Профилактическая геронтология. Продление жизни.
Старение и продление жизни:
Почему грачу или вишне природой отпущено пять сроков человеческой жизни — 300-400 лет? В чем секрет долголетия? Наступит ли такой момент, когда человек будет жить долго…
Механизмы старения
На протяжении многих веков человечество мечтало о долголетии, изыскивая чудодейственные средства, чтобы отсрочить наступление старости. Секреты беспредельно долгой жизни искали в «живой» и «мертвой» воде, «жизненных эликсирах», «особом чае долгой жизни», «философском камне», «эликсире бессмертия». Ни одно из этих средств не могло удлинить жизнь.
Чем только не пытались омолодить организм — настойками трав, корнем знаменитого женьшеня, женским молоком, пантами оленей, органами утробных младенцев и т. д.
Человек упорно искал разгадку тайны: почему некоторые представители животного и растительного мира превосходят нас долголетием? Почему грачу или вишне природой отпущено пять сроков человеческой жизни — 300-400 лет?
В чем секрет долголетия? Наступит ли такой момент, когда человек будет жить долго, пользуясь всеми благами продленной молодости, сказав старости «подожди»?
Этими вопросами занимается геронтология — наука, изучающая важнейшие закономерности биогенетических механизмов старения и поисков воздействия на этот процесс.
Согласно классификации ВОЗ, возраст до 44 лет считается молодым, 45-59 — средним, 60-74 — пожилым, 75-89 — старческим, люди 90-100 и старше — долгожителями. Конечно, все эти уделения условны, точных границ разных периодов человеческой жизни установить нельзя, так как она представляет собой непрерывное развитие, а совершающиеся в организме возрастные изменения многочисленны и разнообразны.
Итак, условно человек считается старым с 75 лет, то есть через 15-20 лет после того, как выходит на пенсию.
В ювенологии (практической геронтологии) своя градация: до 30 лет — юность, 30-60 лет — первая молодость, 60-90 лет — вторая молодость, после 90 лет — третья молодость. Так что долгожителей, сохранивших физическую и творческую активность, с позиции ювенологии можно назвать молодыми. Они в определенном смысле — модель будущего.
Причины нормальной и преждевременной старости различны.
Естественная, физиологическая старость развивается постепенно и характеризуется гармоничным снижением всех жизненных функций, равномерно развивающимися атрофическими изменениями с почти полным сохранением работоспособности, жизнерадостности и интереса к окружающему миру. Такие люди выглядят подчас моложе своих лет.
Старость патологическая, или, как ее еще называют, преждевременная, характеризуется ранним наступлением старческих изменений, приводящих к преждевременному ослаблению физических сил и умственной деятельности. Как правило, возрастные изменения отягощаются различными хроническими заболеваниями, ускоряющими одряхление. Поэтому мы порой и отмечаем несоответствие биологического, или, как сейчас говорят календарного возраста — иногда молодой человек в 20-30 лет выглядит стариком, а старик в 90 — бодрым, полным энергии.
В живом организме протекают одновременно два взаимно противоположных процесса, тесно связанных между собой, но всегда уравновешенных — созидание и разрушение.
Созидание — сложный комплекс биохимических процессов, происходящих в организме, связанный с усвоением веществ, поступающих из внешней среды, и образованием более сложных химических соединений. При этом происходит восстановление разрушенного вещества клеток, их обновление и вместе с тем — рост и развитие организма, всех его отдельных частей.
Противоположный процесс разрушения сводится к расщеплению клеточных белков и других соединений. В период роста и развития организма преобладает первое, во время старения — второе.
Как заглянуть в глубинные тайны раннего старения? В чем секреты долгой жизни?
В настоящий момент существует несколько сот теорий и гипотез пытающихся объяснить механизм старения, но ни одна из них не дает полного, исчерпывающего обоснования. Одни частично объясняют механизмы старения, теории других представляют лишь исторический интерес, третьи отвергнуты как несостоятельные.
Приведем лишь некоторые. Известно, что в наших клетках обычно обнаруживается один или несколько дефектных генов. Это обстоятельство в большей или меньшей степени ограничивает продолжительность нашей жизни. При обследовании нескольких тысяч долгожителей обнаружено, что ни у одного из них нет дефектных генов. Следовательно, можно смело утверждать, способность к долгожительству наследуется. Однако мало иметь наследственную предрасположенность к долгожительству. Надо ее еще реализовать. Многие люди обладают прекрасным генофондом, который позволил бы им стать долгожителями. Однако их образ жизни, скажем так, не способствует высокой продолжительности жизни: курение, алкоголь, малая двигательная активность, нерациональное питание, незакаленность — все это подорвет даже самое крепкое здоровье, перечеркнет самую благоприятную наследственность. Недостаточно родиться долгожителем, надо еще им стать. Долгожителем становится тот, кто имеет хорошее наследственное здоровье и смог сохранить его до глубокой старости.
Итак, продолжительность нашей жизни зависит от факторов наследственных и факторов воздействия среды, куда включается и образ жизни. В связи с этим возникает вопрос от чего больше зависит продолжительность нашей жизни — от генофонда или от внешних обстоятельств?
На этот вопрос ответить трудно, но можно. Все организмы по степени генетической запрограммированности на продолжительность их жизни можно разделить на три группы.
У первой группы продолжительность жизни программируется очень жестко. Процентов на 95-99 она определена при рождении. Скажем, известно, что самка горбуши погибает сразу после нереста, независимо от внешних обстоятельств.
Продолжительность другой группы детерменированна слабо, она почти полностью зависит от факторов внешней среды. Изменение условий может увеличивать или уменьшать продолжительность жизни в 15-20 раз (к этой группе относятся многие насекомые, амфибии, птицы).
Человек и большинство млекопитающих занимают промежуточное положение. По расчетам профессора Г. Д. Бердышева, процентов на 60 продолжительность нашей жизни предопределена при рождении, а на остальные 40 зависит от обстоятельств и условий жизни. Цифры эти, разумеется, не только приблизительны, но и индивидуальны. И тем не менее они свидетельствуют о том, что в определенной и очень значительной мере, каждый из нас, выбрав тот или иной образ жизни, сам определяет, сколько и как ему предстоит прожить.
Теперь рассмотрим практический механизм воздействия образа жизни на генетический аппарат клетки. Все функции каждой клетки нашего организма управляются генетической регуляторной системой — геномом клетки. Старение человека зависит от снижения активности генома клетки. Поэтому надежды на профилактику старения можно связывать лишь с увеличением активности генома, улучшением условий его существования. Известно, что двигательная активность человека усиливает поступление кислорода в клетку, а это способствует увеличению АТФ, которая является поставщиком энергии, универсальным горючим клетки. Понятно, что хорошее энергоснабжение стимулирует все процессы репарации и жизнеобеспечения клетки, управляемые геномом. Здоровы клетки — надежны ткани, четко работают системы организма.
Стимуляция функции генов может идти разными путями. В их числе и физические упражнения, и дыхательная гимнастика, и массаж, и многие другие естественные средства воздействия.
Мы знаем много примеров того, как люди ослабленные, хилые, долго болеющие возродили себя активными физкультурными занятиями, здоровым образом жизни, отказом от вредных привычек. Болезни и слабости этих людей отнюдь не носили фатального характера, а были лишь следствием неправильного образа жизни, который блокировал нормальное функционирование генетического аппарата.
По мере исправления поведенческих ошибок создавались оптимальные условия деятельности генома и соответственно улучшалось состояние его здоровья, отдалялись старческие проявления.
Итак, умение продлить жизнь — это умение не сократить ее!
Сам стар, да душа молода.
Старый пес не обманет. Стар пес, да верно служит.
Старый ворон не каркнет мимо (опытен).
Седина в бороду — ум в голову.
Старый конь борозды не портит. Старый конь мимо не ступит.
Стар пестрец (рыба, или: стар селезень), да уха сладка.
Стар, да дюж. И свеж и гож.
Старый солдат и стараться рад.
Старого лесу кочерга. Старый волк знает толк.
Старина с мозгом. Старина, что диво.
Поживи на свете, погляди чудес.
Старого воробья на мякине не обманешь.
Старого волка в тенета не загонишь.
Старик, да лучше семерых молодых.
Детинка с сединкой везде пригодится.
У старого козла больше рога.
Мал да глуп — больше бьют; стар да умен — два угодья в нем.
Старое дерево трещит, молодое летит.
Ах, мак, да зелен; хорош малый, да молод.
Молодой журавль высоко взлетел, да низко сел.
У молодого ум не окреп. Молодо — зелено; старо — да гнило.
Молод, да смород, а и стар, да басок (архангельск.).
Молод, да по миру ходит; стар, да семью кормит.
Сколоченная посуда два века живет.
Много новых горшков перебито, а молостов другой век служит (т. е. старый горшок, повитый берестою).
Молоды опенки, да черви в них (да черт ли в них?).
Стар гриб (дуб), да корень свеж.
Чего в детстве просим, то под старость бросим.
Малый просит, а вырастет — бросит.
Воевал молодой, а под старость отпустили домой.
В чем молод похвалится, в том стар покается.
Дитя падает — Бог перинку подстилает; стар падает — черт борону подставляет.
Старые дураки глупее молодых.
Под старость человек либо умней, либо глупей бывает.
Стар стал — ум кончал (татарская).
Старого учить — что мертвого лечить.
Старого не бьют, мертвого не кают (здесь каять глагол действия).
Старого пса к цепи не приучишь.
Старое мясо, как ни вари, — все тянется.
Недаром старцы уроды. Годы калечат.
Пришлось тешить старого да малого (т. е. в семье).
Летела муха-горюха да дунула в ухо стару старику за нову новину.
Старуха — бабушка повируха: из старого ума выжила, нового не прижила.
Из старого ума выжили, нового не нажили.
Два века не изживешь, две молодости не перейдешь.
Коротать молодость — не видать старости.
Помоложе (т. е. парень), так рублем подороже.
Поколе молод, потоле и дорог.
Золотое время — молодые лета. Золотая пора — молодые года.
Чем старее, тем правее; а чем моложе, тем дороже.
Не залежь (старину) навоз возят, на новине хлеб сеют.
Не спрашивают отца, спрашивают молодца.
Человек два раза глуп живет: стар да мал.
Стар да мал — дважды глуп.
Старый, что малый, а малый, что глупый.
Ни по старости мрут, ни по молодости живут.
Не годы, а горе старит.
Не старый умирает, а поспелый.
Старостию не жить, а молодостию не умереть.
Молодые по выбору мрут, старые поголовно.
Крючковатому носу недолго жить (т. е. старому).
Молодой работает, старый ум дает. Молодой на службу, старый на совет.
Старцу пакости не твори. Старую собаку не волком звать.
Не смейся над старым, и сам будешь стар.
Молодость не грех, а и старость не смех.
Годы не уроды. Не годы уроды, а люди.
И старую кукушку на ястреба не променять.
Не у детей и сидни (седина) в честь.
Где старье (старья), тут и статьё (статья).
Старших и в Орде почитают.
Молодой на битву, а старый на думу.
Молод князь — молода и дума.
И стар, да весел, и молод, да угрюм.
И стар, да петух, и молод, да протух.
Старый разум проживаем, нового не наживаем — дураками умрем.
Расходится старуха, так и не убаюкаешь.
Молодой стареет — умнеет; старый стареет — глупеет (дуреет).
Шестьдесят лет прошел, ума назад пошел (говорят татары).
Из ума выжить; одуреть годами.
Молодые дерутся — тешатся, старые дерутся — бесятся.
Век дожил, а ума не нажил.
До лысины (до старости) дожил, а ума не нажил.
Борода глазам (уму) не замена.
Борода с воз, а ума с накопыльник нету.
Не по годам, а по ребрам (бьют).
Не научил плетью, а дубиной не научишь (т. е. под старость).
И сед, да ума нет; и молод, да держит (водит) волость.
Молод, да водит волость; и стар (и сед), да вчуже пасет.
Мал — да умен, стар — да глуп.
Молод — перебесится, стар — не переменится.
Богатому красть, а старому лгать (одинаково кстати).
Волосом сед, а совести нет.
Сорока лет, а сорому нет.
И в семьдесят лет, да совести нет.
Седина в голову (или: в бороду), а бес в ребро.
Старого черта да подпер бес. На седину бес падок.
Стар кот, а масло любит.
Года (старость) от соблазна не затулье.
Седина напала — счастье пропало (отпало).
Ветер пошумит — да устанет; старая баба расходится — не скоро уймешь.
Состарился, а жить не уставился. Старый хлеб семена переводит.
Через старых и молодым житья нет.
От старых дураков молодым житья нет.
Молодых потешить — стариков перевешать.
Молоды-те дураки разумны каки, а стары дураки глупы каки!
Дьявол стар, да празднества ему нет (т. е. не чтут).
Старую собаку не батькой звать. Попову собаку не батькой звать.
Старость — не радость.
Старость — увечье; старость — неволя.
От старости зелье — могила.
При старости две радости: и с горбом и с бельмом (или: гроб и кила).
Старость не радость, горб не корысть.
Старость не радость, не красные дни.
Старость не радость: либо горб, либо кила (а ино и оба).
Старость не радость, а молодость не корысть.
Сдружилась старость с убожеством, да и сама не рада.
При старости бедность всего хуже. Стар да нищ — гниль да свищ.
Чужой век живет (доживает, заедает). Ты чужой век живешь, пора тебя лобанить (пора бы и честь знать).
Еще первая голова на плечах, и шкура не ворочана.
Перва кожа, невороть (не больно стар).
Хоть кривое, да молодое; а старое — и прямое, да гнилое.
Молодое да кривое (дерево), под старость и вдвое.
Молода, в Саксонии не была (солдатск.).
Смолоду ворона по поднебесью не летала, не полетит и под старость.
Старику не животы наживать, а дни проживать.
Петухи на насесть садятся, а старые люди на печь валятся.
Старикам по зубам. Не наша еда орехи, а наша — каша.
Придет старость — придет и слабость.
Старики хилеют, молодые пореют.
Старый стареется, а молодой растет.
Старый стареется, а молодой не молодеет.
Старость с добром не приходит. На старого и немощи валятся.
Он не годится и мышей ловить. Он уже и мышей не ловит (т. е. одряхлел).
Старость не радость, а пришибить некому.
Чем молодой похваляется, тем старый остужается (стыдится).
Молод бывал — и со грехом живал.
Кто бабушке не внук, кто молод не бывал?
Молодость не без глупости, старость не без дурости.
Молодой схвастает, что и старый не схрястает.
Молодому хвастать, старому хрястать.
Ныне не спрашивай старого, а спрашивай малого!
Старость — эхма! А молодость — ой-ой!
На что отец, коли сам молодец?
С тебя, окаянного, не будет и старика постоянного.
Старостью не стар, только с лихости пропал.
Не годами стар, а норовом.
Хороша молодежь, а к поре никого не найдешь.
Молодой старому не верит (и наоборот).
Ныне молодежь — погляди да брось.
Ныне старики — уж и невесть каки.
Молодость рыщет — от добра добра ищет.
Кто в двадцать лет не здоров (не хорош), в тридцать не умен, а в сорок не богат, тому век таким не бывать.
Малый, что глупый, а глупый, что малый.
Молодо — зелено; старо — да сбойливо.
Незрел виноград — невкусен, а молод человек — неискусен.
Зелен виноград не сладок, а молод человек не крепок.
Сусло не брага, молодость не человек.
Молодость плечами покрепче, старость головою.
Молодость ременны гужи рвет, старость и на лычаге прет.
Молодо — жидко, старо — круто, а середовая пора одним днем стоит.
Молодому крепиться — вперед пригодится.
Молод месяц — не на всю ночь светит.
Молодо — зелено, погулять велено.
Молоденький умок, что весенний ледок.
Молодой ум, что молодая брага (бродит).
За него давно на том свете провиант получают (солдатск.).
Старше поповой собаки. Старее поповой кобылы.
Стар, что собака, а мал, что щенок.
Он живет аредовы веки (долговечен).
На старого Потапа выросла лопата.
Дедушка сед, а смерти на него нет.
Дай Бог в молодости грызть кости, а под старость — мягкое.
Молод — кости гложи, стар — кашу ешь (на печи лежи).
Жила бабушка — не мешала, умерла — голбчик опростала.
Старые старушки, мягкие краюшки.
Смолоду наживай, а под старость проживай.
Старой бабе и на печи ухабы. Старые кости перележиваются.
Старые кости захотели в гости.
В лесу птицы, в тереме девицы, а у бражки старые бабы.
И по летам, и по годам — одно место: печь.
В старом теле, что во льду. В старой кости сугреву нет.
Выношенная шуба не греет. Обносится тулуп — плешь да шкура.
Старый муж, что гнилая колода лежит.
Словно живой прах по земле прошел.
До тридцати лет греет жена, после тридцати рюмка вина, а после — и печь не греет.
Век живучи — состареешься. Молодо растет, а старо стареется.
Станем говорить про старь, как доживать досталь.
Уж у меня давно хрящи срослись. Уж и хрящи окостенели.
У меня, брат, уж давненько темечко окрепло.
Уж у него (из него) песок сыплется.
У Тараса на плеши разыгралися три вши.
Дедушка старенек, а немного у него денег.
Бабушка старенька, а денег у нее маленько.
Сивому мерину смолоду цены не было, а под старость задаром отдали татарам.
У старого не по-старому. Что-то у старого не все по-старому.
У старого коня — не по-старому хода.
Под старость все неволя. Не в охоту с икотой.
Смолоду охотою, а под старость перхотою.
Старость придет — веселье на ум не пойдет.
Ни смолоду молодец, ни под старость старик.
Молод бывал — на крыльях летал; стар стал — на печи сижу.
Старый хочет спать, а молодой — играть.
Молод с игрушками, стар с подушками.
Кабы снова на свет народиться, знал бы, как состареться.
Только бы помолодеть, а уж знал бы, как состареться.
Адамовы лета с начала света.
Тужи по молодости, что по большой волости.
Прошла молодость — не за холщовый мех.
Прожили век — не за холщовый мех.
Не гребень голову чешет, а время. Время краску с лица сгоняет.
Уплыли годы, как вешние воды.
Молодости не воротить, а старости не избыть.
Молодое пиво уходится. Молодой квас — и тот играет.
Час придет, и квас дойдет.
Молоденек — доживет до денег.
Молод не добесится, так стар с ума сойдет.
Молод — просмеется; зелен — дойдет.
Доброе дитя скорее пролжется.
Молод годами, да стар умом. Ум бороды не ждет.
Молод, да стары книги читал.
Не спрашивай старого, спрашивай бывалого!
Золотое время — молодые лета. Пока молод, пота и весел.
Большой для страсти, малый для сласти (слушается).
Для продления жизни древние египтяне употребляли в больших количествах чеснок.
Учись, поколе хрящи не срослись.