Из истории мемориала воинской славы на братской могиле в г. Одинцово

3 444
Четверг, 25 сентября 2014, 10:35

Тема Великой Отечественной войны в последнее время становится все более актуальной. И не просто потому, что близится 70-летие Великой Победы, но и потому, что анти-российские силы как внутри страны, так и снаружи очевидным образом играют на забвение памяти о Великой Отечественной.

Причем, в унисон поют либералы (Федотов, Караганов и др.) заявляющие о необходимости признания равной ответственности гитлеровской Германии и СССР за развязывание второй мировой войны, откровенные власовцы (Гавриил Попов, Егор Просвирнин), последний из которых называет 22 июня днем отмщения, когда «Белая Европа вернулась в Россию» и нео-бандеровцы (Ющенко и т. п.) героизирующие гитлеровских прихвостней, коллаборационистов и карателей.

В подобном контексте Россия и Беларусь остаются чуть ли не единственными местами, где не ведется разрушительной государственной политики на костях погибших во время Великой Отечественной войны, Священной войны. Но достаточно ли в такой ситуации просто «не разрушать», когда в постсоветских странах и странах бывшего социалистического лагеря ведется осмысленная и накаленная борьба с Победой наших отцов и дедов?

Мы уже писали о том, что в Одинцово кулуарно затеян проект реконструкции мемориала Воинской славы и Вечного огня на братской могиле воинов, погибших во 1941-1942 годах.

Сегодня представляем Вашему вниманию интервью, которое мы взяли у скульптора мемориала Алексея Степановича Хижняка, автора памятника «Солдат с девочкой» на братской могиле.

А. С. Хижняк у скульптуры на братской могиле в г. Одинцово, Вечный огонь

Алексей Степанович, что для Вас лично значит Великая Отечественная война?

Когда началась Великая Отечественная война, мне было 3 года 3 месяца и 3 дня; уже через год я наблюдал допрос фашистского летчика, сбитого над Калачом, моей родиной, где находились тыловые склады Юго-Западного фронта. В ноябре 1942 года, уходя от преследования, какой-то летчик-фашист сбросил свой бомбозапас, и одна из бомб упала в 10 метрах от нашей хаты. Дом был изрешечен осколками, мама и я были контужены и пролежали в госпитале 1.5 месяца. Зимой 1943 года был свидетелем конвоирования пленных фашистов из-под Сталинграда.

Все мужья моих теток, сестер отца, погибли на фронтах войны. А отец погиб 18 января 1945 года в Венгрии, в городе Энинг, похоронен в братской могиле вместе с 400 бойцами, погибшими при освобождении этого городка.

Всего же при освобождении Венгрии сложили головы 300000 наших соотечественников. Из Калачевского района численностью 42 тыс. человек, было призвано 27 тыс. человек, погибли 9 тыс. земляков. В Калаче сооружен мемориал Победы, на стене которого выбиты и фамилии моих родственников: Хижняк, Панченко, Ткачев, Диденко.

Пережив голод и нищету военных лет и послевоенных лет, окончив Воронежское СВУ в 1956 году, военно-воздушную академию в 1961, отслужив 25 лет в Вооруженных Силах, я всегда помнил о тех бедах, что принесла нам война с фашизмом.

Кроме личного и профессионального, какое творческое наполнение имеет для Вас тема Великой Отечественной войны?

Военно-патриотическая тема в искусстве мне сродни. Мною выполнены памятники погибшим воинам в Кашка-Дарьинской области Узбекистана, в Евпатории, в г. Константиновка в Украине, в Белоруссии, в г. Калач Воронежской области и, наконец, в г. Одинцово, на моей второй малой родине.

Как Вы пришли к работе над мемориалом в 1994 году?

Когда я получил назначение в воинскую часть, расположенную во Власихе, я, конечно, обратил внимание на памятник погибшим воинам в г. Одинцово: хороший добротный постамент, Вечный огонь, но скульптурная группа выполнена из гипса (скорее всего это была тиражированная вещь). С годами скульптура стала разрушаться, каждый год ее приходилось реставрировать.

В начале 1994 года началась подготовка к празднования Великой Победы и было принято решения о реконструкции памятника на братской могиле. Помимо фамилий бойцов 5 армии, умерших от ран в госпитале, находящемся рядом в 7 школе, было решено вырубить на стене памяти фамилии одинцовцев, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.

Как начиналась и продвигалась работа над мемориалом? Что символизирует существующая скульптурная группа?

Первый эскиз для этого памятника я сделал еще в 1977 году. Это была пятифигурная композиция: мать с ребенком на руках, безногий солдат на костылях и дед с внуком 7-8 лет. Эмоциональная вещь, но многословна и иллюстративна. Были и другие эскизы, но они не отражали тему: на месте установки памятника находилась братская могила, в которой лежали останки 234 раненых бойцов 5-ой армии, защищавшей Москву. Используя первый эскиз, я заменил деда солдатом, а мальчишку — девочкой. Получилась существующая группа. Солдат с девочкой, пришедшие на могилу почтить память павших героев. Все эти эскизы были рассмотрены активом общественности города, и последний был одобрен и принят к реализации.

Скульптурную группу в размер сооружения лепил с мая по сентябрь 1994 года в с. Лайково, где строил мастерскую (крыша была еще покрыта рубероидом, перекрытий не было). Отливка в бронзе была выполнена в Мытищах на заводе художественного литья им. Е. Ф. Белашовой. При сооружении архитектурной части памятника максимально использовался гранитный материал старого памятника, а Вечный огонь вообще остался без изменений.

Все участники сооружения памятника работали с воодушевлением. Девиз был один — «если не мы, то после нас — никто». Памятник открыт 9 мая 1995 года.

В этом году администрация г. Одинцово объявила творческий конкурс на разработку проекта реконструкции и благоустройства мемориального комплекса «Вечный огонь». Принимали ли Вы участие в этом конкурсе?

Прошло 20 лет, и городские власти объявили о конкурсе на реконструкцию существующего памятника. Любовно прозванного жителями города «Алеша». Я принял участие в этом конкурсе, мой проект предусматривал скорее реставрацию, а не реконструкцию памятника. В нем планировалось:

скульптурную группу сохранить, но покрытие постамента и подиума под ними заменить на более крупные плиты (сам постамент выполнить из монолита)

Вечный огонь оставить в прежних объемах. Старые плиты заменить на плиты большего размера. Звезду Вечного огня выполнить из красного полированного гранита, используя существующую звезду, как макет.

На площадке мемориала снять тротуарную плитку по всей поверхности круга, установить методом бурения опорные трубы на глубину промерзания, сваркой связать их арматурой, залить стяжку, уложить тротуарную плитку (или другое мощение).

Остальные предложения касались реконструкции памятника.

А почему Ваш проект не был представлен на общественных слушаниях?

Из-за неверной информации, полученной от председателя комиссии по рассмотрению проектов реконструкции т. Солнцева М. В., я не смог присутствовать на заседании, где каждый автор представлял свой проект. Таким образом, мой труд остался без внимания.

Пришлось направить главе администрации города письмо с моими предложениями (вх. №1987 от 12.05.2014г.), на что получил бюрократическую отписку (исх. №29/1987 от 17.06.2014). В ней пишут, что «вся информация принята к сведению и передана в рабочую группу по реализации проекта реконструкции мемориального комплекса для использования в работе».

Каково Ваше видение ситуации с мемориалом по итогам проведенного конкурса?

В апреле на сайте Одинцово. инфо опубликован проект, разработанный скульптором Балашовым и архитектором Ганкиным, предусматривающий установку на существующем круге диаметром 30м дополнительно трех скульптурных элементов:

  • памятника воинам, погибшим в необъявленных войнах после 1945 года

  • памятника героям Отечественной войны 1812 года

  • Вечного огня в виде ружейной треноги таких размеров, что человек может проходить между ее опор.

Мое мнение по этому проекту:

Мемориал посвящен воинам-одинцовцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Это свято и неприкасаемо.

Пространство мемориала ограничено и для него вполне достаточно одной доминанты — существующей скульптурной группы. Дополнительные элементы отвлекают внимание зрителя от основной темы и размывают ее. Предлагая дополнительные 2 памятника, авторы совершают ошибку. Удивлен, что главный архитектор города этого не понимает, а если понимает, то это называется лоббированием и идеологической диверсией с его стороны.

Предлагаемые скульптурные дополнения могут быть самостоятельными памятниками.

Важен фактор целесообразности этих памятников в городе. На территории района никаких сражений во время войны 1812 года не было, хотя французы успели осквернить храмы в Малых Вяземах и в Одинцове, устроив в них конюшни. Уместен памятный знак об этой войне, но не на площадке, где стоит мемориал. О второй теме. На стелле, посвященной воинам-интернационалистам, значатся около 30 фамилий одинцовцев, погибших, в основном, в Афганской войне. Причем каждому из них поставлены памятники на местах захоронений за счет средств Министерства Обороны. Государство поставило памятник, общий для всех воинов-интернационалистов в 20 км от Одинцово на Поклонной горе в Москве. Вопрос — целесообразно ли ставить еще один памятник на эту тему, учитывая, что в скором времени Одинцово станет частью Москвы?

И последнее. Предложенный вариант Вечного огня в виде ружейной треноги представляет собой оригинальную законченную композицию, исключающую все другие элементы. Кстати, эта композиция уже была на конкурсе проектов, посвященном Победе 1945 года, который проводился в Манеже.

Что бы Вы посоветовали всем интересующимся темой Великой Отечественной войны?

Обращаюсь к молодым людям — помните тех, кто прекрасную Родину спас от неволи, слез и позора. Их, отдавших жизнь за это правое дело, было 26 миллионов. Помните их!

К тем, кто руководит нами и распоряжается бюджетом района — поставьте памятники людям-легендам, чьи имена выверены веками и будут служить патриотическому воспитанию грядущих поколений:

  • Георгию Победоносцу у собора его имени;

  • Александру Невскому, 800-летие со дня рождения которого мы будем отмечать в 2020 году;

  • покровителю врачей и больных святому Пантелеймону на территории Одинцовской районной больницы в Перхушково.

А. С. Хижняк,

скульптор, член союза художников РФ,

автор существующего мемориала воинской славы «Вечный огонь» на братской могиле в г. Одинцово.

21.09.2014

Matthaus
лично#
Лопоухость — знак простолюдина надалёкого.
Matthaus
лично#
ac19411941: А тем временем у ее родственников полная хрень началась как говорит Великий Шатун — Зима холода

Подробнее: odintsovo.info/white/blog.asp?id=16267
Готовятся к земле. Будет Моторола с товарищами их до самого Киева гнать.
ac19411941
лично#
Нигер капуцин
sms2014
лично#
Matthaus: Лопоухость — знак простолюдина надалёкого.
Видно старого поклонника евгеники.
ac19411941
лично#
Капуцины
fara
лично#
Matthaus: Лопоухость — знак простолюдина надалёкого.
Могу назвать нескольких лопоухих — совсем не простолюдинов и не недалеких
shatun
лично#
fara: Могу назвать нескольких лопоухих — совсем не простолюдинов и не недалеких
Речь про лопоухого нигера идет.
ac19411941
лично#
fara: Могу назвать нескольких лопоухих — совсем не простолюдинов и не недалеких
Твои земляки у нее уши лопух
Matthaus
лично#
А Кэтрин Эштон — это символ вырождения европейцев.
ac19411941
лично#
Matthaus: Лопоухость — знак простолюдина надалёкого.
возомнившего себя наместником Сатаны на Земле, а так — капуцин обыкновенный
sms2014
лично#
shatun: Речь про лопоухого нигера идет.
Тапок дать?

Matthaus
лично#
ac19411941: а так — капуцин обыкновенный
Кирдык ему. Сирийцы или ливийцы его достанут рано или поздно.
ac19411941
лично#
Matthaus: А Кэтрин Эштон — это символ вырождения европейцев.
Символ вырождения — блохитное) его над отелями на море они воткнуть пытаются) и скачут опять же Яйценюх скакал в ООН перед пустым залом неистово)) разве что Хай Гитлер не кричал)
ac19411941
лично#
Matthaus: Кирдык ему. Сирийцы или ливийцы его достанут рано или поздно.
А могли бы его в Вяземке утопить))
ac19411941
лично#
sms2014: Тапок дать?

Странное дело! Но похож ведь!
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи