К 2018 году в России появится Арктическая группировка войск
Россия до 2018 года завершит создание арктической группировки войск и реконструкцию аэродромов в Арктике. Об этом сообщил министр обороны России Сергей Шойгу.
— Мы к 2018 году должны завершить полностью создание и вооружение всей арктической группировки, — сказал он на пресс-конференции в Русском географическом обществе.
Министр также сообщил, что ведомство завершает создание военной базы на арктическом острове Котельный, входящем в Новосибирские острова.
— Мы ни от кого это не скрываем — мы фактически завершили создание базы на Новосибирских островах, на острове Котельном. Это такая большая база, какой не было в советское время, это современное сооружение, со всем необходимым для оборудования тех рубежей, — сказал Шойгу.
Кроме того, база чуть меньшего размера будет развернута на острове Врангеля, также базы будут созданы на мысе Шмидта, на восточном побережье Чукотки и на Курилах, пишет ТАСС.
Минобороны России завершает создание военной базы на арктическом острове Котельный, входящем в Новосибирские острова, сообщает РИА Новости в четверг, 22 октября, со ссылкой на заявление министра обороны России генерала армии Сергея Шойгу.
Шойгу рассказал также, что Минобороны в 2016-2017 годах завершит реконструкцию шести аэродромов в Арктике.
«Мы одновременно сейчас реконструируем шесть аэродромов, заканчиваем работу в какой-то части в этом году, по большей части в 2016-2017 годах. Это аэродром Тикси, дальше мы делаем аэродром совместного базирования вместе с нашими ресурсодобывающими компаниями, в частности «Ямал СПГ», — приводит слова министра агентство.
Зачем всё это делается
Необходимость постоянного военного присутствия в Арктике вызвана двумя причинами.
Во-первых, по соображениям стратегической безопасности.
На северном направлении Россия довольно слабо защищена от различных средств нападения, как воздушного, так и морского базирования. И это положение необходимо исправлять. Особенно учитывая усиление присутствия в Арктике иностранной военной силы. США расширяют и модернизируют приарктические военные базы, американские ВМС учатся действовать в арктических условиях не только подводными, но и надводными силами. Это становится возможным благодаря значительному освобождению Арктики ото льдов и увеличению периода навигации. В планах имеется даже размещение элементов ПРО корабельного базирования в Баренцевом море.
В Военно-морском колледже США (NWC, Ньюпорт, штат Род-Айленд), с 26 июля начала работу Группа арктических региональных исследований, задачей которой является помощь ВМС в подготовке к оперативным и стратегическим действиям в Арктике. Первый директор Группы, профессор Уолтер Бербрик так обозначил свои задачи:
«В ряде прогнозов утверждается, что Арктика будет полностью открыта для судоходства в летний период уже с 2023 года. Это предъявляет новые требования к военно-морским силам США, которые должные поддерживать присутствие и необходимый уровень боеготовности в суровых условиях Арктики».
Во-вторых, необходимость российского военного присутствия нужна для отстаивания национальных интересов в этом важнейшем районе. Северный морской путь начинает эксплуатироваться всё активней, что сделает его в обозримой перспективе одним из важнейших мировых транспортных коридоров. Для России СМП станет более важен ещё и потому, что он позволит активно разрабатывать арктические материковые и шельфовые месторождения полезных ископаемых. Сегодня их добыча во многом осложнена трудностью освоения месторождений и трудностью транспортировки добытых природных ресурсов.
Однако без поддержки военной силы реализовать свои экономические интересы невозможно нигде. Мы уже рассматривали причины усиления военного присутствия американцев в Арктике и необходимость ответных мер с нашей стороны. Достаточно вспомнить, что США считают вызовом своим национальным интересам сам факт усиления хозяйственной деятельности других стран (прежде всего России) в этом регионе. А одной из главных задач своих ВМС считают обеспечение международного (читай, своего) управления Арктикой, её транспортной функцией и природными ресурсами.
США открыто заявляют о готовности противодействовать попыткам использовать Арктику в сугубо национальных интересах какого-либо государства, подразумевая, естественно, освоение Арктики Россией. Ставку американцы делают на Арктический совет — международную организацию, которую стараются сделать управляющей региональной силой. А в качестве обоснования превосходства международного права в Арктике над национальным используют заботу о «защите общих интересов благосостояния всех приарктических государств», а также необходимость «охраны окружающей среды» (смотри текст Национальной стратегии США по Арктическому региону, принятой в мае этого года).
Заботу американцев о доступе к нашей Арктике можно понять. Иллюстрация из уже ведомственной арктической стратегии Береговой охраны США (USCG) наглядно демонстрирует две вещи:
— во-первых, американская береговая охрана изучает наши северные ресурсы;
— во-вторых, изменение климата, произошедшее за последние 20 лет, открыло мало новых экономических возможностей для США и очень много для России.
В исследовании отражено изменение ледового покрова, транспортного потенциала, рыбных ресурсов и разведанных нефтяных месторождений региона. И оно показывает, что эти изменения американцев обделили, а нас — наградили.
О специфическом поведении американцев в мире можно рассказывать долго и эмоционально. Однако наступивший век, который многие называют веком нового масштабного освоения Севера, — будет веком не американской, а Русской Арктики. У нас есть все возможности для того, чтобы отстоять свои интересы и использовать ресурсы Русского Севера для своего развития./Александр Горбенко,
Немного истории. Аэродром «Темп» на острове Котельном начал работать в 1949 году. Сначала он был удобной промежуточной базой высокоширотных воздушных экспедиций «Север». А с 60-х годов работал для обеспечения военных объектов, расположенных на архипелагеТеперь в короткий срок аэродром будет подготовлен для приёма транспортных самолётов Ан-72, Ан-74 и Ан-26. Работы будут вестись с высоким темпом. Очистку взлётно-посадочной полосы, установку радио- и светотехническое оборудования необходимо завершить в кратчайшие сроки, пока в Арктику не пришла непогода. Первые самолёты аэродром сможет принять уже в октябре.