«Юбилейный» год
Вчера, 19 августа, я не стал ничего писать о ГКЧП. Думаю, что сейчас по прошествии 25 лет сама история дала тем событиям оценку.
И я рад, что сегодня общественное мнение поменяло свое отношение к людям, которые пытались тогда спасти страну. Да, у них не оказалось необходимой политической воли и решимости идти до конца. Да, они оказались слишком благородными, не применив, имевшуюся в их распоряжении силу, против одурманенных «демократической» пропагандой людей. Да, конечно же они пытались спасти страну, а не узурпировать власть. И все же наряду со всеми этими «да», они несут ответственность за то, что произошло со страной вследствие этих «да»
Этот год «юбилейный» в плохом смысле этого слова. Теперь практически каждый день мы будем вспоминать события двадцатипятилетней давности, того проклятого девяносто первого года, уничтожившего великую державу.
Для меня следующей трагической датой станет 2 сентября. Именно в этот день прекратил свое существование высший орган государственной власти СССР — Съезд народных депутатов СССР. Нет, он не самораспустился, нет. Просто депутаты разошлись и больше никогда уже не собрались вместе. Вот как описывал это мой хороший друг, присутствовавший на съезде в качестве гостя.
«…2 сентября в Кремле открылся V Съезд. В нарушение регламента слово предоставили Н. Назарбаеву, и он огласил заявление Президента СССР и руководителей союзных республик, означавшее смертный приговор Советскому Союзу… Затем депутатам в ультимативной форме предложили обсудить заявление по делегациям в московских представительствах союзных республик. Президиум Съезда быстро покинул зал. Депутаты словно оцепенели, они ничего не могли понять. И потом один за другим потянулись к выходу.
Первым сориентировался народный депутат Виктор Алкснис. Он буквально взлетел на трибуну. Микрофоны уже были предусмотрительно отключены. Тогда он приложил руки рупором ко рту и закричал: «Товарищи депутаты! Остановитесь! Не уходите из зала! Это государственный переворот!». Несколько мгновений в зале стояла тишина, потом народные избранники вновь потянулись к выходу. Он стоял на трибуне и кричал им вслед: «Остановитесь! Остановитесь! Что вы делаете!». Они уходили…
А потом были Беловежская пуща и Приднестровье, Абхазия и Таджикистан, Чечня… Потом были десятки тысяч убитых, сотни тысяч раненых, миллионы беженцев. Потом были падение великой державы, развал экономики, разложение армии…
В те дни после августа было лишь несколько человек, посмевших публично выступить против коллективного безумия, не изменивших своим убеждениям…».
У меня есть несколько фотографий, на которых запечатлены мгновения моей жизни, которыми я горжусь. И эта одна из них…
К августу 1991 года вашим знаниям было более полутора лет! 500 дней (не к ночи будь помянут Явлинский).
Напоминаю, что ещё в 1920-х годах, в нашей стране жило огромное количество людей, сознававших, что Советский Союз обречён. Тогда можно было даже писать об этом.
Только какое отношение это имеет к 19 августа 1991 года?
И главной целью ГКЧП было устранение этого бардака. даже после подписания Горбачом бумажки о ликвидации СССР никто ещё толком не понимал, что Союза больше нет. Все думали, что щас чего-нють такое будет, но без клятых коммуняк, со светлоокими ясноликими демократами во главе.
А оно вона как вышло. Говно-с случаецца.
Ещё раз повторю свой вопрос: по факту же сейчас видно, что ГКЧП сознательно сорвало подписание нового союзного договора. Почему же люди, которые жалеют о развале СССР поддерживают ГКЧП? Не вижу логики. Бардак — это ведь очень размытая и удобная формулировка, её можно применить ко всей истории России, оправдав любые действия на любом этапе истории тем, что хотели восстановить порядок. Но, по факту ведь, уже был готов один союзный договор, пусть с ослабленным центром, но был, а после ГКЧП о союзе и думать забыли. Где логика поддерживающих ГКЧП?