День дальней авиации ВВС России
Дальняя авиация (ДА) является составной частью авиации Военно-воздушных сил; средством Верховного главнокомандующего Вооруженными силами Российской Федерации, компонентом стратегических ядерных сил и предназначена для решения стратегических (оперативно-стратегических) и оперативных задач на театрах военных действий (стратегических направлениях).
Основной задачей дальней авиации в масштабе ВВС считается как ядерное, так и неядерное сдерживание вероятных противников. В случае начала войны ДА будет выполнять задачи по снижению военно-экономического потенциала противника, поражению важных военных объектов, нарушению государственного и военного управления.
Днем создания российской дальней (стратегической) авиации принято считать 23 декабря (10 декабря по старому стилю) 1914 года, когда император Николай II утвердил постановление военного совета Русской армии о создании эскадры бомбардировщиков «Илья Муромец», первого в мире соединения тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков.
На самолете «Илья Муромец», спроектированном и построенном русским инженером Игорем Сикорским, были установлены мировые рекорды дальности, продолжительности полета и грузоподъемности.
В годы Первой мировой войны экипажи эскадры выполнили около 400 боевых вылетов. В 1917 году в эскадру входило двадцать бомбардировщиков.
После Октябрьской революции в марте 1918 года началось создание Северной группы воздушных кораблей «Муромцев» для полярных экспедиций и разведки Северного морского пути. Напряженное положение на фронтах Гражданской войны не позволило осуществить этот проект.
Далее Северная группа была переименована в Авиагруппу и в апреле 1919 года получила название Дивизион воздушных кораблей.
Дальнейшее развитие ДА было связано с принятием в 1930-е годы на вооружение бомбардировщика ТБ-3, спроектированного под руководством Андрея Туполева.
В 1936 году в войска начали поступать самолеты ДБ-3 (после модернизации — ДБ-3Ф), сконструированные в конструкторском бюро Сергея Ильюшина.
В 1936-1938 годах авиабригады и корпуса тяжелых бомбардировщиков были сведены в три воздушные армии особого назначения. Армии находились в непосредственном подчинении Наркома обороны. В 1940 году соединения и части тяжелых бомбардировщиков вошли в созданную Дальнебомбардировочную авиацию Главного командования Красной Армии (ДБА ГК). К началу Великой Отечественной войны в ДБА ГК входило пять авиакорпусов, три отдельных авиадивизии и один отдельный авиаполк (около 1500 самолетов и почти 1000 экипажей, находящихся в полной боеготовности).
Первые боевые вылеты в Великой Отечественной войне экипажи ДБА выполнили 22 июня 1941 года. В годы войны ДА принимала участие во всех крупных операциях Красной Армии, выполняя специальные задания.
В марте 1942 года дальнебомбардировочная авиация была преобразована в авиацию дальнего действия, в декабре 1944 года — в 18-ю воздушную армию. В 1946 году на базе 18 воздушной армии была создана Дальняя авиация Вооруженных сил.
В 1947 году началось поступление новых самолетов Ту-4 в войска. В 1951 году бомбардировщики Ту-4 стали носителями ядерного оружия.
После принятия на вооружение в 1950-е годы реактивной техники (дальних бомбардировщиков Ту-16, стратегических Ту-95 и ЗМ) произошел качественный скачок в развитии дальней авиации СССР. Экипажи ДА начали освоение Арктики.
В 1970-1980-е годы ДА пополнилась авиационными комплексами Ту-22МЗ, Ту-95МС и Ту-160, вооруженными крылатыми ракетами большой дальности.
В сентябре 1980 года из управления ДА и входивших в её состав авиационных корпусов были образованы воздушные армии. В мае 1988 года ДА была воссоздана.
В ВВС РФ в августе 1998 года на базе Дальней авиации была образована 37 воздушная армия Верховного Главного командования (стратегического назначения).
После вынужденного затишья после распада СССР возросла интенсивность полетов самолетов ДА. В 2001 году стратегические ракетоносцы впервые после 10-летнего перерыва появились над Северным полюсом.
В августе 2007 года ДА возобновила полеты в удаленных регионах на постоянной основе. Патрулирование осуществляется в регионах активного судоходства и экономической деятельности России. Полеты на воздушное патрулирование в акватории над нейтральными водами Арктики, Атлантики, Черного моря, Тихого океана выполняются как с базовых, так и с оперативных аэродромов.
Соединения и части ДА базируются с учетом ее оперативно-стратегического предназначения и задач от Новгорода на западе страны до Анадыря и Уссурийска на востоке, от Тикси на севере и до Благовещенска на юге России.
На вооружении соединений и частей ДА состоят стратегические и дальние бомбардировщики, самолеты-заправщики и самолеты-разведчики. Основу самолетного парка составляют стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС, дальние ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22М3, самолеты-заправщики Ил-78 и самолеты-разведчики Ту-22МР.
Основное вооружение самолетов: авиационные крылатые ракеты большой дальности и ракеты оперативно-тактического назначения в ядерном и обычном снаряжении, а также авиационные бомбы различного предназначения и калибра.
Дальнейшее развитие дальней авиации осуществляется за счет проведения модернизации бомбардировщиков Ту-160, Ту-95МС, Ту-22МЗ с продлением срока службы, а также за счет создания перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) — стратегического бомбардировщика пятого поколения. По заявлениям руководства Минобороны и ВВС, первые ПАК ДА должны взлететь к 2020 году. Ожидается, что новый бомбардировщик будет обладать высокой боевой мощью, малой заметностью и будет способен преодолевать современную противовоздушную оборону.
ПАК ДА станет дозвуковым и будет решать задачи, которыми сейчас заняты сразу три типа самолетов дальней авиации — Ту-160, Ту-95МС и Ту-22.
Ожидается, что к 2040 году будет создан стратегический бомбардировщик шестого поколения, который станет уже беспилотным.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
РИА Новости
В этот день, 23 декабря 1913 года, совершил первый полет четырехмоторный тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец» конструктора Игоря Сикорского.
Спустя ровно год царским указом была сформирована первая в мире эскадрилья таких самолетов. От этой даты ведет свое начало российская стратегическая авиация.
В настоящее время на вооружении дальней авиации, входящей в стратегическую ядерную триаду наравне с подводными лодками и ракетами, состоят стратегические бомбардировщики Ту-160 (15 бомбардировщиков), Ту-95МС и Ту-22М3.
Ракетоносец Ту-95МС был разработан еще 50 лет назад и является единственным в мире стратегическим бомбардировщиком, на котором установлены турбовинтовые двигатели. Самолеты Ту-22М3 входят в состав морской дальней авиации.
Задачей дальней авиации является поражение военных объектов противника на расстоянии многих тысяч километров от мест базирования, а также ведение оперативной и стратегической воздушной разведки.
Желаю вам, парящим над страной:
Пусть не страшат вас ни дожди косые,
Ни встречный ветер, ни палящий зной;
Пусть мягкой будет вам твердь небосвода,
Моторы пусть размеренно ревут,
Пусть будет только летною погода,
А дома пусть всегда с победой ждут! ©
Военных летчиков не балуют награды
Спокойных дней и банковских счетов…
И если скажет Родина, что «Надо!»
Ответит летчик, что «Всегда готов!»
Здоровья Вам и всяческих желаний
Во исполнение на жизненном веку!
И сколько б не покрыли расстояний,
К домашнему слетайтесь огоньку! ©
Родоначальник этих войск,
День дальней авиации,
Сегодня празднуем всерьёз!
Есть повод вспомнить о товарищах,
В историю страны нырнуть.
И помолчать о тех, кто рано,
Закончил жизненный свой путь.
Пусть развиваются России
Войска под знаком ВВС!
Чтоб в них была большая сила,
Любым врагам пришёл конец!