовольствие от творчества — от достижения результатов, которые раньше ими не были достигнуты. Причем эта радость бывает настолько велика, что по сравнению с нею бледнеет и становится малозначительной радость от обладания деньгами и теми удовольствиями, которые деньги сулят.
Возьмем такой пример. В СССР, особенно Сталинском, спортсмены зарабатывали не очень много, они, как правило, числились на каких-либо должностях и получали по этим должностям зарплату. Кроме этого, их премировали, делали порой ценные подарки (квартиры, автомобили), но в целом их зарплата вряд ли превышала зарплату шахтера или рыбака. А если учесть, что век спортсмена недолог, то деньги у советских спортсменов были очень плохим стимулом для рекордов. Тем не менее и спортивных рекордов, и достижений у СССР было огромное количество, было невероятно, чтобы спортсмены СССР не победили на летних или зимних Олимпиадах. Более того, они побеждали даже в открытом противоборстве с профессионалами, скажем, наши хоккеисты побеждали канадо-американские сборные хоккейных звезд. Но если денег платили мало, то что двигало советскими спортсменами? Другого ответа нет:
Радость от творческих достижений, сознание того, что ты можешь то, чего другие не могут
Без творчества человек, как скотина и даже хуже, поскольку даже скотине важно не быть самой последней в стае. А человеку свою значимость тем более важно осознавать, важно чувствовать, что он не винтик, а и сам по себе что-то значит. К сожалению, очень часто бывает, что на основной работе человек не способен проявить творчество — начальство или инструкции не дают. Тогда он будет искать творческие дела вне работы — заведет садовый участок, выдумает себе хобби, начнет во что-то играть или займется политикой. А некоторые начинают пить, чтобы как-то сжечь то время, которое ему подарила природа.
Творчество и экономика
В отличие от так называемых умственных работ, для большинства которых требуется не столько ум, сколько память, производительный труд всегда является творческим, поскольку всегда требует ума уже для простого воспроизведения приемов, и, тем более для поиска тех приемов, которые могут обеспечить наивысший результат. И если хозяин (экономист) толковый, то он будет делать все, чтобы работник имел свободу для творчества, поскольку в этом случае работник не только обеспечит своим творчеством дополнительную прибыль хозяйству (экономике), не только заработает больше сам и испытает от этого радость, но и будет испытывать ни с чем не сравнимую радость от достижения творческих результатов.
Но теперь возникает вопрос — а как человек узнает, что он достиг высших, новых для себя результатов в своем труде и хозяйственной деятельности? По разнице между ценой закупленных товаров для своего труда и ценою своего изделия. Чем больше эта разница, тем больше ты творец.
Марксисты полагали, что при коммунизме цены будут измеряться непосредственно количеством часов, израсходованных на производство продуктов. Но это невозможно в силу того, что при производстве одного и того же продукта количество израсходованных на это часов у бездельника, трудяги и таланта будут различаться на порядок, если не больше. Трудозатраты ну никак не могут быть эталоном и, следовательно, не могут быть мерилом творчества. Трудяга вырыл яму за час, а лентяй — за 8, так что — лентяй в 8 раз более творческий человек?
Нет, для оценки любых затрат на производство, для оценки каждым работником своего творческого результата нужен некий, достаточно стабильный эквивалент, и лучше денег тут ничего придумать невозможно. Следовательно, без денег, невозможно творчество в экономике — в том, в чем занято чуть ли не подавляющее число населения.
Но заметьте, что никто вообще ничего не говорит об этой цели, которая делала большевиков безусловно популярными в народе — о благотворности твердого рубля для населения.
В Сталинской экономике деньги стали основой для творчества людей именно благодаря тому что обеспечили твердый эквивалент труда.
«Жить стало лучше, жить стало веселее»
Речь то на самом деле шла о вещах, значительно более глубинных и важных, нежели экономика и материальное благополучие граждан СССР. Речь шла о цели их жизни, о смысле их жизни. Жизнь советских людей была осмысленной — они строили для своих детей светлое, справедливое и великое будущее — коммунизм. Ради этого ограничивали себя, ради этого шли на жертвы, ради этого гибли на фронтах. Все, что ни делалось — делалось для детей, для потомков, и сама эта мысль делала жизнь и осмысленной и радостной. Поэтому, кстати, так легко поднимались миллионы советских людей на великие стройки (Магнитогорск, Целина и т. д.).
А были ли у них причины думать что их потомкам будет лучше жить?
Давайте же посмотрим на цены того времени. Самым низким после 1921-1922 гг. уровень жизни в СССР был в 1946-1947 гг.
Какие цены были в 1947 г. (год денежной реформы) на основные продукты питания и товары народного потребления и какими они стали через шесть лет (в год смерти Сталина)
А в чем же причина этого экономического чуда? Ответ прост — советский рубль.
О нем моя следующая статья-конспект.
*статья-конспект сделана на основе книги Юрия Мухина «За Державу обидно!»
Как бы и одна из причин развала, когда «элита» обеспокоилась владением той самой собственностью, каждому по «свечному заводику» хотелось, ну, а тут как у сторожа, что охраняем, то и прём.
Например, можно в своем поселке создать особые условия труда (зарплата, жилье, доп. питание и т. п.) в экспортном секторе производства — ковка по металлу — это обеспечит нам приток рабочей силы.
А при учете того что мы занимаемся ковкой — у нас нет проблем и в создании орудий труда для вновь прибывших работников
На внутреннем рынке поселка продавать продукт по пониженной цене, на внешнем — по повышенной (в указанной схеме мы монополисты — какого черта не сыграть на этом!? ) — вот нам и деньги на развитие производства и на особые условия труда для рабочих. Все верно, согласен. По этому принципу и работают нынешние рыночные экономики.
Это кейнсианский подход к управлению экономикой — игра на денежной массе:
увеличиваем объем денежной массы ->
немного обесцениваем деньги, но стимулируем покупательный спрос ->
увеличиваются продажи и выручка предприятий ->
они наращивают производство ->
количество товаров в экономике растет и цена денег нормализуется и даже, возможно, растет. Но это работает только в условиях, когда экономика и внутреннее товарное производство реально растет.
А, когда денежная масса растет, а товарная масса тоже растет, но не за счет производства внутри страны, а за счет импорта то это именно на это и похоже — «движенье есть — прогресса нету» и совсем даже регресс получается.
Если применять игру на денежной массе в условиях тотального импорта — а если уж говорить открыто — в условиях переферийного капитализма, то инфляцией своей денежной массы, обеспечивается рост производства в стране экспортёре, и тем самым обеспечивает покупательную способность и цену его валюты, а не своей.
И получается что в конечном итоге ты сидишь как тот туземец с огромной горой бус, но на которые никто ничего и нигде тебе не продаст.
Кооперативы и кооператоры — то как они были созданы и воспитаны, чувствуется что с этим прицелом и делались.
Ну и приватизация, конечно же, не случайно произошла именно так как она произошла
Сейчас могу только сказать что эти мероприятия тоже благоприятно сыграли на темпы роста экономики и покупательную способность граждан СССР, как это не абсурдно может звучать
Тоже верно, но отчасти.
Когда нечего есть, пить и нет крыши над головой то поиск смысла жизни и творчество отходит на второй план (психология человека исходя из
давайте так: «революция это — радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, природы или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием». Воздушный шарик оторвался и полетел… куда полетел, зачем полетел… Корни сего явления, простите, в том, что кому-то воздуха было маловато. 3-5% годовых — разве это деньги? Нужна война, нужна всеобщая катастрофа, вот тогда будут деньги по 200-300-500 годовых. Мы дважды уже все это прошли. И судя по всему, есть желающие пройти в третий раз. Наступать на грабли — это наша российская забава.
****
Не было любительского спорта в СССР. Был профессиональный грабительский, ибо валютка заработанная вся шла в кормушечку: доберешься до мастера, получишь внеочередное право взять «Москвича-412», ой, даже Волгу, но то полная мечта. Выйдешь в полуфинал — переедешь из 2-шки хрущовки в панельную трешку. Выйдешь в финал — получишь трешку в Москве. Выйдешь второй раз — будет тебе треха на Набережной. А еще чеки для «Березки»… заинтересованность у спортсменов была, и не меньше, чем сейчас. Ради этого стоило 3-х летних детей гробить на турниках. Тренера же тоже свои дивиденды имели. Китай отдыхает, вернее, перехватил ту самую школу по выжиманию соков, чего даже и не отрицает. Наши балетные школ-мейстеры табуном перекочевали в Японию. К чему бы это? Мы — не европейцы, и не азиаты, мы — русские. У нас было время и возможности перенять лучшее и у тех, и у других. Сейчас не совсем понимаем еще, как этим богатством воспользоваться. Традиции православия, традиции соборничества и монархия, уж извините. А что, разве не к Путину все жалобы в конечном итоге направляются? Жалобы, претензии и ругательства. Царь-батюшка, спаси и вразуми… Тут бы нам национальной гордости хоть чуток и российского самодержавия.
СССР был ошибкой по части идеологической и экономической составляющей. Прям как нынешняя пенсионная реформа. Только явных жертв вельми поболе.
Россия, как страна, стартанула без идеологической подоплеки, и до сих пор концепция не выработана. У нас огромная страна, сумасшедше огромная и бешенно богатая талантами и природными ресурсами. Нам есть чем гордиться, нам есть, что рассказать детям и внукам. Слово «россияне» должно выползти из-под пьяного дисканта Б. Ельцина, потому что мы — россияне, мы — русские. Я люблю свою страну, я люблю мужа/жену и детей, маму, папу, братьев и сестер, соседей, коллег, даже тех, кто мне трудности устроил — ведь не по своей же воле, в конце-концов, а по дурости или чертями призванной корысти. Мы любим и уважаем друг друга только потому, что мы — РОССИЯНЕ. Вот так надо, и никак иначе. Тогда — прорвемся. А ругаясь, понося друг друга, устраивая бойни и травли — мы никто, пшик, а не народ.
Вот, лучше послушайте немного про наших дураков и тех, кто ими руководит