Артемий ТРОИЦКИЙ — о концерте 12 июня на Красной Площади: «Рок умер давно, но похороны прошли пышно»

843
Вторник, 15 июня 2010, 23:30

В 81-м году «Аквариум» впервые спел веселую песенку «В поле ягода навсегда!», цитировать которую сегодня не только неуместно, а, пожалуй, даже и банально:

 

Настанет время — сбудется мечта.

Наши люди займут места.

И под страхом лишения рук и ног

Все кругом будут слушать

Один только рок!

 

Наверняка многие вспомнили эти строчки Гребенщикова, прожив долгие праздничные выходные 12-14 июня, начавшиеся рок-концертом на Красной площади, который транслировался впрямую и вкривую на разных каналах, включая «Россию-1», и завершившиеся фестивалем «Рок над Волгой» по Первому каналу!

Что сработало, как мина замедленного действия, — трех- или четырех-пятилетней давности встреча Суркова с рок-звездами? Или общеизвестная симпатия Медведева к Deep Purple и Black Sabbath? Или совсем недавний диалог Шевчук-Путин? Понятия не имею. Да и делать глубокие выводы не советую.

 

Государственной музыкальной идеологией России была и незыблемо остается ТАФТА — музыка для увеселения быдла и успокоения начальства, бессмысленная и беспросветная в своем убожестве и производимая, как известно, на «фабриках». Парадигма попсы практически до деталей отражает российское и государственное устройство: бездарные вороватые кукловоды — продюсеры (это администрация); дрессированные крепостные артисты (это наша Дума); всесильное телевидение и зомбированное население. Попса — это реальная матрица, и, когда под занавес «рок-десанта» под стенами Кремля во исполнение опопсвленного в духе Глюкозы гимна России на авансцену вышли Расторгуев, Валерия и прочие попсовые паханы и мамки, рокеркáм оставалось только подобострастно подвывать.

 

Далее, если абстрагироваться от государства, то народной музыкальной идеологией (или, скорее, стихией) была и остается просто ПЕСНЯ — мелодичная, душевная, с несложным, но цепляющим посылом. Кому-то ближе эстрадная советская, кому-то блатной «шансон», кому-то Высоцкий. Рок каким-то краешком сюда тоже залезает. Какой же караоке без «Группы крови», «Нового поворота» или «Осени»? Но залезает неглубоко…

 

Так с какой такой стати рок-поползновение? Полагаю, что ни с какой. Это сродни модернизации, инновации и нанотехнологии — ибо вкус сезона. Попробовать и выплюнуть. Что касается до отчетливо сформировавшегося у нас клана услужливых «госрокеров» («Чайф», «Звери», «Машина (увы) времени», «Би-2», Гарик (увы, увы) Сукачев…), то порицать их как профессионалов абсолютно не за что. Было время, когда дух рока предполагал независимость и протест, а эстетика рока — новаторство. Все это давно рассеялось, причем в планетарном масштабе. И никакого «рок- движения» тоже нет, потому что одних движет на задворки попсы, других в новое искусство, третьих — в песни протеста. Если по-честному, то слово «рок» по отношению к актуальной музыке я бы вообще уже не употреблял.

 

Так же, как джаз окончательно оформился в настоящую «музыку толстых» и даже обрел свое человеческое воплощение в лице Игоря Бутмана, рок с годами стал чем-то вроде «музыки волосатых». А новая музыка, которая, кстати, в последнее время поперла у нас в стране с необычайной силой, чиста от госзаказа и сияет, как затылок младенца. И ее я советую слушать, отгуляв поминки.

 

Артемий ТРОИЦКИЙ, обозреватель «Новой»

Новая газета

15.06.10Артемий Кимович

Matthaus
лично#
Dod: Если человек талантлив (а люди, о которых мы говорим, талантливы безусловно), то он будет востребован всегда, вне зависимости от политического строя.
Некоторые всё-таки разменивают свой талант. В первую очередь это касается творческих профессий. Тот же Шахрин, на мой взгляд, за последние 10-12 лет ничего выдающегося не написал. Это всё потому, что начал лизать подмётки режиму. А при «проклятом совке» © очень хорошие песни сочинял, их уже не одно поколение любит.
А вот Шевчук сохранил душевное равновесие, ни под кого не прогибается, поэтому и продолжает писать выдающиеся вещи. Да, мало, по 1-2 в год, но пишет.
Dod
лично#
Возможно. Но мне достаточно того, что он уже сделал, чтобы не забыть о его существовании, и каждый раз слушая его песни, написанные «при проклятом совке», я не вспоминаю о том, лизал он подмётки режиму или нет. Да и о самом режиме не вспоминаю, он мне по барабану.
gorkaya_pravda
лично#
Dod: Возможно. Но мне достаточно того, что он уже сделал, чтобы не забыть о его существовании, и каждый раз слушая его песни, написанные «при проклятом совке», я не вспоминаю о том, лизал он подмётки режиму или нет. Да и о самом режиме не вспоминаю, он мне по барабану.
Но в России рок всегда имел социальный контекст, всегда был музыкой протеста — Вы сами об этом упоминаете в контексте Совка. Тогда какого- же фига сейчас эти люди занялись лизоблюдством?
Макаревич, написавший Марионеток, стал по сути сам ею.
Отвратительно, когда рушатся идеалы, на которых много людей росли и взрослели. Кажется что кто-то влез в твою душу и память и переворачивает там все с ног на голову. Потому что если сейчас они врут (а они врут), то значит врали и тогда.
Как можно так легко разменивать свой многолетний авторитет за кусок колбасы????
prAteh
лично#
gorkaya_pravda: Но в России рок всегда имел социальный контекст, всегда был музыкой протеста — Вы сами об этом упоминаете в контексте Совка. Тогда какого- же фига сейчас эти люди занялись лизоблюдством?
Макаревич, написавший Марионеток, стал по сути сам ею.
Отвратительно, когда рушатся идеалы, на которых много людей росли и взрослели. Кажется что кто-то влез в твою душу и память и переворачивает там все с ног на голову. Потому что если сейчас они врут (а они врут), то значит врали и тогда.
Как можно так легко разменивать свой многолетний авторитет за кусок колбасы????
Протест возможен только тогда, когда есть против чего протестовать, в СССР была четкая идеология, против которой и выступал рок. А задумайтесь, в нашу эпоху всеобщего хаоса против чего и за что надо выступать? В целом-то за что боролись, на то и напоролись, задача музыкантов, как и всех прочих граждан современной России — выживание, а уж кто дороже продался, тот и лучше живет. Так что «Рок-н-ролл мертв, а мы еще нет»…
Dod
лично#
gorkaya_pravda: Но в России рок всегда имел социальный контекст, всегда был музыкой протеста — Вы сами об этом упоминаете в контексте Совка.
Я? Это где я такое говорил? То есть, так некоторые его воспринимали, конечно, но я с удовольствием слушаю «Марионеток» совсем не поэтому , а просто потому, что мне (да и всему моему поколению) нравится эта песня в исполнении этого музыканта.
gorkaya_pravda: Тогда какого- же фига сейчас эти люди занялись лизоблюдством?
…?
gorkaya_pravda: Макаревич, написавший Марионеток, стал по сути сам ею.
Да полноте! Он вполне самодостаточен.
gorkaya_pravda: Отвратительно, когда рушатся идеалы, на которых много людей росли и взрослели. Кажется что кто-то влез в твою душу и память и переворачивает там все с ног на голову.
Поговорите об этом с ветеранами НКВД или старыми партийными функционерами, они уже 20 лет говорят то же самое, почти дословно.
gorkaya_pravda: Потому что если сейчас они врут (а они врут), то значит врали и тогда.
Думаете?
«Мы себе давали слово
Не сходить с пути прямого,
Но, так уж суждено!»

Это жизнь, увы.
gorkaya_pravda: Как можно так легко разменивать свой многолетний авторитет за кусок колбасы????
Вы излишне драматизируете ситуацию. Чем скорее Вы избавитесь от юношеского максимализма, тем будет лучше, в первую очередь для Вас самой.
Olegus
лично#
Dod: Чем скорее Вы избавитесь от юношеского максимализма, тем будет лучше, в первую очередь для Вас самой.
а может — не надо спешить? понятно, что сама будет через 20 лет остужать таких же, которые будут кричать о поруганных идеалах, но пусть это будет через 20 лет, а не сейчас.
Все клинтоны и йошки-фишеры через это проходили. Потом становились такими оплотами своих режЫмов — мама не горюй.
А цинизм с молодости перерастает в профессионально-коммерческий протест в зрелости. Это по молодости можно думать, что прогнуться можно только под власть. На деле можно под любой тренд и любое коммерческое предложение. Если не хочется про «ВпирётРасея!» — напиши про генерала ФСБ, и тебя тоже будут слушать несмотря на такое же плохое качество (хотя, разве у протеста может быть плохое качество?!!!).
Отвратнее те, кто пользует все эти благородные порывы и для кого несогласие — такой же бизнес.
gorkaya_pravda
лично#
Olegus: а может — не надо спешить? понятно, что сама будет через 20 лет остужать таких же, которые будут кричать о поруганных идеалах.
Говорить о присутствующих в третьем лице и вовсе верх…
Olegus: Отвратнее те, кто пользует все эти благородные порывы и для кого несогласие — такой же бизнес.
Уж грязнее методов, чем использует власть в журналистике сейчас, вообще найти трудно.
Olegus
лично#
gorkaya_pravda: 
Olegus: а может — не надо спешить? понятно, что сама будет через 20 лет остужать таких же, которые будут кричать о поруганных идеалах.
Говорить о присутствующих в третьем лице и вовсе верх…
я же не к Вам обращался. Вы вполне можете обсудить меня с поклонниками, я не в обиде.
Dod
лично#
Olegus: а может — не надо спешить? понятно, что сама будет через 20 лет остужать таких же, которые будут кричать о поруганных идеалах, но пусть это будет через 20 лет, а не сейчас.
Ну, если по большому счёту, то — да. Чужим умом не проживёшь.
Olegus: А цинизм с молодости перерастает в профессионально-коммерческий протест в зрелости.
Значит, получим вторую Латынину.
gorkaya_pravda
лично#
Dod: Значит, получим вторую Латынину.
Главное что бы не Юденич.
Olegus
лично#
Dod: Значит, получим вторую Латынину
или еще какой альбац
Dod
лично#
Olegus: или еще какой альбац
Ну, будем надеяться, что до такого не дойдёт.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи